Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чувства. Сравнительная характеристика эмоций и чувств
Чувства – форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Чувство – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства – с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Чувства — еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека. Способы выражения чувств менялись в зависимости от исторической эпохи. В индивидуальном развитии человека чувства выступают как значимый фактор в формировании мотивационной сферы. Человек всегда стремится заниматься тем видом деятельности и тем трудом, которые ему нравятся и вызывают у него позитивные чувства. Чувства играют значимую роль и в построении контактов с окружающими людьми. Выделяют высшие чувства, которые включают: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людьми при сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом, (чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие). Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории. Контрольные вопросы по теме: 1. Назовите факторы, обусловливающие формирование положительных и отрицательных эмоций. 2. Что вы знаете о физиологических основах эмоций и роли второй сигнальной системы в формировании эмоций? 3. Каково значение эмоций в жизни человека? 4. Какие вы знаете виды эмоциональных состояний? 5. Чем отличаются эмоции от чувств?
Литература: 1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. 2. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. 3. Выготский Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте. Собрание соч.: В. 6 т. Т. 2. М. Педагогика, 1982. 4. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. 5. Изард К. Е. Эмоции человека. М., 1980. 6. Психология эмоций. Тексты. М., 1984. 7. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1993. Воля
Основное содержание темы: понятие воли, ее физиологических основ; произвольные и непроизвольные действия; виды волевых действий; структура сложного волевого акта; волевые качества человека и их развитие.
|