![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура педагогической деятельности. Педагогическая деятельность реализуется в определенных педагогических ситуациях с помощью самых разнообразных действий – мнемических
Педагогическая деятельность реализуется в определенных педагогических ситуациях с помощью самых разнообразных действий – мнемических, перцептивных, коммуникативных, исследовательских и др. Эти действия подчинены определенным целям и направлены на решение педагогических задач, формулируемых учителем в педагогических ситуациях. В структуре педагогической деятельности выделяют следующие педагогические функции: конструктивная; организаторская; коммуникативная; гностическая. Конструктивная функция. В работе учителя большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработка для изложения учащимся. Организаторская функция. Умение организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, а также умение правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать её. Коммуникативная функция. Она включает в себя установление и поддержание продуктивных взаимоотношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Продуктивное взаимоотношение учителя с учениками определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Гностическая (исследовательская) функция основывается на способности человека адекватно воспринимать, понимать, оценивать другого человека, а также предусматривает изучение возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей, особенностей процесса и результатов собственной деятельности, её достоинств и недостатков.Гностическая (исследовательская) функция предполагает развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, оценивать, структурировать подлежащие исследованию явления их связи и отношения. А.И. Щербаков, кроме изложенных компонентов, выделяет психологические функции педагогической деятельности. Это информационная функция (владение материалом и искусством его подачи); развивающая (управление развитием личности школьника в целом); ориентационная (направленность личности, ее мотивы, идеалы); мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности); исследовательская (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство). Эффективность педагогической деятельности с младшими школьниками в значительной степени зависит от успешности коммуникационной функции учителя. Гностическая, конструктивная и даже организаторская функции, особенно в первом классе, играют подчиненную роль. В работе с учениками подросткового возраста педагогу необходимо значительно больше внимания уделять (по сравнению с учителем начальных классов) своей конструктивной и организаторской деятельности. Успех учителя в старших классах во многом определяется интенсивностью его исследовательской работы – умением творчески овладеть содержанием преподаваемой им дисциплины [5. С. 167-169].
|