Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






партийное многообразие в россии в начале 20 в.






На начало 1907 г. было 100 партий 25 союзов

Черносо́ тенцы — собирательное название представителей консервативных, часто антисемитских, монархических, православных кругов, активно выступивших против Русской революции 1905 года. Первоначально они называли себя «истинно русскими», «патриотами» и «монархистами», но затем (через Грингмута) быстро адаптировали это прозвище, возведя его происхождение к нижегородским «чёрным (низовым) сотням» Кузьмы Минина, которые вывели Россию из состояния Смутного времени[1].

Черносотенное движение не представляло собой единого целого и было представлено различными объединениями, такими, в частности, как «Русская монархическая партия», «Чёрные Сотни», «Союз русского народа» (Дубровина), «Союз Михаила Архангела» и др.[2][3] В 1905—1907 годах термин «чёрная сотня» вошёл в широкое употребление в значении ультраправых политиков и антисемитов. В «Малом толковом словаре русского языка» П. Е. Стояна (Пг., 1915) черносотенец или черносотенник — «русский монархист, консерватор, союзник».

Социальную основу этих организаций составляли разнородные элементы: помещики, представители духовенства, крупной и мелкой городской буржуазии, купцы, крестьяне, рабочие, мещане, ремесленники, полицейские чины, выступавшие за сохранение незыблемости самодержавия на основании уваровской формулы «Православие, Самодержавие, Народность». Период особой активности черносотенцев пришелся на интервал с 1905 по 1914 год, когда ими проводились рейды (с неофициального одобрения правительства) против различных революционных групп и погромы, в том числе против евреев.[2][2]

Идеология

Часть черносотенного движения возникла из народного движения за трезвость. Трезвенничество черносотенными организациями никогда не отрицалось, более того, часть черносотенных ячеек были оформлены как общества трезвости, чайные и чтения для народа.

В сфере экономики черносотенцы выступали за многоукладность. Часть черносотенных экономистов предлагала отказаться от товарного обеспечения рубля[4].

Следует отметить, что конструктивная часть черносотенных идей (имеются в виду как программы организаций, так и обсуждаемые черносотенной прессой темы) предполагала консервативное общественное устройство (имели место значительные споры по вопросу о допустимости парламентаризма и вообще представительных учреждений в самодержавной монархии), и некоторое обуздание эксцессов капитализма, а также укрепление общественной солидарности, формы прямой демократии.

Союз 17 октября

Сою́ з 17 октября́ («Октябристы») — право-либеральная политическая партия чиновников, помещиков и крупной торговой промышленной буржуазии России, существовавшая в 1905—1917 годах. Партия представляла правое крыло российского либерализма, придерживаясь умеренно-конституционных взглядов. Название партии восходит к Манифесту, изданному Николаем II 17 октября 1905 года.

Илья Репин. 17 Октября 1905

Партия была основана в октябре 1905 года; с 1906 её возглавлял Александр Гучков.

Основные положения

ограничение власти монарха

сохранение монархической формы правления

свобода слова, собраний, союзов, передвижения и совести

неприкосновенность личности и жилища

сохранение «единой и неделимой» России

содействия покупке крестьянами земель у частных владельцев

нормирование рабочего дня

отрицание возможности предоставления автономии отдельным частям империи, кроме Финляндии

уравнивание крестьян в правах с другими сословиями

Лидеры и известные члены

Гучков, Александр Иванович

барон Корф, Павел Леопольдович

Родзянко, Михаил Владимирович

Хомяков, Николай Алексеевич

Шипов, Дмитрий Николаевич

Красовский, Михаил Васильевич

Участие в Думах. Самая многочисленная фракция в 3-й Государственной думе, попеременно блокировалась с умеренно-правыми и кадетами.

Конституцио́ нно-демократи́ ческая па́ ртия

Конституцио́ нно-демократи́ ческая па́ ртия («партия к.-д.», «Па́ ртия Наро́ дной Свобо́ ды», «ка-деты», позже «каде́ ты») — крупная леволиберальная политическая партия в России в начале XX века.

История

Решение о создании Конституционно-демократической партии было принято на 5-ом съезде либеральной организации земских деятелей Союз земцев-конституционалистов (9 - 10 июля 1905 года), исходя из поставленной членами Союза задачи «объединения земских сил с общенародными» в процессе подготовки к выборам в Государственную Думу.

23 августа 1905 г. в Москве состоялся 4-ый съезд организации либеральной интеллигенции Союз освобождения, который принял решение о присоединении к Союзу земцев-конституционалистов и создании вместе с земскими деятелями единой партии. Избранные обоими Союзами комиссии сформировали Временный комитет, подготовивший объединительный съезд.

Несмотря на транспортные проблемы, вызванные Всероссийской политической стачкой, Первый (учредительный) съезд Конституционно-демократической партии прошел в Москве с 12 по 18 октября 1905 года. Во вступительной речи П.Н. Милюков охарактеризовал конституционно-демократическое движение как идейное, внеклассовое, социально-реформистское, определил главную задачу создаваемой партии как «вступление в Думу с исключительной целью борьбы за политическую свободу и за правильное представительство» и провел границы партии в политическом спектре России следующим образом: от более правых партий кадетов отличает отрицание бюрократической централизации и манчестерства, от более левых – приверженность конституционной монархии и отрицание требования обобществления средств производства.[1] На заседании 14 октября 1905 г. съезд принял постановление, в котором приветствовал «мирное, и вместе с тем грозное» рабочее забастовочное движение, выразил поддержку его требований.[2] На следующий день, 15 октября 1905 г., на съезде было оглашено сообщение о подписании императором Николаем II Высочайшего манифеста о даровании народу прав и свобод. Это известие делегаты встретили громкими аплодисментами и криками «ура». В прочувственной речи М.Л. Мандельштам вкратце описал историю освободительного движения в России, результатом которого стал Октябрьским манифест, и выразил партийный привет союзу русской интеллигенции, студенческой молодежи и рабочего класса. Собравшиеся почтили вставанием память всех борцов, погибших за народную свободу, и поклялись не отдавать эту свободу назад.[3]

В то же время на заседании 18 октября съезд дал скептическую оценку Манифесту, отметив неопределенность, иносказательность и неконкретность выражений документа, и выразил неуверенность в возможности осуществления его положений на практике при сложившихся политических условиях. Партия потребовала отмены исключительных законов, созыва Учредительного собрания для выработки конституции и освобождения политических заключенных.[4] Свою речь на банкете, последовавшем за окончанием съезда, П.Н. Милюков закончил словами: «Ничего не изменилось, война продолжается».

На съезде были приняты устав и программа партии, выбран временный Центральный комитет.

Отношения сотрудничества между кадетами и новым правительством, которое возглавил гр. С.Ю. Витте, не сложились. Переговоры между делегацией кадетских деятелей земского союза (кн. Н.Н.Львов, Ф.А. Головин, Ф.Ф. Кокошкин) и гр. С.Ю. Витте, предложившим кадетам войти в состав реформированного кабинета министров, закончились неудачей, т.к. гр. С.Ю.Витте не принял условие вхождения земцев-кадетов в кабинет (всеобщие выборы в Учредительное собрание с целью выработки конституции). Делегацию земско-городского съезда, на котором кадеты имели большинство, С.Ю. Витте отказался принять, упрекнув либеральную общественность в «нежелании содействовать власти в осуществлении начал манифеста и охране порядка».

На II съезде (5 – 11 января 1906 г.) к названию партии было решено прибавить, в виде подзаголовка, слова «Партия Народной Свободы», поскольку словосочетание «Конституционно-демократическая» было непонятно малограмотному большинству населения. Съезд утвердил новую программу партии, в которой определенно высказался за конституционную парламентарную монархию и распространение избирательных прав на женщин. По наиболее острому вопросу – об участии в выборах в Государственную думу – съезд подавляющим большинством принял решение, несмотря на противодействие администрации и избирательный ценз, отсекающий от участия в выборах рабочих и часть крестьян, принять участие в избирательной кампании прежде всего в целях пропаганды своей программы и организационного структурирования партии. В случае, если кадеты выиграют выборы, съезд постановил идти в Думу, но не с целью обычной законотворческой работы, а единственно с целью введения всеобщего избирательного права, политических и гражданских прав и свобод и принятия неотложных мер для «успокоения страны». Съезд также избрал постоянный Центральный Комитет под председательством кн. Павла Долгорукова, в который, в частности, вошли В.И. Вернадский, М.М. Винавер, И.В. Гессен, кн. Петр Долгоруков, А.А. Кизеветтер, Ф.Ф.Кокошкин, А.А.Корнилов, В.А.Маклаков, М.Л.Мандельштам, П.Н.Милюков, С.А.Муромцев, В.Д.Набоков, Л.И.Петражицкий, И.И.Петрункевич, Ф.И.Родичев, П.Б.Струве, Н.В.Тесленко, кн. Д.И.Шаховской, Г.Ф.Шершеневич.[8]

В ходе подготовки к выборам в Государственную думу численность партии кадетов неуклонно росла, достигнув к апрелю 1906 года 70 тысяч человек. Этому способствовали как высокий уровень политической активности накануне выборов, так и возможность вступать в Конституционно-демократическую партию на основании одного лишь устного заявления.

На выборах в Государственную думу партия пользовалась большим успехом как в широких кругах интеллигенции, буржуазии, части либерального дворянства и мещанства, так и среди трудящихся. Широкую общественную поддержку партии обусловили, с одной стороны, радикальная программа политических, социальных и экономических реформ, а с другой стороны, стремление партии осуществить эти реформы исключительно мирным, парламентским путем, без революций, насилия и крови.

В результате конституционные демократы получили в Государственной думе I созыва 179 мест из 499-и (35, 87%), образовав крупнейшую думскую фракцию. Председателем Думы стал член ЦК профессор С. А. Муромцев, кадетами были также все его заместители и председатели 22 думских комиссий.

После роспуска Думы через 2, 5 месяца её работы, кадеты сперва участвовали в собрании депутатов в Выборге и в выработке известного «Выборгского воззвания», но вскоре отказались от требований Выборгского воззвания и пошли на выборы во II Думу под очень умеренными лозунгами.

Все лица, подписавшие Выборгское воззвание, потеряли право быть избранными во II Думу (во время выборов они находились под следствием) и в III Думу (приговоренные к наказанию по суду лишались избирательного права на 3 года после окончания наказания). Данное обстоятельство привело к тому, что многие популярные деятели партии не смогли принять участие в последующих выборах, и послужило одной из причин того, что успех кадетов на выборах в I Думу никогда более не удалось повторить.

Совет Народных Комиссаров

Декрет об аресте вождей гражданской войны против революции

Члены руководящих учреждений партии кадетов, как партии врагов народа, подлежат аресту и преданию суду революционных трибуналов.

На местные Советы возлагается обязательство особого надзора за партией кадетов ввиду её связи с кониловско-калединской гражданской войной против революции.

Декрет вступает в силу с момента его подписания.

Председатель Совета Народных Комиссаров

Вл. Ульянов (Ленин)

Народные комиссары: Н. Авилов (Н. Глебов), П. Стучка, В. Менжинский, Джугашвили-Сталин, Г. Петровский, А. Шлихтер, П. Дыбенко.

Во II Думе они получили 98 депутатских мандатов (председателем опять был выбран член ЦК, Ф. А. Головин). В III Думу кадеты провели только 54 депутата, а в следующую (и последнюю) — 59.

После роспуска II Государственной Думы партия кадетов, в отличие от социалистических партий, продолжала действовать открыто и легально, проводила общероссийские съезды, свободно издавала и распространяла партийную литературу. На местах функционировали многочисленные кадетские клубы и комитеты, устраивались митинги, собирались средства на содержание партии. В то же время Министерство внутренних дел неизменно отказывало Конституционно-демократической партии в официальной регистрации.

Играли решающую роль в последней Думе, в организациях Земского и городского союзов, в Военно-промышленных комитетах. Поддерживали политику правительства в 1-й мировой войне. Инициаторы создания оппозиционного Прогрессивного блока (1915). Выступали под патриотическими, но радикально антиправительственными лозунгами. Известна знаменитая думская речь Милюкова с обвинениями в адрес правительства и двора («Что это — глупость или измена?»).

Наиболее влиятельным периодическим изданием, стоявшим на позициях конституционно-демократической партии, была газета «Речь».

Социальный состав партии и ее электорат

Изначально партия кадетов была организована представителями интеллигенции и земского либерального дворянства. В состав партии вошли также либерально настроенные землевладельцы, средняя городская буржуазия (промышленники, купцы, банкиры), учителя, врачи, служащие. В период революционного подъема 1905 — 1907 годов в партийных организациях состояли или активно поддерживали партию многие рабочие, ремесленники и крестьяне. Стремление кадетов играть роль конструктивной оппозиции и оппонировать царскому правительству исключительно парламентскими методами привело после поражения революции 1905 года к разочарованию в тактике кадетов и оттоку из партии представителей социальных групп, занятых физическим трудом и располагающих небольшими доходами. Сокращение численности трудящихся в составе партии продолжалось вплоть до революции 1917 года. В течение всего этого времени партию кадетов поддерживал в основном средний городской класс. После Февральской революции 1917 года, которую кадеты приветствовали и которая дала им ведущую роль во Временном правительстве, численность Конституционно-демократической партии стала резко расти как за счет массового вступления в нее надеющихся на демократические изменения рабочих и крестьян, так и за счет бывших прогрессистов, октябристов и даже правых монархистов, которые видели в ней единственную надежду на мирное завершение революции и восстановление правопорядка. Однако по мере усиления разрухи, вызванной войной, и радикализации масс поддержка кадетов, пытавшихся спасти монархию и выступавших за войну до победного конца, среди городских низов и особенно сельского и провинциального населения неуклонно сокращалась, что находило отражение в неблагоприятных для кадетов результатах местных выборов. Провал выступления генерала Л. Г. Корнилова, за которым видели «руку кадетов», также нанёс урон репутации партии. Тем не менее, на выборах в Учредительное собрание в 1917 году кадеты по прежнему получили голоса городского среднего класса.

Па́ ртия социали́ стов-революционе́ ров (ПСР, па́ ртия с.-р., эсе́ ры

Па́ ртия социали́ стов-революционе́ ров (ПСР, па́ ртия с.-р., эсе́ ры) — революционная политическая партия Российской империи, позже Российской Республики и РСФСР. Входила во Второй интернационал.

Партия социалистов-революционеров занимала одно из ведущих мест в системе российских политических партий. Она была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией. Её судьба была драматичней, чем судьба других партий. Триумфом и трагедией для эсеров стал 1917 год. В короткий срок после Февральской революции партия превратилась в крупнейшую политическую силу, достигла по своей численности миллионного рубежа, приобрела господствующее положение в местных органах самоуправления и большинстве общественных организаций, победила на выборах в Учредительное собрание. Её представителям принадлежал ряд ключевых постов в правительстве. Привлекательными для населения были её идеи демократического социализма и мирного перехода к нему. Однако, несмотря на всё это, эсеры не смогли удержать власть.

Органы управления

Высший орган - Съезд Партии Социалистов-Революционеров, Совет Партии Социалистов-Революционеров

Исполнительный орган - Центральный Комитет Партии Социалистов-Революционеров

Программа партии

Историко-философское миросозерцание партии обосновывалось трудами Н. Г. Чернышевского, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского.

Проект программы партии был опубликован в мае 1904 года в № 46 «Революционной России». Проект с незначительными изменениями был утверждён в качестве программы партии на её первом съезде в начале января 1906 года. Эта программа оставалась главным документом партии на протяжении всего её существования. Основным автором программы был главный теоретик партии В. М. Чернов.

Эсеры являлись прямыми наследниками старого народничества, сущность которого составляла идея о возможности перехода России к социализму некапиталистическим путём. Но эсеры были сторонниками демократического социализма, то есть хозяйственной и политической демократии, которая должна была выражаться через представительство организованных производителей (профсоюзы), организованных потребителей (кооперативные союзы) и организованных граждан (демократическое государство в лице парламента и органов самоуправления).

Оригинальность эсеровского социализма заключалась в теории социализации земледелия. Эта теория составляла национальную особенность эсеровского демократического социализма и являлась вкладом в сокровищницу мировой социалистической мысли. Исходная идея этой теории заключалась в том, что социализм в России должен начать произрастать раньше всего в деревне. Почвой для него, его предварительной стадией, должна была стать социализация земли.

Социализация земли означала, во-первых, отмену частной собственности на землю, вместе с тем не превращение её в государственную собственность, не её национализацию, а превращение в общенародное достояние без права купли-продажи. Во-вторых, переход всей земли в заведование центральных и местных органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями. В-третьих, пользование землёй должно было быть уравнительно-трудовым, то есть обеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе.

Важнейшей предпосылкой для социализма и органической его формой эсеры считали политическую свободу и демократию. Политическая демократия и социализация земли были основными требованиями эсеровской программы-минимум. Они должны были обеспечить мирный, эволюционный, без особой, социалистической, революции переход России к социализму. В программе, в частности, говорилось об установлении демократической республики с неотъемлемыми правами человека и гражданина: свобода совести, слова, печати, собраний, союзов, стачек, неприкосновенность личности и жилища, всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина с 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов. Требовались также широкая автономия для областей и общин как городских, так и сельских и возможно более широкое применение федеративных отношений между отдельными национальными регионами при признании за ними безусловного права на самоопределение. Эсеры раньше, чем социал-демократы, выдвинули требование федеративного устройства Российского государства. Смелее и демократичнее они были и в постановке таких требований, как пропорциональное представительство в выборных органах и прямое народное законодательство (референдум и инициатива).

Анархи́ сты

Анархи́ зм (от др.-греч. α ν α ρ χ ω: ἀ ν, «ан», — «без» и ἄ ρ χ ή, «архэ», — «власть») — политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком

Анархизм — идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. При этом существует множество различных направлений анархизма, которые часто расходятся в тех или иных вопросах: от второстепенных, и вплоть до основополагающих (в частности — относительно взглядов на частную собственность, рыночные отношения, этнонациональный вопрос).

Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы[2

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал