Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Место курса в системе профессиональной подготовки выпускника, междисциплинарные связи






Место курса в системе профессиональной подготовки выпускника, междисциплинарные связи.

Уголовно-процессуальное право является наукой, отраслью права и одной из ведущих учебных дисциплин на юридическом факультете Приволжского филиала Российской академии правосудия. В системе юридической подготовки юристов-профессионалов учебная дисциплина «Уголовный процесс» занимает ключевое место.

Это положение оправдано тем, что уголовный процесс (уголовное судопроизводство) как отрасль государственной деятельности является обязательной частью или продолжением других направлений борьбы с преступностью. В полном объеме нормы уголовного права может применить только суд, а предпосылки основания и условия применения норм УК РФ обеспечиваются уголовно-процессуальной деятельностью. Деятельность специалистов, применяющих уголовно-процессуальное законодательство, становится результативной лишь в том случае, если полученные итоги их работы воплощаются в судебные доказательства.

Междисциплинарные связи уголовно-процессуального права проявляются во взаимодействии уголовного процесса с другими отраслями права и соответствующими субъектами регулируемых ими правовых отношений. В частности, это находит отражение в следующем.

Конституционное право. Конституция РФ обеспечила базу для функционирования судебной власти и уголовного судопроизводства в целом.

Уголовное право. В полном объеме нормы уголовного права может применить только суд, а предпосылки основания и условия применения норм УК РФ обеспечиваются уголовно-процессуальной деятельностью.

Законодательство о судебной системе, судоустройстве и судебной власти.Суды, как единственные носители судебной власти, - обязательные субъекты процесса, без которых уголовный процесс не может существовать и теряет смысл, т.к. уголовное судопроизводство – это важнейший канал осуществления судебной власти по уголовным делам.

Уголовно-исполнительное право.Одной из задач, установленных УИК РФ (ст. 1) является регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний. Уже одно это позволяет отметить созвучность задач, стоящих перед УПК, УК и УИК в борьбе с преступностью. Нормы УПК регулируют также порядок назначения и изменения судом режима содержания осужденного, обращения приговора к исполнению, предусматривают порядок и условия исполнения и отбывания наказаний.

Также уголовный процесс взаимодействует с гражданско-процессуальным правом, криминалистикой, судебной медициной, судебной психиатрией, юридической психологией, судебной статистикой, криминологией и другими, не менее значимыми, отраслями юридической науки.

Цель изучения дисциплины «Уголовный процесс». В ходе преподавания и самостоятельного изучения студентами уголовного процесса на основе сочетания аудиторных занятий и самостоятельных форм обучения достигаются следующие цели:

1. образовательная– усвоение теоретических положений уголовного судопроизводства, принципов уголовно-процессуального права, особенностей правового регулирования деятельности правоохранительных органов, суда и граждан в сфере уголовного процесса; применение в уголовной процедуре российских норм и международных стандартов, регламентирующих порядок уголовного судопроизводства;

2. практическая– умение уяснить смысл и содержание норм уголовно-процессуального права; умение применять их к конкретным уголовно-процессуальным отношениям и действиям; составлять процессуальные документы, сопутствующие уголовно-процессуальной деятельности; приобретать практические навыки выполнения процессуальных действий и принятия решений на различных стадиях уголовного судопроизводства;

3. воспитательная– формирование правового мировоззрения следователей, работников органов дознания работников органов юстиции, в соответствии с конституционными принципами судопроизводства, основами правовой теории и практики, нравственными началами уголовного процесса.

 

Основные задачи курса:

1. оказание помощи студентам в овладении глубокими и системными знаниями теории уголовного процесса, сущности уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного следствия, дознания, прокуратуры и суда;

2. формирование у студентов устойчивых навыков и умений по применению уголовно-процессуального законодательства в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений;

3. формирование у студентов высокого уровня правосознания.

 

Требования к уровню освоения содержания курса:

1. В результате изучения курса студенты должны знать:

- понятие, систему и задачи уголовно-процессуального права;

- назначение уголовно-процессуального законодательства и общие тенденции его развития; конституционные и иные принципы уголовного процесса;

- состязательное начало в уголовном судопроизводстве;

- систему и структуру норм уголовно-процессуального законодательства и особенности их толкования;

- международные акты, регулирующие вопросы защиты прав и свобод граждан при производстве по уголовным делам;

- общую характеристику типов (форм) производства по уголовным делам (история и современное состояние);

- понятие и сущность уголовно-процессуальной деятельности, ее отличия от оперативно-розыскной и иных видов деятельности правоохранительных органов, не урегулированных уголовно-процессуальным законом;

- особенности осуществления в условиях состязательности функций обвинения, защиты и разрешения дела;

- особенности построения уголовного процесса: роль и значение каждой его стадии для достижения задач уголовного судопроизводства, особенности полномочий участников процесса на каждой стадии уголовного судопроизводства;

- научные основы теории доказательств, сущность и цели доказывания по уголовным делам в условиях состязательности; понятие доказательства, виды доказательств и их свойства; критерии допустимости доказательств, предмет и пределы доказывания; полномочия участников процесса в доказывании и их особенности в традиционном судопроизводстве и суде присяжных;

- нормы российского уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие условия и порядок защиты прав и свобод личности на разных этапах судопроизводства;

- порядок обжалования решений и действий органов предварительного следствия и суда, процедуру рассмотрения и разрешения жалоб в вышестоящих судах;

- порядок производства предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовным делам в судах первой, второй и надзорной инстанций;

- специфику особого порядка уголовного судопроизводства по отдельным категориям уголовных дел;

- вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

2. Студенты должны уметь:

– проводить следственные действия и процессуально грамотно оформлять их результаты;

– составлять процессуальные документы и макет уголовного дела;

– участвовать в дискуссиях и прениях сторон по проблемам судебного разбирательства;

–разрешать процессуальные задачи-ситуации;

– формулировать промежуточные и итоговые решения.

3. Студенты должны владеть основными навыкамиисследования и оценки информации по расследуемым преступлениям, процесса расследования преступления, принятия необходимых следственных решений, составления процессуальных и организационных документов следователя, дознавателя при расследовании конкретных преступлений, взаимодействия с работниками подразделений и служб органов внутренних дел, представителями общественности и средств массовой информации.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

3.1. На базе высшего профессионального образования (срок обучен. 3, 5 года)

 

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов по формам обучения
заочная
Общая трудоемкость  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинарские (практические) занятия  
Самостоятельная работа  
НИРС  
Форма итогового контроля Зачет / экзамен

3.2. На базе среднего профессионального образования (срок обучения 4 года)

 

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов по формам обучения
заочная
Общая трудоемкость  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинарские (практические) занятия  
Самостоятельная работа  
НИРС  
Форма итогового контроля Зачет / экзамен

3.3. На базе среднего (полного) общего и среднего профессионального (неюридического образования) (срок обучения 6 лет)

 

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов по формам обучения
заочная
Общая трудоемкость  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинарские (практические) занятия  
Самостоятельная работа  
НИРС  
Форма итогового контроля Зачет / экзамен

Тематический план с указанием разделов и тем дисциплины и часов по учебному плану

 

4.1. Тематический план


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал