Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оптимизм против пессимизма






 

Вы оптимист или пессимист по натуре? Пессимистам труднее идти на риск, совершать смелые поступки, а оптимистам легче, ведь они верят, что все обернется в лучшую сторону даже в сложных ситуациях. Пессимисты же склонны верить, что несчастья направлены лично против них, что эти невзгоды масштабны и имеют постоянный характер. Иными словами, негативные результаты – это следствие собственной неудачи («это моя вина»), они распространяются не на один конкретный эпизод, а на все («мне не везет во всем») и длятся неопределенно долго («мне никогда не добиться успеха»). Удачи же пессимисты видят в совсем ином свете – как временное явление («на этот раз мне повезло»), как отдельные («мне повезло только в этом деле») и безличностные эпизоды («дело тут было не во мне»). Оптимисты – люди другого склада. Они воспринимают негативные события как временные, отдельные эпизоды, причина которых лежит вовне, а позитивные – как постоянные, всеобъемлющие, порожденные их собственными качествами.

Если пессимистические убеждения удерживают вас от вашей естественной смелости, обретите уверенность в собственных силах, ведь оптимизм, как и смелость, можно развить в себе. В своей книге «Как научиться оптимизму» («Learned Optimism») доктор Мартин Селигман предлагает упражнение, названное им НВП (аббревиатура: неприятности, верования и последствия). Когда вы встречаетесь с неприятностью (Н), то событие становится мыслью, которая быстро превращается в верование (В). Затем верования влияют на то, как вы себя ведете, и влекут за собой последствия (П). Научившись переводить неприятность в верование без лишнего драматизма, вы сможете воздействовать на последствия, которые возникнут после неприятного события. Поменяв свой стиль объяснения событий, вы сумеете превратить пессимистичные мысли в оптимистичные, а это придаст вам смелость.

Например, на работе начальник отчитал вас (неприятность). Вы раздражаетесь и думаете: «Мой руководитель такой неблагодарный. Он меня не ценит. Я никогда не получаю признания за свою трудную работу» (верование). Затем делаете ответный ход и из вредности сдаете отчет позже (последствие). Или, предположим, ваш новый партнер отменяет свидание, которого вы ждали (неприятность). Вы говорите себе: «Я знала, что он выглядит слишком хорошо. На самом-то деле он обо мне не заботится» (верование). Чувствуете себя уязвленной и разочарованной и впадаете в депрессию на весь день (последствие).

Как изменить верования, которые возникают после неприятности? Например, когда ваш начальник раздражается, не нужно принимать это как личное оскорбление, считать его негативные эмоции постоянными и распространять упрек на все грани своей деятельности. Скажите себе, что эпизод вызван конкретным обстоятельством, скоро закончится и не касается вас лично. Вместо убеждения в том, что руководитель вас не ценит, подумайте о том, что у него дома могло что-то произойти, а вы просто попали под горячую руку. Таким образом вы нейтрализуете схему «пассивная жертва – агрессор» и отреагируете на произошедшее с сочувствием к своему начальнику. Даже если он этого не заметит, вам в любом случае станет легче, а поскольку ваша смелость возрастет, то вы сможете корректно поспорить с руководителем, инициировав трудный разговор.

Аналогичным образом вместо предположений о том, что друг вас не ценит, и последующей депрессии можно спросить себя, не был ли он просто занят, не нуждается ли он во времени на личные дела. Найдите способ развлечься без него и поднимите себе настроение.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал