Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






УДК 376.02 ББК 74.30 4 страница






Кроме того, на занятиях по физическому развитию с детьми проводятся упражнения с предметами для развития целенаправленных движений и равновесия. Например, упражнения с флажками: движения рук вверх-вниз; помахивание флажком вверху над головой одной рукой; упражнения с мячом: отталкивание дву­мя руками большого мяча, подвешенного в сетке; ка­тание среднего мяча друг к другу, сидя в парах; ката­ние среднего мяча к взрослому; бег за мячом, брошен­ным педагогом; бросок мяча в корзину стоя; бросок ма­лого мяча вдаль и бег за мячом (расстояние 30—40 см). С детьми проводятся упражнения, которые выполня­ются по показу: ходьба по дорожке, выложенной из каната (ширина 30—35 см); ходьба по доске с припод­нятым краем (высота 15—20 см). Детям предлагаются следующие подвижные игры: «Котята», «Зайчики прыгают», «Догони мяч», «Птички полетели», «По­бежим по дорожке», «Пройдем по камушкам», «Беги — ловлю», «Птички в гнездышках», «Догоню, дого­ню», «Лошадки».

Главное в занятиях по физическому воспитанию — сформировать у детей интерес к овладению основны­ми движениями (ходьбой), способность подражать дви­жениям и действиям взрослого.

Познавательное развитие. Стремление к познанию окружающего мира пронизывает все сферы детской деятельности в раннем возрасте при нормальном раз­витии, придавая ребенку раннего возраста неповтори­мый облик практического исследователя. Большое зна­чение для развития познавательной активности детей раннего возраста имеет стремление не только рассмат-


ривать предметы, но и действовать с ними: расчленять, соединять, конструировать из предметов, эксперимен­тировать с ними. Под влиянием предметной деятель­ности, общения и игры в раннем возрасте развивают­ся восприятие, мышление, память и другие познава­тельные процессы. Наиболее интенсивно развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие — фундаментальная психическая функ­ция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружа­ющем мире.

Развитие восприятия связано со словом. Слово, обо­значающее предмет, несет в себе обобщенное знание, что создает для ребенка зону его дальнейшего разви­тия. Использование опредмеченных слов-названий помогает развитию и углублению восприятия различ­ных качеств предметов (величины, формы, цвета, фун­кции).

В практической деятельности у ребенка развивает­ся не только восприятие, но и мышление, которое в этот период имеет наглядно-действенный характер. Путем практического экспериментирования ребенок открывает новые средства для достижения целей. На­пример, достает один предмет с помощью другого: за­катившийся мячик с помощью палки (лопатки, щет­ки), встает на стул, чтобы дотянуться до висящего шарика.

К концу третьего года у нормально развивающего­ся ребенка ознакомление с окружающим миром при­обретает ярко выраженный познавательный характер. Дети активно стремятся получить информацию об ок­ружающем мире, задавая взрослому множество воп­росов типа: «Где ночует солнышко?», «Где живет лиса?», «Что ест слон?» и т. п.

Коррекционно-педагогическая работа по познава­тельному развитию детей третьего года жизни с орга­ническим поражением ЦНС направлена на сенсорное воспитание, формирование наглядно-действенного Мышления, ознакомление с окружающим миром, раз­витие предметно-игровых действий, развитие речи и коммуникативных способностей, формирование игро­вых действий и предпосылок к продуктивным видам Деятельности.


Сенсорное воспитание направлено на развитие у ребенка ориентировочно-исследовательских действий, восприятия предметов с точки зрения их функциональ­ного назначения, ориентировки на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное воспри­ятие. Сенсорное воспитание включает в себя развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия, закрепление воспринятого предмета и свойства в слове, а также формирование взаимосвязи между всеми анализаторными система­ми (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной).

На первых занятиях педагог направляет свои уси­лия на удовлетворение потребности ребенка в эмоцио­нальном насыщении, предметной новизне; на обеспе­чение развития познавательных функций руки и сен­сорно-двигательной координации в процессе манипу­лирования, на пробуждение познавательной активно­сти: «Что это?», эмоционально-делового общения со взрослым, пробуждение речевой активности.

Важно при этом учить детей фиксировать взгляд на предмете, который находится в руке, прослеживать за движущимся предметом — вправо, влево, вверх, вниз. Большое внимание на занятиях уделяется восприятию детьми различных предметов и игрушек, которые их окружают. Педагог постепенно обыгрывает с детьми различные игрушки, показывая им, что с игрушками можно выполнять различные действия. Так, напри­мер, педагог приносит различные коробочки, мешоч­ки, привлекая ребенка вместе открывать коробочки, спрашивает: «Что там? Давай достанем из коробочки игрушку. Вот юла, она крутится. А вот в мешочке — другая игрушка, мячик, он катится» и т. д. Затем де- тям предлагают выделить эти игрушки среди других предметов, указать на них жестом, принести, поиграть с ними.

После того как дети научатся выделять и воспри- нимать некоторые предметы и игрушки, работа про­водится по развитию и совершенствованию ориенти- ровочной деятельности на свойства и качества пред- метов. Вначале детей учат различать предметы по фор- ме. Детям предлагают игровые задания: закрывать крышками коробочки, разные по форме, опускать фи-


гурки в разные прорези, вставлять фигурки в пазы, разные по форме; раскладывать предметы в две емкос­ти: в коробку — кубики, в миску — шарики. Результат практических действий ребенка взрослый обобщает жестом и словом. Например: «В коробке все такие — кубики, а в миске все такие — шарики». Кроме того, уделяется внимание развитию тактильно-двигательно­го восприятия, где ребенка учат доставать из мешочка разные по форме предметы, опираясь на тактильный образец: «Достань такой кубик (или шарик)», предла­гается выбирать из двух форм.

После этого детей учат выбирать предметы опреде­ленной формы из трех форм по речевой инструкции. Затем учат детей выполнять первую группировку по одному признаку (по форме): проводится игра «Что катится?». Результат выполнения задания детьми пе­дагог обобщает жестом и словом: «Здесь все круглые, катятся, а здесь — угол, угол не катятся — это куби­ки». Для закрепления умений у детей выполнять эле­ментарную группировку предлагаются следующие игры: «Принеси все такие игрушки», «Достань из ме­шочка все круглые предметы», «Достань из мешочка все кубики», «Давай соберем все шарики», «Сложим все кубики в тележку».

Наряду с развитием ориентировки на форму прово­дится работа по развитию у детей ориентировки на ве­личину предметов. При этом важно научить детей брать маленькие предметы одной рукой, большие — Двумя руками (шарики, мячики, кубики, матрешки, машинки и т.д.), опускать различные по величине предметы в разные коробки: раскладывать их в две коробки — в одну маленькие, в другую — большие.

Далее детям предлагают выполнять задания с раз­личными дидактическими игрушками: разбирать и складывать двухместную матрешку (яичко, кубики-вкладыши); собирать пирамидки с учетом величины Колец (из трех колец).

Важным направлением в развитии зрительного восприятия являются задания, направленные на со-отнесение игрушки с ее изображением на картинке. Здесь также учат детей выделять парные картинки (грибы, куклы, елочки, пирамидки, домики). Детям


предлагают выполнить следующие инструкции: «По­кажи, где такая картинка. Выбери парные картин­ки» в дидактической игре «Лото малышам».

Кроме того, проводится работа по развитию у детей ориентировки на цвет. Детям предлагают игры и упраж­нения, направленные на выделение (сличение) вначале желтого цвета: «Возьмем желтый мешочек», «Привя­жем к желтому мешочку желтую веревочку», «Возьми шарик такой, как у меня, желтый», «Построй желтую дорожку», «Рассмотрим игрушки», «Соберем все жел­тые игрушки в желтый мешочек», «Выложим желтый цветочек (из мозаики)», «Желтые цыплята», «Найди желтую полянку», «Найди домик для бабочки». При этом вначале осуществляется выбор желтого цвета толь­ко из двух цветов, а затем из трех, четырех. После это­го детей учат называть желтый цвет. При этом прово­дятся следующие игры: «Назовем мячик для мишки», «Какой шарик поймал?», «Найди и назови вагончик для матрешки», «Привяжем ленточки к шарикам», «Спря­чем бабочек в свой домик», «Спрячем мышек от кош­ки». Далее детей учат выделять по очереди следующие цвета: красный, зеленый, синий.

Также проводится работа по формированию целос­тного восприятия предметов: детей учат собирать иг­рушки из двух частей (гриб, собачку, паровоз, домик); складывать разрезные картинки из двух частей, а за­тем из трех частей.

Кроме того, у детей развивают пространственную ориентировку: знакомят с тем, что в комнате имеется окно, дверь; показывают, что один и тот же предмет может находиться в разном пространственном отноше­нии. Дети выполняют речевые инструкции, включаю­щие ориентировку в пространстве комнаты: «Поставь коляску у двери», «Поставь машинку у окна», «По­ставь матрешку на (под) стол», «Спрячь машинку под (на) стол». Затем с детьми проводят игры, где дети сами находятся в разном пространственном расположении: «Игры-прятки», в которых дети сами прячутся у окна (под столом, у двери), при этом педагог каждый раз обобщает в своих высказываниях, где наши дети: «Вот они, мои детки, они спрятались у окна», «Вот мои дет­ки, они сидят под столом» и т. д.


При сенсорном воспитании особое внимание уделя­ется развитию слухового восприятия, слуховых ори­ентировочных реакций. Детей учат сосредотачивать внимание и поворачивать голову на звучащую игруш­ку, на голос взрослого, находящегося вне поля зрения ребенка; эмоционально реагировать на голос матери. Обучают их по-разному реагировать на спокойную и плясовую мелодию. При этом используются следую­щие игры и упражнения: «Поиграем на барабане» (ме­таллофоне, бубне, пианино), «Угадай, где звенит», «Ножки топают, ручки хлопают» и т. д.

Затем детей учат различать звучание музыкальных инструментов (шарманку-бубен; свирель-колоколь­чик; металлофон-пианино — выбор из двух, игра «Уга­дай, на чем я играю»). Далее формируется у детей ори­ентировка на бытовые шумы, для этого проводятся игры: «Угадай, что шумит?» (вода льется из лейки, горох сыплется из банки; звучит заводная игрушка, звенит телефон) (выбор из двух). Затем продолжается работа с детьми по совершенствованию слухового вни­мания, восприятия и фонематического слуха. Детей учат различать и называть неречевые и речевые зву­ки, используя игры: «Назови, что звучало (что шуме­ло)», «Угадай, кто в гости пришел?», «Угадай, кто в домике живет?», «Угадай, где звенит звонок (дверь, телефон)», «Найди, где в комнате музыка» и др.

Таким образом, главное в этой работе — сформиро­вать у детей интерес к окружающим предметам и эле­ментарную ориентировку на внешние свойства и каче­ства предметов.

Формирование наглядно-действенного мышле­ния. Развитие мышления у детей раннего возраста тес­но связано с восприятием, оно возникает в практичес­кой деятельности и направлено на ее обслуживание.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с Поражением ЦНС начинается с формирования предпо­сылок к становлению наглядно-действенного мышле­ния.

Вначале важно научить детей выполнять целена­правленные действия с предметами. Для этого детям Предлагают следующие игровые задания: «Поймай


шарик», «Кати мячик», «Прокати шарики через во­рота», «Покатай зайчиков», «Перевези кубики», «По­сади грибы», «Посади елочки», «Пересыпь крупу (го­рох, фасоль, чечевицу)», «Собери шишки (желуди)», «Собери колечки» и т. д.

Наряду с этим необходимо научить детей использо­вать вспомогательные средства (тесьму, ленточки, ве­ревки, палочку) при выполнении предметно-игровых заданий: «Покатай матрешку», «Поймай рыбку», «На­дуем шарики и привяжем ленточки», «Прокати ма­шинку», «Поймай шарик за веревочку», «Зайка пры­гает», «Перевезем игрушки в тележке» и т. д.

В дальнейшем у детей формируются орудийные дей­ствия. Для этого с детьми проводятся следующие игры: «Достань шарики сачком», «Пересыпь чечевицу лож­кой», «Достань тележку», «Достань камешки из бан­ки», «Поймай рыбку», «Забей гвоздики», «Построим заборчик», «Шарики и молоточек», «Покатай кукол­ку в тележке», «Сварим кашу», «Отрежь ножом кусо­чек теста», «Наберем воду кружкой», «Испечем бли­ны», «Сделаем куличики», «Нальем воду в аквариум» (используется ложка, чашка).

Затем большое внимание уделяется формированию у детей представлений о функциональном назначении бытовых предметов (чашка, ложка, стул, ножницы, карандаш, лейка, веревка). Для этой цели проводятся игры и упражнения: «Угости мишку чаем», «Нарисуй ленточки», «Полей цветок», «Поиграй с воздушными шариками», «Покатай матрешку в тележке», «Куклы пришли в гости», «Привяжи тесемки к тележкам», «Достань воздушный шарик», «Угости зайку», «Ис­печем пироги». Каждый раз после проведения игры педагог обобщает действия детей в словесных выска­зываниях.

После того как у детей появятся целенаправленные действия с предметами и они познакомятся с функци­ональным назначением предметов, и начинается пе­дагогическая работа по формированию наглядно-дей­ственного мышления.

Вначале детей знакомят с практической проблемной задачей и проблемной практической ситуацией. Для этого проводятся дидактические игры: «Заведи игруш-


.


.


кy», «Достань ключик», «Достань воздушный шарик», «Покорми зайчика», «Достань тележку», «Достань ма-шинку», «Поймай рыбку», «Лови шарики», «Покатай куколку», «Забей шарики», «Достань игрушку», «До­стань мячик» и т. д. Во всех этих играх обращается внимание ребенка на то, что если рукой цель-игрушку достать нельзя, то надо искать предмет-орудие или предмет-средство, с помощью которого можно достичь цели (достать игрушку). После того как ребенок выпол­нит задание, взрослый обобщает в своих высказывани­ях последовательность действий ребенка и конечный ре­зультат: «Молодец, Миша, ты сначала рукой пытался достать ключик, но не достал. Ключик висел высоко, а ты маленький. Затем ты искал, что поможет тебе дос­тать ключик. Ты догадался, взял стульчик, поднес к шкафу, встал на стульчик и достал ключик».

В дальнейшем детей учат переносить знакомые спо­собы решения проблемных практических ситуаций и задач в новые условия, используя при этом различные вспомогательные средства и предметы — орудия. При этом детей учат фиксировать результат действий в сво­их высказываниях. Для этого проводятся игры: «Зве­ни, колокольчик», «Достань тележку», «Что лежит в коробке», «Достань камешки», «Поймай рыбку» и т. д. Важной при этом остается задача развития у детей фик­сирующей и сопровождающей функций речи. Эти зада­чи решаются в процессе проведения с детьми дидакти­ческих игр и упражнений: «Заведи игрушку», «Достань мяч», «Построй мостик», «Построй заборчик» и др.

Главное в этой работе — подвести детей к тому, что­бы у них появилась ориентировка на использование вспомогательных средств или орудий в той ситуации, Когда игрушку-цель рукой достать нельзя (игрушка на­ходится либо высоко, либо далеко).

Ознакомление с окружающим направлено на рас­ширение и совершенствование у детей чувственного опыта, восприятие природных объектов и природных Явлений, формирование элементарных представлений об окружающей действительности.

При ознакомлении детей с окружающим миром главное — сформировать у них познавательный инте-


pec к предметам и явлениям окружающей действитель­ности. В комнате, где дети занимаются, создается спе­циальная ситуация, когда им дают игрушки, предме­ты, которые находятся в коробочке (или в сумочке, пакетике, под салфеткой). Прежде чем дать ребенку эту игрушку (предмет) для занятий, взрослый спраши­вает: «Что там? Давай посмотрим». Педагог активи­зирует действия ребенка: открыть коробочку, достать оттуда игрушку, достать игрушку из мешочка, разви­вая тем самым интерес к тем предметам, которые его окружают.

Важно также, чтобы дома взрослые обращали вни­мание ребенка на предметы ближайшего окружения: «Где телевизор? Где диван? Где стульчик? Там Миша сидит. Вот кроватка, Миша там спит, баю-бай. Глазки закрывает Миша»; на окружающих животных: «Где собачка? Вон она побежала. Она лает — гав-гав. Где птичка? Вон ворона. Она кричит — кар-кар. Крылыш­ками машет, полетела высоко-высоко».

Затем надо учить детей выделять предметы и явле­ния окружающей действительности по словесной инст­рукции: «Вот наши игрушки, соберем их в корзину (в коробку)», «Где кукла? Давай спрячем куклу!», «Где Мишино пальто? Наденем пальто, Мише будет тепло!». Внимание ребенка обращают на события в каждоднев­ной жизни: «Вот пришла мама», «Мама дома», «Папа уже ушел — нет папы», «Вот кто-то там идет. Посмот­рим, кто же к нам пришел? Это бабушка к нам пришла», «Вот телевизор, включили, смотрим телевизор», «Сей­час выключим его, уже не работает телевизор» и т. д.

Основным направлением при ознакомлении детей с окружающим является знакомство их с предметным миром и с функциональным назначением этих предме­тов: «Покажи, чем будем кушать? Вот она, ложка, ку­шать будем ложкой. Покажи, из чего будем пить? Пить будем из чашки»; «Покажи, в чем будем готовить суп?» «Покажи, на чем поедем домой?»; «Покажи, что будем надевать на себя?»; «Покажи, где куртка? Куртку на­деваем, когда идем гулять»; «Покажи, что надеваем на головку, когда идем гулять»; «Покажи, что наденем на ножки, когда идем гулять» и т. д.


.



Затем детей учат соотносить предметы окружающей действительности с их изображением на картинках: «Покажи на картинке, где такая игрушка?», «Прине­ся игрушку, такую, как на картинке», «Разложи иг­рушки к своим картинкам», «Найди такую картинку», «У кого такая картинка» и т. д.

В дальнейшем детей учат выделять предметы (по­суду, одежду) по функциональному признаку, узнавая их изображения на картинках: «Покажи, в чем будем варить суп? Вот она — кастрюля, в ней будем варить суп. Покажи, где чайник? В чайнике будем кипятить воду. А потом заварим чай. Покажи, чем будем резать огурец? Вот нож, будем резать огурец» и т. д.

После этого детей знакомят с группировкой предме­тов по функциональному назначению. Для этого с ними проводятся следующие дидактические игры: «Разло­жим предметы в две коробочки». В одну дети ставят по­суду, в другую — игрушки. Педагог обобщает: «В этой коробочке находятся все игрушки, а в этой — посуда. Поставим наши игрушки на полочку», «Где наши иг­рушки? Давай их найдем и поставим на полочку. А теперь поставим посуду в буфет. Где наша посуда? Давай ее поставим в буфет. Вот одежда для куклы Кати, ее надо повесить в шкаф» и т. д.

Наряду с ознакомлением детей с предметным ми­ром проводится работа по обогащению их представле­ний об окружающей действительности и явлениях при­роды. На прогулке внимание детей обращают на то, что вокруг происходит, взрослый говорит: «Посмот­рим, что на улице. Дождь идет, вокруг много воды»; «Машина едет, машина уехала»; «Кто там ходит. Вот там дядя идет. Девочка с мамой идут и разговарива­ют. А вот мальчик едет на велосипеде» и т. д.

Далее внимание детей обращается на причинно-следственные связи в явлениях природы, жизни лю-дей. Например: «Ветер дует — деревья качаются, лис-тья летят; дождик идет — дорожки мокрые, лужи, люди идут с зонтиками. Стало холодно, люди надели теплые пальто, куртки; выпал снег — дети катаются на санках».

Кроме того, взрослые знакомят детей с окружающи­ми их животными, птицами и способами их передви-


жения: «Вот птичка, она летает. Посмотри, как она крылышками машет. Вот кошка, она бегает. Вот соба­ка, она тоже бегает. Там лягушка, прыгает, квакает». Таким образом, педагогическая работа по ознаком-лению с окружающим направлена на развитие позна­вательной активности детей к окружающей действи­тельности, формированию у них адекватного поведе­ния в окружающем мире.

Формирование предметной и предметно-игровой деятельности направлено на обучение детей умению брать предметы одной рукой, двумя руками, удержи­вать их, уметь выпускать, ставить на определенное место. В целях формирования этих навыков проводят­ся следующие игры и упражнения: «Брось шарики в коробку», «Открой домик» (открывать коробочки), «Соберем шишки в корзину», «Сними колечки», «Пе­ренеси игрушки», «Стучи в барабан (бубен)», «Собе­рем мячики в корзину», «Расставим игрушки на по­лочки», «Пересыпь чечевицу в коробочку» (действо­вать двумя руками), «Протолкни шарик». При появ­лении затруднений в выполнении этих заданий исполь­зуются совместные действия.

Затем детей учат брать предметы двумя или тремя пальцами (указательный тип хватания или хватания «щепотью»). С детьми проводятся игры: «Посадим гри­бы», «Расставим елочки», «Покатаем котят» (в машин­ке, на паровозике, на качелях), «Посадим зверюшек в тележку», «Разложим шарики в свои домики», «По­ставим матрешек в вагончики», «Покормим колобка», «Опустим фасоль в бутылочку». При затруднениях в выполнении этих заданий используются совместные действия.

Большое внимание уделяется развитию у детей со­относящих действий: детей учат снимать и нанизывать колечки на пирамидки, шарики — на стержень («Со­бери горку»); расставлять колышки в дырочки («По­строим заборчик»); прятать игрушки в различные ко­робочки и закрывать их крышками («Кто живет в до­мике»); вставлять в прорези соответствующие фигурки (доски Сегена, «Зоопарк»); опускать различные фигурки в прорези коробки (выбор из двух-трех) и т. д.


Наряду с формированием соотносящих действий у детей формируются орудийные: детей учат нанизывать бусы (катушки) на шнурок; доставать предметы и иг­рушки (шарики, рыбок, уточек) сачком из воды и перекладывать их в тарелочки; вставлять в полые ку­бики шарики; пересыпать ложкой сыпучие вещества из мешочка в коробочку.

Важно также учить детей самостоятельно выпол­нять различные предметно-игровые действия с сюжет­ными игрушками: «Зайка прыгает по кочкам»; «Миш­ка топает по лесенке»; «Перевезем игрушки (кубики)»; «Покатаем зверюшек»; «Угости куклу чаем»; «Покор­ми наших кукол»; «Угости зверюшек (зайку, мишку)»; «Покачаем куклу»; «Куклы катаются в колясках»; «Покатай матрешек в тележке».

В дальнейшем у детей формируется интерес к сю­жетной игре, где также продолжают формировать иг­ровые действия в определенной ситуации. Для этой цели проводятся игры: «Куклы пришли в гости», «Уго­щаем зверюшек» (зайчика морковкой, ежика яблоч­ком, белку шишкой), «Купаем кукол» (наливаем воду в тазик, раздеваем куклу), «Одеваем куклу на прогул­ку» и т. д.

Наряду с этими играми с детьми проводятся под­вижные игры с сюжетом. В играх детей учат выпол­нять определенные элементарные роли: «Кот и мыши», «Вышла курочка гулять», «Лиса и зайцы», «Гуси-гуси», «Лошадки», «Кто в гости пришел (прискакал, прилетел)?» и др.

В процессе проведения игр детей учат выполнять Действия, характерные для определенного персонажа. В конце игры педагог обобщает в словесном высказы­вании роль каждого ребенка в игре.

С детьми проводятся сюжетные игры, где каждый ребенок выполняет определенную роль в игре. Напри-мер: «Хозяюшка» (мыть, вытирать и расставлять посуду), «Кукла проснулась», «Соберем кукол на прогулку», «Сварим обед для кукол», «День рождения у кук­лы», «Купание куклы», «Куклы пришли в гости», «Что продается в магазине?», «Кукла пришла в детс­кий сад», «Купим игрушки», «Стирка и глажение белья», «Доктор», «Дочки-матери», «Поездка в магазин»


и т. д. В целях формирования у детей интереса к сю жетной игре педагоги предлагают детям различные те атрализованные игры: «Теремок», «Колобок», «Реп ка» и т. д., где каждый ребенок выполняет ту или иную роль.

Главное в этих занятиях — научить детей играть рядом со сверстниками, сформировать потребность играть вместе, вызвать потребность к взаимодействию с другими детьми.

Развитие речи и коммуникативных способностей

направлено на формирование основных функций речи: коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей. При этом важно, чтобы на всех этапах обучения педагог учил детей при общении смотреть в лицо взрослому.

Вначале детей учат понимать обращенную к ним речь, показывать некоторые действия и знакомые пред­меты по словесной инструкции: «Покажи, где у тебя ручки?»; «Покажи, как Миша спит? (ребенок демон­стрирует — закрывает глаза)»; «Покажи, как ты иг­раешь на барабане?»; «Покажи, где Миша спит?»; «По­кажи, где зайка?»; «Топни ножкой!»; «Потрогай ушко»; «Спой песенку — а-а-а; ля-ля-ля»; «Покажи, как Миша лепит блины»; «Покажи, как Миша умеет кружиться»; «Покажи, как ты купал кукол-голы­шек»; «Покажи, как Миша здоровается с Дашей, дает ей свою ручку».

Затем детей учат выполнять какое-либо действие по ходу чтения какой-либо потешки или стихотворения. Ребенка просят при чтении знакомых стихов или по­тешек («Мишка косолапый», «Зайку бросила хозяй­ка», «Наша Таня маленькая», «Я люблю свою лошад­ку» А. Барто выполнить конкретное действие.

В занятиях по развитию речи важно, чтобы педагог пел детям песенки, рассказывал стихи и при этом об­ращал их внимание на свою артикуляцию («Серень­кая кошечка», «Услыхала уточка...», «Тра-та-та...»> «Ти-ли-бом, ти-ли-бом, загорелсякошкин дом», «Идет бычок, качается», «Зайку бросила хозяйка», «Вышла курочка гулять», «Огуречик, огуречик», «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять», «Зайка к



Мише подбежал, возле Миши прыгать стал, прыг-скок, прыг-скок, догони его, дружок», «Идет бычок, кача­ется» и т. д.).

Детей учат подражать действиям губ взрослого: пи-па-пы, мо-мы, ба-бу-бы, то-ты-ту, ду-ду-до, па-па­па, ба-ба-ба-ба, да-да-да, ма-ма-ма, ля-ля-ля, делать улыбку, трубочку (повторить по подражанию), прятать язычок, щелкать язычком, доставать языком до ша­рика-конфетки; вырабатывать воздушную струю: дуть на лицо взрослого, дуть на свечу, играть на свирели, дуть на воздушный шарик, на бабочку, на уточку (ло­дочку), плавающую по воде, и т. д.

Малышей побуждают к звукоподражанию и произ­несению лепетных слов: ам-ам, би-би, баю-бай, пи-пи, па-па, ма-ма, бах, упал, топ-топ, ку-ку, ту-ту, дай-дай, вот, ау-ау, ля-ля, ду-ду, бух-бух, ко-ко-ко, мяу-мяу, ля-ля, а-а-а, кря-кря, чик-чирик, кваква, бум-бум, гав-гав, мяу-мяу, би-би, тук-тук, кап-кап, кач-кач, и т. д.

На занятиях по развитию речи детей учат показы­вать некоторые действия, предметы, изображённые на картинке: «Покажи, как Миша катает машинку. По­кажи, где рыбка? Покажи, как рыбка плывет (учить показывать движения двумя ручками)».

Далее детей учат отвечать на вопросы: «Миша, ты хочешь рисовать?» — «Да! Нет!»; «Миша, ты хочешь качаться на качелях?» — «Да!»; «Миша, хочешь в ту­алет?» — «Да!»; «Миша, будем играть в мяч?» — «Да!» Детей учат произносить отраженно отдельные слова в определенной ситуации: хочу, не хочу, упал, вода, спать, пить, сиди, гулять, копать, кушать, сок, руки, мама, папа, баба, вата, каша, мишка, лапа, туда, пока, утя-утя, упал, Ваня, Катя, Тома, Костя, Юля, Миша, Даша, стой, лови, не падать, танцуй, пой, гулять, пить, вот, там, так, идем, хочу, буду, нет, Надя, папа Дима, тетя Света, тетя Лена, Рита, тетя Лариса, тетя Ира.

Большое внимание на занятиях по развитию речи Уделяется обучению детей задавать вопросы (Кто там? Кто пришел? Где кошка?) и развитию фразо-вой речи. Ребенка учат в определенной ситуации по­корять фразу из двух слов, отражающую просьбу или


 



желание ребенка: «Дай пить», «Дай сок», «Хочу пить» «Хочу играть», «Дай куклу», «Хочу спать» и т. д. При затруднениях педагог стремится к тому, чтобы ребе­нок фиксировал свой взгляд на артикуляции губ взрос­лого. Детей учат повторять элементарную фразу из двух слов с опорой на сюжетные картинки: «Девочка идет», «Мальчик бежит», «Зайка прыгает», «Птичка летает».

В дальнейшем коммуникативная функция речи раз­вивается в процессе драматизации сказок, дидактичес­ких игр, бесед. Детей учат задавать вопросы по кар­тинке, после прочитанного рассказа, произносить раз­личные считалки, поговорки. Грамматический строй речи усваивается в речевых играх и упражнениях: «Где матрешка? Вот она под столом». «Поставь матрешку на стол». «Спрячь машинку под стол. Где же машин­ка? Вот она под столом». «Где колокольчик? Вот он, на столе. Спрячь колокольчик под стол. Где колоколь­чик? Вот он, под столом».

Главное в занятиях по развитию речи — сформиро­вать у детей потребность к речевым высказываниям.

Формирование предпосылок к продуктивным ви­дам деятельности направлено на стимулирование у детей интереса к процессу рисования, лепке, аппли­кации, конструированию. При этом важно у детей раз­вивать базовые предпосылки: зрительно-двигательную координацию, согласованность действий обеих рук, умения подражать действиям взрослого.

На начальном этапе необходимо развивать у детей интерес к лепке: взрослый перед ребенком лепит из теста — лепешки для матрешки, конфетки для кук­лы, баранки для матрешки, колобок для зайки. Ребе­нок трогает тесто, перекладывает его из одной руки в другую, отщипывает кусочки от большого куска, мнет тесто, вдавливает одним пальцем в большой кусок, обыгрывает поделки из теста, угощает ими кукол.

Затем детей учат по подражанию действиям взрос­лого лепить поделки, раскатывая тесто (пластилин) прямыми движениями рук (конфеты-шарики, баран­ки), а затем лепить простые предметы круглой фор­мы, раскатывая пластилин круговыми движениями


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал