Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 9. Дальнейшая взрослая жизнь Иисуса






 

9.1. ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЙ ГОД ИИСУСА

Иисус полностью и окончательно отошёл от управления домашними делами назаретской семьи и непосредственного руководства её членами. Вплоть до Своего Крещения Он продолжал вносить вклад в семейный бюджет и живо интересоваться духовной жизнью всех братьев и сестёр. И Он всегда был готов сделать всё по-человечески возможное для благополучия и счастья Своей овдовевшей матери.

К этому времени Сын Человеческий сделал все необходимые приготовления к тому, чтобы навсегда покинуть Свою назаретскую семью. Постепенно все члены семьи поняли, что Иисус собирается их покинуть. Печаль от предчувствия расставания смягчалась только той постепенностью, с которой Он готовил их к объявлению о Своём уходе. На протяжении более чем четырёх лет они осознавали, что Он готовится к этой окончательной разлуке.

В январе этого года – 21 года н. э. – дождливым воскресным утром, без каких-либо формальностей, Иисус покинул Свою семью, объяснив только, что Он отправляется в Тибериаду, после чего собирается посетить другие города в окрестностях Галилейского моря. Так Он покинул их и уже никогда не возвращался в лоно семьи.

Он провёл одну неделю в Тибериаде – новом городе, названном в честь римского императора Тиберия. Этому городу вскоре предстояло стать преемником Сепфориса в качестве столицы Галилеи. Не найдя здесь ничего для Себя интересного, Иисус продолжил путь через Магдалу и Вифсаиду и прибыл в Капернаум, где остановился, чтобы навестить друга Своего отца – Зеведея. Его сыновья были рыбаками, а сам он строил лодки. Иисус Назарянин был специалистом как в проектировании, так и строительстве. Он мастерски работал по дереву, и Зеведей был наслышан об искусстве назаретского Умельца. Зеведей уже давно подумывал о строительстве лодок улучшенной конструкции, и теперь он рассказал о своих планах Иисусу, предложив остановившемуся у него Плотнику войти в дело, и Иисус охотно согласился.

Иисус проработал с Зеведеем немногим больше года, но за это время Он создал лодки новой конструкции и внедрил принципиально новые методы их изготовления. Благодаря более совершенной технологии и значительно улучшенным методам пропарки бортов, Иисус и Зеведей начали строить лодки чрезвычайно высокого качества, которые были намного безопасней в плавании на озере, чем лодки прежних типов. В течение нескольких лет заказы на эти лодки нового типа превышали возможности небольшого предприятия Зеведея. Менее чем через пять лет практически все используемые на озере лодки были построены в мастерской Зеведея в Капернауме. Иисус стал широко известен в кругу галилейских рыбаков как создатель новых лодок.

Зеведей был достаточно обеспеченным человеком. Его лодочные мастерские располагались на озере к югу от Капернаума, а его дом стоял на берегу, неподалёку от рыболовецкого центра Вифсаиды. Иисус провёл в Капернауме более года, и в течение этого времени Он жил в семье Зеведея. Он давно уже трудился в одиночестве – то есть, без отца – и потому наслаждался работой с отцом-партнёром.

Жена Зеведея, Саломея, была родственницей Хана́ на, который в своё время был первосвященником Иерусалима. Смещённый лишь восемью годами ранее, Ханан по-прежнему оставался наиболее влиятельным из религиозной партии саддукеев. Саломея стала страстной поклонницей Иисуса. Она любила Его, как своих собственных сыновей – Иакова, Иоанна и Давида, а четыре её дочери относились к Нему, как к старшему брату. Иисус часто отправлялся на рыбалку с Иаковом, Иоанном и Давидом, и они обнаружили, что Он не только искусный строитель лодок, но и опытный рыбак.

В течение всего этого года Иисус ежемесячно отсылал деньги Иакову. Он вернулся в Назарет в октябре, чтобы присутствовать на свадьбе Марфы, после чего не появлялся здесь более двух лет, вернувшись сюда лишь перед двойной свадьбой Симона и Иуды.

В течение этого года Иисус продолжал строить лодки и наблюдать за жизнью людей на Земле. Он часто посещал стоянки караванов, ибо путь из Дамаска на юг проходил через Капернаум. В Капернауме находился большой римский гарнизон; возглавлявший его командир был язычником, обращённым в иудаизм, – «благочестивым человеком», как называли таких новообращённых евреи. Этот командир, происходивший из богатой римской семьи, решил построить в Капернауме прекрасную синагогу, которую он передал евреям незадолго до того, как Иисус поселился у Зеведея. В течение этого года Иисус провёл здесь более половины всех богослужений, и некоторые из побывавших в синагоге караванных путников узнали в Нём Плотника из Назарета.

Когда пришла пора платить подати, Иисус зарегистрировался как «квалифицированный ремесленник из Капернаума». С того дня и до конца Своей земной жизни Его знали как жителя Капернаума. Он никогда не заявлял о каком-либо ином официальном местожительстве, хотя, в силу разных причин, позволял принимать Себя за жителя Дамаска, Вифании, Назарета и даже Александрии.

В капернаумской синагоге Иисус обнаружил много новых книг, хранившихся в библиотечных сундуках, и как минимум пять вечеров в неделю Он проводил в интенсивных занятиях. Один из свободных вечеров Он уделял общению со старшими, а другой проводил с молодёжью. В личности Иисуса было нечто благодатное и воодушевляющее, что неизменно притягивало к Нему молодых людей. В Его обществе они всегда чувствовали себя легко и непринуждённо. Возможно, главный секрет Его успеха в общении с ними заключался в том, что Он постоянно интересовался их делами и вместе с тем редко давал им советы, если у Него их не спрашивали.

Семья Зеведея почти что поклонялась Иисусу и никогда не пропускала вечеров вопросов и ответов, которые Иисус регулярно проводил после ужина до того, как уходил заниматься в синагогу. Юные соседи также часто посещали эти вечерние беседы. На этих небольших собраниях Иисус давал различные прогрессивные наставления – прогрессивные ровно настолько, насколько они были доступны пониманию слушателей. Он вполне непринуждённо беседовал с ними, выражая Свои идеи и идеалы в отношении политики, социологии, науки и философии; властная категоричность появлялась в Его тоне только тогда, когда речь заходила о религии, – связи человека с Богом.

Раз в неделю Иисус устраивал собрания, на которых присутствовала вся семья, а также подмастерья и подсобные береговые рабочие, так как у Зеведея было много наёмных работников. Именно в среде этих тружеников Иисус впервые был назван «Учителем». Все они любили Его. Иисусу нравилось работать вместе с Зеведеем в Капернауме, однако Он скучал по детям, игравшим у стены столярной мастерской в Назарете.

Из сыновей Зеведея Иаков больше других интересовался Иисусом как Учителем и философом. Иоанн прежде всего ценил Его религиозные учения и воззрения. Давид уважал в нём мастерового, но мало задумывался о Его религиозных взглядах и философских учениях.

Иуда часто приходил сюда по субботам послушать речи Иисуса в синагоге и оставался, чтобы пообщаться с Ним. И чем больше времени проводил Иуда в обществе своего старшего Брата, тем больше Он убеждался в том, что Иисус является поистине великим Человеком.

Это был последний год Его оседлой жизни. Впредь Иисус никогда уже не проводил целого года в одном месте или за одним занятием. Быстро приближались дни Его земных странствий. Периоды напряжённой деятельности были не за горами, но теперь – между простой, но необычайно энергичной жизнью в прошлом, и ещё более насыщенным и напряжённым общественным служением – Ему предстояло провести несколько лет в активных путешествиях и самом разнообразном личном труде. Он должен был завершить Свою подготовку в качестве Человека этого мира, до того как стать Учителем и Проповедником, – совершенным Богочеловеком божественного и постчеловеческого уровней Своего земного посвящения.

 

9.2. ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЙ ГОД ИИСУСА

В марте 22 года н. э. Иисус покинул Зеведея и Капернаум. Он попросил немного денег для покрытия Своих расходов в Иерусалиме. Работая с Зеведеем, Он брал лишь небольшие суммы, которые ежемесячно отправлял в Назарет. Каждый месяц Иосиф и Иуда поочерёдно приходили в Капернаум за деньгами и относили их в Назарет; рыболовецкий центр Иуды находился всего лишь в нескольких километрах к югу от Капернаума.

Когда Иисус покинул семью Зеведея, Он согласился задержаться в Иерусалиме до Пасхи, и они все пообещали прибыть на празднование. Они даже договорились устроить совместную пасхальную трапезу. Все они были опечалены уходом Иисуса – особенно дочери Зеведея.

До того, как Иисус покинул Капернаум, у Него состоялся продолжительный разговор со Своим новым другом и близким товарищем – Иоанном Зеведеевым. Он сказал Иоанну, что собирается много путешествовать «пока не придёт Его время», и попросил Иоанна, чтобы тот ежемесячно посылал вместо Него в Назарет определённую сумму до тех пор, пока не будут израсходованы причитающиеся Ему деньги.

Иоанн дал Иисусу следующее обещание: «Мой Учитель, занимайся Своим делом, верши Свой труд в мире. Я буду действовать от Твоего имени в этом и любом другом вопросе, и я буду помогать Твоей семье так же, как я опекал бы свою собственную мать и ухаживал бы за своими родными братьями и сёстрами. Я буду расходовать Твои средства, которые хранятся у моего отца, так, как Ты распорядился и в зависимости от необходимости, а если Твои деньги кончатся и я ничего не буду от Тебя получать, а Твоя мать будет нуждаться, то я буду делиться с нею своими собственными средствами. Иди с миром. Я буду действовать вместо Тебя во всех этих вопросах».

Поэтому после того как Иисус покинул Капернаум, Иоанн справился у своего отца, Зеведея, относительно причитавшихся Иисусу средств, и был удивлён тому, сколь внушительной была эта сумма. Ввиду того, что Иисус оставил этот вопрос целиком на их усмотрение, они решили, что лучше всего вложить деньги в недвижимость и использовать доход в помощь назаретской семье; и так как Зеведей знал о небольшом доме в Капернауме, который был заложен и предназначался для продажи, он велел Иоанну купить этот дом на деньги Иисуса и распоряжаться собственностью своего Друга на правах опекуна. Иоанн поступил так, как посоветовал ему отец. В течение двух лет арендная плата за дом шла в счёт погашения долга, а вскоре Иоанн получил от Иисуса крупную сумму денег на нужды семьи Учителя, и образовавшихся средств почти полностью хватило для выплаты по закладной. Зеведей предоставил недостающую часть, и Иоанн в установленное время погасил долг, приобретя полное право собственности на этот двухкомнатный дом. Таким образом, Иисус стал владельцем дома в Капернауме, но Ему ничего об этом не сообщили.

Когда назаретская семья узнала о том, что Иисус покинул Капернаум, они – не зная о Его финансовом соглашении с Иоанном – решили, что настало время обходиться без дальнейшей помощи Иисуса. Иаков помнил о своём договоре с Иисусом и с помощью своих братьев сразу же взял на себя полную ответственность за опеку семьи.

Но вернёмся к Иисусу, в Иерусалим. В течение двух месяцев бо́ льшую часть Своего времени Он проводил в Храме, слушая диспуты и время от времени посещая различные школы учителей Закона. По субботам Он обычно отправлялся в Вифанию.

Иисус привёз в Иерусалим письмо от Саломеи, жены Зеведея, представлявшей Его бывшему первосвященнику Ханану как Человека, к Которому она относится «как к родному сыну». Ханан уделил Ему много времени и лично побывал с Ним во всех многочисленных иерусалимских академиях, готовивших религиозных учителей. Несмотря на то, что Иисус всесторонне познакомился с этими школами и внимательно изучил их методы преподавания, Он не задал публично ни одного вопроса. Ханан относился к Иисусу как к великому Человеку, однако он был в недоумении и не знал, что посоветовать. Он понимал, сколь глупым было бы рекомендовать Иисусу поступать в какую-либо из иерусалимских школ в качестве ученика; с другой стороны, он хорошо знал, что Иисусу никогда не предоставят статус официального учителя, поскольку Он не занимался в этих школах.

Вскоре наступила пасхальная неделя. Вместе с толпами паломников со всех концов мира из Капернаума в Иерусалим прибыл Зеведей со всей своей семьёй. Все они остановились в просторном доме Ханана, где встретили Пасху одной счастливой семьёй.

Ещё до окончания этой пасхальной недели Иисус совершенно случайно повстречался с богатым путешественником и его сыном – молодым человеком примерно семнадцати лет. Отец и сын были родом из Индии. Собираясь посетить Рим и другие места Средиземноморья, они решили отправиться в Иерусалим на Пасху в надежде найти человека, который стал бы переводчиком для них обоих и репетитором для юноши. Отец настаивал на том, чтобы Иисус согласился поехать вместе с ними. Иисус рассказал ему о Своей семье и о том, что с Его стороны вряд ли было бы честным отлучаться почти на два года, – ведь за это время Его семья может оказаться в нужде. В ответ на это путешественник с востока предложил Иисусу жалование за год вперёд, с тем чтобы Его друзья, распоряжаясь от имени Иисуса этими деньгами, могли содержать Его семью. Тогда Иисус согласился.

Иисус передал эту крупную сумму Иоанну, сыну Зеведея. Именно эти деньги Иоанн использовал для погашения долга за дом в Капернауме. Иисус полностью посвятил Зеведея в планы Своего путешествия по Средиземноморью, но велел ему не рассказывать об этом никому – даже своим родным, и за всё это долгое время продолжительностью почти в два года Зеведей действительно ни разу не раскрыл Его местопребывания. Когда Иисус вернулся из путешествия, назаретская семья почти уже не надеялась увидеть Его живым. Только благодаря уверениям Зеведея, который несколько раз наведывался в Назарет вместе со своим сыном Иоанном, в сердце Марии ещё теплилась надежда.

В течение всего этого времени положение назаретской семьи оставалось весьма благополучным. Иуда существенно увеличил свою долю и продолжал платить увеличенный взнос вплоть до своей женитьбы. Несмотря на то, что они почти не нуждались в помощи, Иоанн Зеведеев каждый месяц делал подарки Марии и Руфи, как ему велел Иисус.

9.3. ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ ГОД ИИСУСА

Весь двадцать девятый год жизни Иисуса – 23 год н. э. – ушёл на завершение путешествия по Средиземноморью. Во время путешествия по римскому миру Иисус, в силу многих причин, был известен как дамасский Учитель Закона. В Коринфе и других местах, где Он останавливался на обратном пути, Его знали как еврейского Учителя.

Этот период в жизни Иисуса был насыщен событиями. Во время путешествия Он много общался с людьми, но данный опыт является тем этапом Его жизни, который Он никогда не раскрывал ни членам Своей семьи, ни кому-либо из апостолов. Иисус прожил Свою жизнь во плоти и покинул этот мир так, что никто (кроме Зеведея из Вифсаиды) не узнал об этом длительном путешествии. Некоторые из Его друзей считали, что Он вернулся в Дамаск; другие полагали, что Он уехал в Индию. Его собственная семья склонялась к мнению, что Он был в Александрии, ведь они знали, что когда-то Его приглашали туда на должность помощника старейшины синагоги.

Когда Иисус вернулся в Палестину, Он ничего не сделал для того, чтобы изменить мнение Своей семьи, считавшей, что Он отправился из Иерусалима в Александрию. Он позволил им продолжать верить, что всё то время, в течение которого Его не было в Палестине, Он провёл в этом городе знаний и культуры. Только Зеведей, строитель лодок из Вифсаиды, знал правду, но хранил молчание.

В течение путешествия по римскому миру и благодаря приобретённому за это время опыту, Сын Человеческий практически завершил Свою образовательную подготовку через общение с самыми разными народами, населявшими мир в то время и в том поколении. Благодаря полученной в путешествиях подготовке, ко времени возвращения в Назарет у Него сложилось почти полное представление о том, как живёт и творит свою судьбу человек на Замле.

Истинной целью Его путешествия по странам бассейна Средиземного моря было познать людей. Он сблизился с сотнями представителей человеческого рода. Он встретил и полюбил самых разных людей – богатых и бедных, знатных и простых, чёрных и белых, образованных и необразованных, культурных и некультурных, с животными и духовными наклонностями, религиозных и нерелигиозных, нравственных и безнравственных.

К концу двадцать девятого года жизни Иисус Назарянин фактически завершил жизнь, требуемую от смертных созданий, существующих во плоти. Он прибыл на Землю во всей полноте Бога, Который явился человеку. И теперь Он стал практически совершенным Человеком, ожидающим своего часа для явления Богу. И достиг Он всего этого за неполные тридцать лет.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал