Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 33. Кризис В Капернауме
33.1. ПЕРЕД ПРОПОВЕДЬЮ В СИНАГОГЕ Вечером в пятницу – в день их прибытия в Вифсаиду – и утром в субботу апостолы заметили, что Иисус поглощён какой-то серьёзной проблемой. Они видели, что Учитель с головой ушёл в решение какого-то важного вопроса. Он не завтракал и почти ничего не ел днём. Всё субботнее утро и предыдущий вечер апостолы и их собратья собирались небольшими группами в доме, в саду и на берегу. Неопределённость положения всех напрягала. Дурные предчувствия вселяли тревогу. Иисус был неразговорчив с тех пор, как они покинули Иерусалим. Впервые за многие месяцы они видели Учителя столь погружённым в Себя и необщительным. Даже Симон Пётр был угнетён, если не подавлен. Андрей пребывал в растерянности, не зная, что сделать для своих удручённых друзей. Нафанаил сказал, что наступило затишье перед бурей. Фома предположил, что должно произойти нечто из ряда вон выходящее. Филипп посоветовал Давиду Зеведееву забыть о планах обеспечения народа едой и кровом, «пока мы не узнаем, о чём думает Учитель». Матфей в очередной раз пытался пополнить казну. Иаков и Иоанн обсуждали предстоящую проповедь в синагоге и высказывали многочисленные предположения о её характере и замысле. Симон Зелот выразил убеждение, а по существу, надежду, что Небесный Отец, возможно, собирается вмешаться каким-то неожиданным образом, чтобы защитить и поддержать Своего Сына. А Иуда Искариот осмелился тешить себя мыслью о том, что Иисус, возможно, горько кается, после того как у Него не хватило смелости и мужества позволить пяти тысячам провозгласить Его царём евреев. Именно такую группу подавленных и безутешных последователей оставил Иисус, направляясь в тот погожий субботний день в синагогу Капернаума, чтобы выступить с эпохальной проповедью. Единственным, от кого Он услышал слова доброго напутствия, был один из ничего не подозревавших близнецов Алфеевых, который радостно приветствовал Иисуса, когда Тот вышел из дома и направился в синагогу: «Мы будем молиться, чтобы Отец помог Тебе и чтобы к нам пришло больше народа, чем когда-либо прежде». Стоял чудесный день, когда, в три часа пополудни, высокое собрание приветствовало Иисуса в новой синагоге Капернаума. Руководил Иаир, передавший Иисусу Писание. Накануне из Иерусалима прибыли пятьдесят три фарисея и саддукея. Здесь также присутствовало более тридцати старейшин и управляющих окрестных синагог, которые подчинялись непосредственно распоряжениям иерусалимского Совета и были авангардом «правоверия», прибывшим для объявления открытой войны Иисусу и Его ученикам. Рядом с этими еврейскими вождями, на почётных местах, сидели официальные наблюдатели Ирода Антипы, направленные для проверки тревожных сообщений о том, что народ пытался провозгласить Иисуса царём евреев во владениях Филиппа. Иисус понимал, что Ему грозит официальное объявление открытой войны со стороны растущей армии Его врагов, и решил смело пойти в наступление. При насыщении пяти тысяч Он бросил вызов их идеям о материальном Мессии. Теперь Он вновь решил открыто атаковать их представление об иудейском Избавителе. Кризис, начавшийся насыщением пяти тысяч и завершившийся этой дневной субботней проповедью в синагоге, ознаменовал собой спад волны народной славы и признания. Впредь труженики Царства уделяли всё больше внимания более важной задаче – завоеванию стойких духом новообращённых для подлинно религиозного общечеловеческого братства. Данная проповедь стала переломным моментом в переходе от обсуждений, противоречий и принятия решений к открытой битве и окончательному признанию – или окончательному отречению. Иисус знал, что в Своём сознании многие Его сторонники медленно, но неизбежно готовятся Его отвергнуть. Он также знал, что многие Его ученики медленно, но явно проходят через то воспитание разума и дисциплину души, которые позволят им преодолеть сомнения и мужественно утвердиться в зрелой вере в Радостную Весть Царства. Кризис в жизни апостолов начался этой проповедью в синагоге и продолжался в течение всего года, завершившись только судом над Иисусом и распятием. Перед тем, как Иисус приступил к Своей проповеди, все присутствующие были поглощены лишь одной великой загадкой, одним главным вопросом. И друзья, и враги размышляли только об одном: «Почему Он Сам, причём столь нарочито и резко, обратил вспять волну народного восторга?» Непосредственно до этой проповеди и сразу же после неё сомнения и разочарования недовольных сторонников Иисуса переросли в неосознанное сопротивление и в итоге вылились в настоящую ненависть. Именно после этой проповеди в синагоге Иуда Искариот впервые подумал об измене. Но в то время он ещё отгонял подобные мысли. Все пребывали в недоумении. Иисус оставил их огорошенными и сбитыми с толку. Ещё недавно Он предпринял величайшую демонстрацию сверхъестественной силы, охарактеризовавшей весь Его жизненный путь. В пятницу вечером и, вторично, в субботу утром иерусалимские вожди долго и усердно убеждали Иаира, пытаясь воспрепятствовать выступлению Иисуса в синагоге, но их усилия были тщетными. На все уговоры Иаир отвечал только одно: «Я дал согласие, и я не нарушу своё слово».
33.2. ЭПОХАЛЬНАЯ ПРОПОВЕДЬ ИИСУСА Иисус начал проповедь отрывком из Закона, из Книги Второзакония: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя [Втор, 28: 15]. Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; и будешь рассеян по всем царствам земли [Втор, 28: 25]. Отведёт Господь тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои; и будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов [Втор, 28: 36-37]. Сынов и дочерей родишь, но их не будет у тебя, потому что пойдут в плен [Втор, 28: 41]. Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже [Втор, 28: 43]. И придут на тебя все проклятия сии, за то что ты не слушал гласа Господа Бога твоего: они будут знамением и указанием на тебе и на семени твоём вовек [Втор, 28: 45-46]. Будешь служить врагу своему, которого пошлёт на тебя Господь, в голоде и жажде; он возложит на шею твою железное ярмо. Пошлёт на тебя Господь народ издалека, от края земли: народ наглый, который не пощадит [Втор, 28: 48-50]. И будет теснить тебя во всех жилищах твоих, доколе во всей земле твоей не разрушит высоких и крепких стен, на которые ты надеешься; и будет теснить тебя во всей земле твоей. И ты будешь есть плод чрева твоего, плоть сынов твоих и дочерей твоих, в осаде и стеснении, в котором стеснит тебя враг твой [Втор, 28: 52-53]». Закончив чтение этого отрывка, Иисус перешёл к Пророкам и прочитал из Книги пророка Иеремии: ««Если вы не послушаетесь рабов Моих, пророков, которых Я посылаю к вам, – то с домом сим Я сделаю то же, что с Силомом, и город сей предам на проклятие всем народам земли». Священники и пророки слушали Иеремию, когда он говорил сии слова в доме Господнем. И когда Иеремия сказал всё, что Господь повелел ему сказать всему народу, тогда схватили его священники и пророки, и сказали: «Ты должен умереть». И собрался весь народ против Иеремии в доме Господнем. Когда услышали об этом князья Иудейские, то пришли к дому Господню. Тогда священники и пророки так сказали князьям и всему народу: «Смертный приговор этому человеку! Потому что он пророчествует против города сего, как вы слышали своими ушами». И сказал Иеремия всем князьям и всему народу: «Господь послал меня пророчествовать против дома сего и против города сего все те слова, которые вы слышали; итак исправьте пути ваши и деяния и послушайтесь гласа Господа Бога, и Господь отменит бедствие, которое изрёк на вас; а что до меня, вот – я в ваших руках; делайте со мною, что в глазах ваших покажется хорошим и справедливым; только твёрдо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей; ибо истинно Господь послал меня к вам сказать все те слова в уши ваши» [Иер, 26: 4-15]». Далее Иисус сказал: «Священники и учителя тех дней хотели убить Иеремию, но судьи воспротивились, хотя, в наказание за его предостережение, они всё же опустили его на верёвках в помойную яму, пока он по горло не погрузился в нечистоты. Вот, что сделал этот народ с пророком Иеремией, когда тот подчинился велению Господа – предупредить собратьев своих о грозящем им крахе государства. Сегодня Я хочу спросить вас: что сделают старшие священники и богобоязненные вожди этого народа с человеком, который осмелится предупредить их о дне их духовной погибели? Попытаетесь ли и вы убить Учителя, Которому хватает смелости возвещать Слово Господне и Который не боится указывать вам, когда вы отвергаете путь света, ведущий ко входу в Царство Небесное? Каких доказательств Моего служения на земле вы ищете? Мы не тревожили вашего положения, дающего вам влияние и власть, когда проповедовали Радостную Весть бедным и отверженным. Мы совсем не совершали враждебных нападок на то, чему вы поклоняетесь. Мы возвещали новую свободу для объятой страхом души человеческой. Я пришёл в этот мир, чтобы раскрыть Отца Моего и установить на земле духовное братство сынов Божьих – Царство Небесное. И несмотря на многие Мои напоминания о том, что Царство Моё не в этом мире, Отец Мой позволил вам стать свидетелями многих плотских чудес помимо более красноречивых случаев духовного преобразования и возрождения. Каких новых знамений вы ждёте от Меня? Я говорю, что вы уже получили достаточно доказательств, чтобы иметь возможность сделать выводы. Истинно, истинно говорю многим, сидящим предо Мной сегодня: вам не избежать необходимости выбирать, каким путём идти. И Я говорю вам, как Иисус [Навин] говорил вашим предкам: «Изберите себе ныне, кому служить [Нав, 24: 15]». Многие из вас стоят сегодня на распутье. Некоторые из вас, не найдя Меня после насыщения народа на другом берегу, наняли в Тибериаде рыболовные суда, укрытые раньше неподалёку на время шторма, и отправились за Мной вдогонку – но для чего? Не за истиной или добродетелью, не для того, чтобы лучше знать, как служить и помогать своим собратьям! Нет – затем лишь, чтобы иметь больше хлеба, который не заработан вами. Не наполнить свои души словом жизни стремились вы, а наполнить желудки даровым хлебом. Вам уже давно внушают, что Помазанник Божий, явившись к вам, будет творить такие чудеса, которые сделают жизнь приятной и лёгкой для всех избранных. Потому неудивительно, что наученные этому, вы жаждете хлеба и рыбы. Но Я говорю вам, что не в этом состоит служение Сына Человеческого. Я пришёл возвещать духовную свободу, учить вечной истине и укреплять живую веру. Братья Мои, не тоскуйте о пище тленной, а желайте пищи духовной, которая насыщает и приносит жизнь вечную. И в этом – хлеб жизни, который Сын даёт всем, кто захочет принять его и вкусить от него, ибо Отец дал Сыну эту жизнь беспредельно. И когда вы спрашивали Меня: «Что нам делать, чтобы творить дела Божьи?» Я говорил вам ясно: «Вот дело Божье – довериться Тому, Кого Он послал»». После этого Иисус (указывая на горшок с манной, изображённый на перемычке этой новой синагоги и украшенный гроздьями винограда) сказал: «Вы считали, что предки ваши ели в пустыне манну – «хлеб небесный», но Я говорю вам, что это был хлеб земной. Хотя Моисей не давал вашим отцам небесного хлеба, Отец Мой готов дать вам настоящий хлеб жизни. Хлеб небесный – это тот хлеб, который исходит от Отца и даёт вечную жизнь людям мира. И если вы скажете Мне: «Дай нам этого живого хлеба», Я отвечу: «Я – этот хлеб жизни». Кто придёт ко Мне, никогда не будет голодным, и кто поверит в Меня, никогда не будет томиться жаждой. Вы видели Меня, жили со Мной и наблюдали Мой труд – и всё же вы не верите, что Я пришёл от Отца. Но кто верит, не бойтесь. Все те, кого ведёт Отец, придут ко Мне, и того, кто придёт ко Мне, не прогоню никогда. А теперь позвольте сказать вам раз и навсегда, что Я пришёл на землю не по Своей воле, но по воле Пославшего Меня. И вся воля Пославшего Меня – в том, чтобы из всех, кого Он дал Мне, Я не потерял ни одного. И воля Отца Моего – в том, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, обрёл жизнь вечную. Не далее как вчера Я насытил хлебом ваши тела. Сегодня Я предлагаю хлеб жизни вашим изголодавшимся душам. Примете ли теперь хлеб жизни столь же охотно, как вы ели тогда хлеб этого мира?» Когда Иисус на мгновение умолк, чтобы обвести взглядом прихожан, один из иерусалимских учителей (член Совета) поднялся и спросил: «Не хочешь ли Ты сказать, что Ты – это хлеб небесный и что манна, которой Моисей накормил отцов наших в пустыне, таковым не была?» Иисус ответил фарисею: «Ты понял правильно». Тогда фарисей сказал: «Но разве Ты не Иисус Назарянин, сын Иосифа-плотника? Разве Твои отец и мать, а также Твои братья и сёстры, не известны хорошо многим из нас? Так как же Ты являешься в дом Божий и говоришь, что пришёл с Небес?» Глухой ропот, поднявшийся к этому времени в синагоге, начал перерастать в такой шум, что Иисус поднялся и сказал: «Наберёмся терпения. Добросовестное изучение истины никогда не вредит ей. Я являюсь всем тем, о чём ты говоришь, и ещё большим. Отец и Я – едины. Сын делает только то, чему учит Его Отец, и всех, кого Отец дал Сыну, Сын примет к Себе. Вы помните то место из Пророков, где сказано: «Все будут научены Господом [Ис, 54: 13]», и «Те, кого учит Отец, услышат также Сына Его». Каждый, кто принимает учение пребывающего в нём духа Отца, в итоге придёт ко Мне. Не потому, что кто-то видел Отца, но оттого, что дух Отца действительно живёт в человеке. И сошедший с Неба Сын несомненно видел Отца. И те, кто по-настоящему верят в этого Сына, уже имеют жизнь вечную. Я – этот хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Но если человек вкусит этого хлеба, спустившегося с Небес, то он никогда не умрёт в духе. Я повторяю: Я – этот живой хлеб, и каждая душа, понявшая это единство Бога и человека, будет жить вечно. И этот хлеб жизни, который Я даю всем, кто захочет принять его, это Моя собственная живая и объединённая суть. Отец в Сыне и Сын, единый с Отцом, – вот Моё откровение миру, дающее жизнь, и Мой спасительный дар всем народам». Когда Иисус закончил говорить, начальник синагоги распустил прихожан, однако они не желали расходиться. Одни столпились вокруг Иисуса, чтобы задать Ему новые вопросы, в то время как другие роптали и спорили между собой. И так продолжалось в течение более трёх часов. Время приближалось к восьми часам вечера, когда народ, наконец, разошёлся.
33.3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА Много вопросов было задано Иисусу на этой заключительной встрече. С некоторыми обратились сбитые с толку ученики, но чаще других с вопросами выступали те неверующие крючкотворы, которые стремились только смутить и запутать Иисуса. Один из приезжих фарисеев, взобравшись на подставку для светильника, прокричал: «Ты говоришь нам, что Ты есть хлеб жизни. Как же Ты можешь дать нам Свою плоть, чтобы есть её, или Свою кровь, чтобы пить её? Какая польза от Твоего Учения, если оно неосуществимо?» Иисус ответил ему: «Я не учил вас, что хлеб жизни – это Моя плоть, а вода жизни – Моя кровь. Но Я вправду сказал, что Моя жизнь во плоти есть посвящение небесного хлеба. Наличие Слова Божьего, дарованного во плоти и образе Сына Человеческого, подчинённого воле Божьей, представляет собой наличие опыта, схожего с божественной пищей. Вы не можете есть Мою плоть, как не можете вы пить Мою кровь, но вы способны стать едины со Мной в духе, так же как Я един в духе с Отцом. Вы можете питаться вечным Словом Божьим, Которое действительно есть хлеб жизни и Которое даровано в образе смертной плоти. И в своей душе вы можете быть напоены божественным духом, который воистину есть вода жизни. Отец послал Меня в этот мир, чтобы показать, как Он желает пребывать во всех людях и направлять их. И Я прожил эту жизнь во плоти так, чтобы вдохновить всех людей к вечному стремлению познать и исполнить волю пребывающего в них Отца». Затем один из иерусалимских шпионов, уже давно следивший за Иисусом и Его апостолами, сказал: «Мы замечаем, что ни Ты, ни Твои ученики не омываете как положено руки, когда едите хлеб. Ты не можешь не знать, что такое дело – есть осквернёнными и не омытыми руками – это нарушение закона предков. Не совершаете вы и положенного омовения кружек и чаш. Почему вы демонстрируете такое неуважение к традициям отцов и законам предков?» Выслушав его, Иисус ответил: «А отчего вы нарушаете Божьи заповеди ради установленных вами обычаев? Заповедь гласит: «Почитай отца твоего и мать твою [Исх, 20: 12]» и требует, чтобы вы, при необходимости, делились с ними пищей. Вы же устанавливаете обычай, позволяющий детям, не выполняющим своего долга, говорить, что деньги, которые могли пойти на помощь родителям, были «отданы Богу». Так закон старейшин освобождает хитрых детей от их обязанностей, несмотря на то, что после этого дети тратят все эти деньги в своё удовольствие. Почему же вы через это отменяете заповедь своим собственным обычаем? Хорошо пророчествовал Исайя о вашем лицемерии, говоря: «Этот народ языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благословение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих [Ис, 29: 13]». Вы видите, что, отказываясь от Договора [с Богом], вы вместе с тем крепко держитесь людских обычаев. Вы всегда готовы отвергнуть Слово Божье и сохранить свои обычаи. И во многом другом вы осмеливаетесь ставить свои учения выше Закона и Пророков». После этого Иисус обратился ко всем присутствовавшим со словами: «Услышьте же Меня, каждый из вас. Не то, что попадает в рот человека духовно оскверняет его, а то, что выходит изо рта и из сердца». Но даже апостолы не смогли до конца понять значение Его слов, и Симон Пётр также попросил Его: «Чтобы не обидеть напрасно кого-нибудь из слушателей, объясни нам значение Твоих слов». И тогда Иисус сказал Петру: «Неужели и ты ещё не понял? Разве ты не знаешь, что каждое растение, не посаженное Отцом Моим Небесным, будет вырвано с корнем? Обрати своё внимание на тех, кто хотел бы знать правду. Невозможно заставить человека полюбить истину. Многие из этих учителей – слепые поводыри. А вы знаете, что если слепой поведёт слепого, то оба упадут в яму. Но услышьте, когда Я говорю вам истину о тех вещах, которые оскверняют человека нравственно и разлагают его духовно. Я говорю вам: человека оскверняет не то, что входит в тело через рот или достигает разума через глаза и уши. Человек оскверняется только тем злом, которое может порождаться его сердцем и выражается в словах и делах такого нечестивца. Разве вы не знаете, что из сердца исходят злые помыслы, греховные замыслы убийства, воровства, прелюбодеяния, наряду с ревностью, гордостью, гневом, мщением, бранью и лжесвидетельством? Именно такие вещи оскверняют людей, а не то, что они едят хлеб не омытыми по ритуалу руками». Теперь посланные иерусалимским Советом фарисеи уже почти не сомневались в том, что Иисус должен быть задержан по обвинению в богохульстве или в пренебрежении священным Законом иудеев. Этим объясняются их попытки вовлечь Его в обсуждение и возможную критику некоторых обычаев предков – так называемых устных законов нации. Сколь бы скудной ни была вода, эти рабы обычая никогда не брались за еду, не совершив ритуального омовения рук. Они верили, что «лучше умереть, чем преступить заповеди предков». Шпионы задали этот вопрос, так как им донесли, что Иисус сказал: «Спасение достигается чистыми сердцами, а не чистыми руками». Так Иисус решил обсудить и разоблачить бессмысленность всей системы правил и предписаний, отражённых в устном предании учителей Закона, – обычаях предков, которые считались более священными и обязательными для иудеев, чем даже учения Писаний. Иисус говорил менее сдержанно, потому что знал, что теперь Он уже никак не сможет предотвратить открытый разрыв с этими религиозными вождями. 32.4. ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА В СИНАГОГЕ В разгар споров, происходивших во время этой заключительной встречи, один из иерусалимских фарисеев привёл к Иисусу безумного юношу, одержимого взбунтовавшимся духом. Подведя к Иисусу этого потерявшего рассудок мальчика, он сказал: «Что Ты можешь сделать для избавления от подобного недуга? Умеешь ли Ты изгонять бесов?» И когда Иисус взглянул на юношу, Он проникся состраданием и, попросив мальчика подойти к Нему, взял его за руку и сказал: «Ты знаешь, кто Я такой. Выйди из него. И Я приказываю одному из твоих верных товарищей проследить за тем, чтобы ты не возвращался». И к мальчику сразу же вернулся здоровый ум. Это – первый случай, когда Иисус действительно изгнал из человека «злого духа». Во всех предыдущих Он имел дело только с мнимой одержимостью бесом. Но это был настоящий случай одержимости, которая иногда наблюдалась в те дни вплоть до Пятидесятницы, когда Дух Иисуса был излит на всю плоть, навечно закрыв этим немногочисленным сверхъестественным мятежникам возможность злоупотреблять неустойчивостью некоторых людей. Когда народ изумился увиденному, один из фарисеев встал и обвинил Иисуса в том, что Он способен совершать такие вещи, поскольку находится в союзе с бесами; что своими словами, при помощи которых Он изгнал этого беса, Он признал, что они знакомы друг с другом. И далее он сказал, что религиозные учителя и вожди Иерусалима решили, что Иисус совершает все Свои так называемые чудеса властью, данной властителем бесов – Вельзевулом. Фарисей сказал: «Сторонитесь этого Человека. Он заодно с Сатаной». Тогда Иисус ответил: «Как Сатана может изгонять Сатану? Царство, разделённое враждой на части, погибнет, и семья, раздираемая распрями, не устоит. Может ли город выдержать осаду, если он разделён? Если Сатана изгоняет Сатану, он сам выступает против себя. Как же устоит его царство? Но вам следует знать, что никто не может войти в дом сильного человека и украсть его вещи, если прежде не одолеет и не свяжет его. И если правда, что Я изгоняю бесов властью Вельзевула, то чьей же властью изгоняют их ваши люди? Пусть они будут вам судьями. Если же я изгоняю бесов духом Божьим, то воистину Царство Божье уже пришло к вам. Если бы вы не были ослеплены привычными мыслями и введены в заблуждение страхом и гордыней, то вам было бы легко увидеть, что среди вас – Тот, Кто больше бесов. Вы заставляете Меня сказать: кто не со Мной, тот против Меня, и кто не собирает со Мной, тот расточает. Позвольте серьёзно предупредить вас, способных с открытыми глазами и явным злым умыслом намеренно приписывать деяния Божьи действиям бесов! Истинно, истинно говорю вам: все ваши грехи простятся и даже любые ваши обвинения, но тому, кто будет обдуманно и с греховным намерением хулить Бога, не простится никогда. Поскольку такие погрязшие в пороке люди никогда не попросят и не получат прощения, они виновны в грехе вечного отвержения божественного прощения. Многие из вас стоят ныне на распутье. Вы подошли к началу совершения неизбежного выбора между волей Отца и избранными вами самими путями тьмы. И ваш нынешний выбор определит ваше будущее. Вы должны либо сделать дерево хорошим и плод его хорошим, либо дерево станет плохим и плод его плохим. Я говорю, что в вечном Царстве Отца Моего дерево познаётся по его плодам. Но те из вас, кто подобен хищникам, – как можете вы, уже избравшие зло, принести хороший плод? В конце концов, от избытка зла в ваших сердцах говорят ваши уста». Затем встал ещё один фарисей и сказал: «Учитель, хотелось бы нам видеть от Тебя предзнаменование, которое убедило бы нас в Твоей власти и праве учить. Согласишься ли Ты на такое условие?» Услышав это, Иисус сказал: «Этому неверующему, ищущему знаков поколению нужно знамение, но вам не будет дано иного знака, чем тот, который у вас уже есть, и того, что вы увидите, когда Сын Человеческий покинет вас». И когда Иисус закончил говорить, апостолы окружили Его и вывели из синагоги. В молчании они отправились вместе с Ним домой, в Вифсаиду. Они были поражены и даже немного напуганы внезапной переменой в манере Его обучения. Никогда раньше они не видели Его столь воинственным. 33.5. СУББОТНИЙ ВЕЧЕР Раз за разом Иисус разбивал вдребезги надежды своих апостолов, постоянно разрушая их самые сокровенные мечты. Но никогда ещё они не испытывали такого разочарования и горя. Вдобавок, на этот раз к их подавленности примешивалось чувство настоящего страха за свою жизнь. Все они были удивлены и поражены внезапной и массовой изменой толпы. Они были также несколько испуганы и обескуражены неожиданной дерзостью и самоуверенной решимостью прибывших из Иерусалима фарисеев. Но больше всего они были сбиты с толку резким изменением манеры Иисуса. В обычных условиях они приветствовали бы это более воинственное отношение, но то, как это произошло – вместе со многими другими неожиданностями, – поразило их. И теперь, когда они вернулись домой, Иисус – вдобавок ко всем этим переживаниям – отказался от еды, надолго уединившись в одной из верхних комнат. Близилась полночь, когда Иоав, глава евангелистов, вернулся и сообщил, что около трети его собратьев предали их дело. Весь вечер, один за другим, приходили верные ученики, сообщая о внезапном и всеобщем изменении отношения к Иисусу в Капернауме. Религиозные вожди Иерусалима, не теряя времени, всеми способами разжигали неприязнь, стремясь настроить народ против Иисуса и Его учений. В эти тяжёлые часы двенадцать женщин совещались в доме Петра. Они были чрезвычайно расстроены, однако все до одной остались верны своему делу. Шёл первый час ночи, когда Иисус спустился из верхних покоев и присоединился к двенадцати и их соратникам, насчитывавшим в общей сложности около тридцати человек. Он сказал: «Я понимаю, что очищение Царства терзает вас, но оно неизбежно. И всё же, после всей полученной вами подготовки, есть ли действительное основание для того, чтобы спотыкаться о Мои слова? Почему вы исполнены страха и ужаса, видя, как Царство освобождается от этих равнодушных толп и маловерных учеников? Почему вы печалитесь в преддверии того дня, когда духовные учения Царства Небесного засияют новой славой? Если это испытание оказывается для вас слишком трудным, что вы будете делать, когда Сын Человеческий должен будет вернуться к Отцу? Когда и как подготовитесь вы к тому времени, когда Я вознесусь туда, откуда пришёл в этот мир? Возлюбленные Мои, вы должны помнить, что укрепляет только дух. От плоти и всего, что к ней относится, мало пользы. Слова́, сказанные мною вам, это дух и жизнь. Не унывайте! Я не покинул вас. Многие оскорбятся откровенным словам, произнесённым в эти дни. Вы уже слышали, что многие из Моих учеников повернули вспять: они более не следуют за Мной. С самого начала Я знал, что придёт день, когда эти маловерные оставят нас на полпути. Разве не избрал Я вас, двенадцать человек, и не выделил вас как посланников Царства? А теперь – в такое время, как это, – оставите ли и вы Меня? Пусть каждый из вас побеспокоится о своей вере, ибо одному из вас грозит серьёзная опасность». И когда Иисус умолк, Симон Пётр сказал: «Верно, Господин, мы опечалены и смущены, но мы никогда не оставим Тебя. Ты научил нас словам, дающим вечную жизнь. Мы верили в Тебя и следовали за Тобой в течение всего этого времени. Мы не повернём назад, ибо знаем, что Ты послан Богом». И когда Пётр умолк, все они, как один, кивнули в подтверждение своей клятвы верности. Тогда Иисус сказал: «Ступайте отдыхать, ибо наступают трудные времена: нас ждут напряжённые дни».
|