Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обязательные материалы






• плакат – шаблон будущего парка;

• шаблоны парковых объектов;

• техническое задание;

• тексты опросных листов;

• цветные мелки, фломастеры, шариковые ручки;

• бумага формата А4;

• колокольчик;

• секундомер;

• свеча с подсвечником;

• коробочка с нужным количеством квадратиков четырех цветов для проведения жребия;

• 4 листа цветной бумаги тех же цветов.

Желательные материалы

• музыка;

• ткань для затемнения помещения;

• одеяния для фей.

Участники

Игра предназначена для учеников 3–5 классов. Количество участников не должно превышать 30 человек, должны присутствовать педагоги, психолог. Вести игру может один психолог при условии, что ему будут оказывать техническую помощь 1–2 педагога. Оптимальное число ведущих – 2 человека.

Сценарий игры

После разминки, проходящей в другом помещении, дети заходят в зал. Звучит музыка, полумрак. Дети рассаживаются в центре зала на ковре. Некоторое время они молча сидят, привыкая к обстановке.

 

 

...

Ведущий. Мы с вами находимся в волшебном городе. В нем живут взрослые и дети, а управляют городом с помощью доброго волшебства феи. Дети волшебного города – это вы, его взрослые жители – ваши учителя, присутствующие на игре. А феями сегодня будем мы, ведущие. Итак, мы в волшебном городе… Дети волшебного города, как и дети любого другого города, ходят в школу, гуляют и отдыхают в свободное время, любят интересные игры и развлечения, слушаются взрослых. Но однажды случилось вот что… (Пауза.) Дети решили, что им не нравится то, что с ними обращаются как с маленькими: не советуются, принимают важные решения без них, диктуют им, когда учиться, а когда отдыхать. «Хотим быть взрослыми! – заявили они. – Хотим вместе с феями управлять нашим городом». Взрослые было рассердились, но феи решили поступить по-другому. «Хотите быть взрослыми? Хотите, чтобы с вашим мнением считались? Хорошо. Но сначала докажите, что можете поступать по-взрослому. Вы готовы к испытанию?» – спросили они детей. «Да! Да! Да! – закричали дети. И испытание началось…

 

Включается свет. Ведущие появляются перед детьми в игровой одежде: серебристых шарфах и обручах на голове. Теперь они в качестве фей напрямую обращаются к сидящим перед ними детям.

 

 

...

Ведущий. Мы хотим увидеть вас в реальном взрослом деле, которое вы сделаете от начала до конца сами, при минимальной нашей помощи. В этом году мы планировали возвести в нашем городе парк отдыха для детей. Мы хотели бы учесть при строительстве этого парка интересы всех детей нашего города (конечно, по возможности и при условии, что эти пожелания осуществимы; мы хоть и феи, но к волшебству прибегаем в самом крайнем случае). Итак, вот что вам нужно сделать. Вам необходимо создать макет парка отдыха. Знаете, что такое макет? (Ведущий показывает детям приготовленный шаблон. Он представляет собой два листа ватмана, склеенных вместе. По краю идет линия, обозначающая границу парка. Внутри выделены три большие зоны.) В этом макете должны быть учтены интересы и пожелания всех детей города, он должен быть красивым (чтобы парк украсил, а не испортил общий вид нашего замечательного города), он должен быть реалистичным: все, что вы запланируете в парке, будет строиться без помощи нашего волшебства (хотя один волшебный сюрприз мы все-таки приготовили). Итак, ваш макет должен быть: реалистичен, практичен и эстетичен (красив).

 

Если вам удастся получить оценку «хорошо» или «отлично» за свой проект, вы обретете право управлять нашим городом наравне со взрослыми и феями.

Еще раз: ваша задача – создать макет парка отдыха для детей нашего города, учитывая три вышеназванных требования.

Готовы?

Звучит колокольчик как знак перехода на следующий этап.

 

 

...

Ведущий. Сейчас вам предстоит определить общий план вашей работы: с чего нужно начинать? Какую работу необходимо провести сразу, а какая может подождать? Сейчас каждый получит лист бумаги. Текст на нем начинается с вопроса: что нужно сделать для того, чтобы создать макет парка? (См. Приложение 4, что нужно сделать для того, чтобы создать макет парка.) Далее перечислены различные виды работ, которые так или иначе связаны с возведением парка отдыха. Ваша задача: внимательно прочитать список и пометить для себя те виды работ, которые необходимы для создания макета. В качестве подсказки могу вам сказать, что обязательными являются 4 пункта из этого перечня. На эту работу вам дается 3 минуты… (Ведущий засекает время.) А теперь ваша задача – составить общий список необходимых работ. Все те виды работ, которые есть в ваших списках, у меня записаны на отдельных листах. Обсудите и отложите в отдельную стопочку те из них, которые считаете необходимыми для создания макета. На групповое обсуждение вам дается не более 10 минут. (Ведущий следит за временем.)

А теперь расположите выбранные виды работ в том порядке, в котором их логично было бы выполнить. И именно в таком порядке прикрепите их на стенд… зачитайте, пожалуйста, всем присутствующим, что именно вам предстоит сделать и в каком порядке. (Если ведущий видит определенное нарушение логики в рассуждениях детей, он может задавать им дополнительные вопросы.)

 

Звучит колокольчик.

 

 

...

Ведущий. Итак, что мы сейчас делаем по плану? Проводим опрос детей, то есть самих себя на тему, каким бы дети города хотели видеть этот парк (см. Приложение 4, анкета «Каким ты хочешь видеть свой парк?»). Сейчас вам предстоит заполнить анкету и тем самым выразить свое мнение по поводу того, каким должен быть парк.

 

Ведущий вместе с детьми обсуждает анкету. Вместе с ними он зачитывает первый вопрос.

Дети в соответствии со своим личным выбором отмечают 3 любых пункта. Далее каждый получает 3 белых кружка.

 

 

...

Ведущий. Обратите внимание: у стены стоят 5 стульев. На каждом – лист бумаги с названием той или иной парковой территории. Положите свои кружки на те стулья, к которым прикреплены выбранные вами парковые зоны… давайте посмотрим, какие 3 парковые территории оказались наиболее популярными? Какие оказались «в меньшинстве»? Есть ли зоны, которые не выбрал никто? Давайте обозначим каждую из трех выбранных большинством зон определенным цветом. Пока это и будут рабочие названия наших парковых территорий: голубая, красная, желтая. Но! Вы должны помнить, что в макете парка нужно учесть интересы всех жителей, в том числе и тех, кто оказался в меньшинстве. Как это сделать? Мы подумаем чуть позже.

 

Далее дети заполняют второй пункт анкеты.

 

 

...

Ведущий. Кроме отдельных парковых зон в любом парке есть и общая территория: дорожки между отгороженными участками, места для отдыха и питания, клумбы, возможно, – фонтаны. Что лично вам больше всего хочется видеть на общей парковой территории? Вы видите 9 пунктов. Выберите из них 5, которые кажутся важными лично вам…Теперь нам нужно обобщить полученные данные. Отдайте свои анкеты феям, они подсчитают и скажут нам, какие объекты оказались самыми популярными.

 

Мы выполнили первый пункт плана? Что теперь нам предстоит сделать? Итак, мы переходим к следующему этапу работы.

Звонит колокольчик.

 

 

...

Ведущий. Сейчас мы создадим четыре рабочих группы. Три будут создавать макеты тех парковых зон, которые оказались самыми популярными – зеленой, желтой, красной (см. Приложение 4, техническое задание для групп, разрабатывающих макеты парковых зон). Четвертая группа будет разрабатывать проект общей территории (см. Приложение 4, техническое задание для группы, разрабатывающей макет общей территории парка). Обозначим ее зеленым цветом. Она же постарается найти место тем объектам, которые выбрало меньшинство. Разбиться на группы нам поможет жребий.

 

Дети делятся на группы и получают индивидуальное техническое задание. На создание макета отводится 25–30 минут. Для удобства работы с большим макетом работает только группа, разрабатывающая макет общей территории парка. Остальным выдаются листы, по форме точно совпадающие с формой их парковой зоны, обозначенной на заранее приготовленном макете. Когда дети подготовят макет своей зоны, этот лист просто прикрепляется на отведенное место на основном макете. Каждая группа получает 6–7 шаблонов для обозначения конкретных объектов. Они представляют собой «шалаши», сделанные из полосок картона шириной 5 см и высотой 7–8 см. На боковых гранях этих шалашиков дети рисуют выбранный ими объект: здание театра, летнее кафе и т. д. Каждой группе можно выдать по одному уже готовому шаблону. Объект на нем должен быть нарисован просто, схематично, иначе дети могут потратить очень много времени на рисование. Готовые «шалашики» прикрепляются на выбранное для них место. Дорожки, скамейки, клумбы, кустарник дети рисуют непосредственно на макете. Ведущие обязательно помогают детям прежде всего выполнять инструкции технического задания. Важно, чтобы дети не упустили момент согласования входов – выходов на своих территориях и общей территории парка.

Звонит колокольчик.

 

 

...

Ведущий. Пора приступать к следующему пункту плана. Сейчас каждая группа представит свой макет. Задача остальных внимательно слушать и оценивать макет с точки зрения трех качеств: удовлетворяет ли он запросам большинства детей, можно ли его реализовать без помощи волшебства, красивой ли получится территория.

 

Каждая группа докладывает, остальные задают вопросы. Затем всем предлагается с помощью голосования оценить каждую из четырех частей макета. Ведущий просит поднять руки тех, кто оценивает макет на «5», потом тех, кто оценивает его на «4». Если есть оценки «3» и «2», их авторы должны сказать, что нужно доработать в макете, чтобы они могли оценить его хотя бы на «4». Доработки осуществляются. Если критику высказывают сами дети, полезно предложить им самим и внести изменения, согласовав их с разработчиками. После всех доработок макеты соединяются.

 

 

...

Ведущий. Я обращаюсь сейчас ко всем жителям города. Представьте себе, что парк построен. Он выглядит так, как изображено на макете. Вы пришли в парк. В какой из четырех зон парка вам хочется сейчас находиться?

 

Ведущий обозначает места на ковре, символизирующие ту или иную зону, и предлагает всем участникам сделать свой выбор. Все присутствующие расходятся по приглянувшимся им зонам. Можно попросить некоторых участников игры обосновать свой выбор.

 

 

...

Ведущий. А сейчас волшебный подарок фей: в вашем парке, когда он будет построен, всегда будет светить солнце, всегда будет хорошая погода, а на деревьях будут расти вкусные плоды!

Прошу всех вернуться на свои места. Итак, дело сделано, макет создан. Феи хотят посовещаться со взрослыми жителями города. Как вы считаете, дети справились с заданием? (Ведущий дает слово желающим выступить.) Что ж, время принимать решение.

 

Оглашается решение: дети волшебного города с сегодняшнего дня принимают участие в обсуждении всех важных вопросов и имеют право голоса при принятии решений. Ведущий просит детей сесть. Выключается свет. Звучит музыка. Ведущие снимают с себя шарфы и обручи.

 

 

...

Ведущий. Мы покидаем волшебный город и возвращаемся в нашу школу. В ней нет фей, нет волшебства, но ведь вы кое-чему научились в волшебной стране! Расскажите, чему вы научились, понравилась ли вам наша игра, как вы можете использовать полученные знания и умения в этой, реальной, жизни.

 

 

Личный опыт

Наблюдения за детьми и их отношениями в процессе игры помогут выстроить стратегию психологической и воспитательной работы с детским коллективом и отдельными детьми. Главное же продолжение игры лежит в сфере обучения. Необходимо обсудить с педагогами возможности использования проектных методов на уроках, необходимый объем помощи детям в ситуации работы творческих групп.

Как ведущий могу сказать, что игра очень увлекает детей. Естественно, что самый интересный для них этап – это создание «живого» макета. На него нужно выделить столько времени, сколько потребуется. Очень важно следить за тем, чтобы дети работали по техническому заданию! Иначе они могут увлечься раскрашиванием «шалашиков» и не выполнят поставленную задачу.

Готовый макет надо обязательно отдать детям в класс. Еще несколько дней вокруг него будет кипеть бурная жизнь (особенно если об этом позаботится педагог).

Созданный детьми макет нужно судить с пониманием, но справедливо. И если они не смогли организоваться и выполнить техническое задание… что ж, значит, им еще рано стоять вместе со взрослыми у штурвала управления городом. Конечно, такое решение – крайнее, но легко можно представить ситуацию, когда оно будет вполне уместным. В этом случае важно подробно обсудить с детьми причины их «поражения» и сделать выводы, касающиеся как волшебного города, так и их реальной жизни.

Таблица 4 Общая схема игры «Мы строим парк»

 

 

Это очень четкая, хорошо структурированная игра. Роль ведущих-взрослых в ней очень велика. Не стоит надеяться на то, что дети самостоятельно справятся с работой в микрогруппах (по крайней мере, что все группы решат поставленные перед ними задачи). Детям необходимо помогать, иногда даже руководить их работой. Но как только вы почувствуете, что дети могут самостоятельно сделать хотя бы небольшой кусочек работы – оставьте их. Пусть пробуют.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал