Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ состояния и проблем деятельности учреждений дополнительного образования детей в новых социально-экономических условиях России

По-новому взглянуть на роль дополнительного образования детей позволили Закон Российской Федерации «Об образовании», принятый в 1992 году и Концепция Модернизации Российского образования на период до 2010 года. Названные документы привели нас к пониманию необходимости изменения содержания, методов, форм работы УДО. Цели, задачи и направления современного этапа модернизации системы дополнительного образования детей определяются в соответствии с изменениями, которые происходят в государственно-политическом и социально-экономическом устройстве России. Это в первую очередь: укрепление российской государственности; демократизация общественной жизни; переход на рыночные механизмы экономического развития и преобразование форм собственности; децентрализация управления; изменение структуры занятости населения; усиление роли субъектов Федерации и муниципального, местного самоуправления в осуществлении социальной, экономической, образовательной политики, интеграция в мировое политическое, экономическое, социокультурное, образовательное пространство. В связи с этим, главной целью дополнительного образования является создание условий для самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка, приобщения его к мировой, отечественной, национальной культуре, включения в социальное твор­чество. Основные задачи заключаются в переосмыслении методов организации образовательного процесса, в поиске, разработке и применении таких технологий, которые предоставят ребенку возможность достигнуть высокого индивидуального уровня образованности.

В настоящее время система дополнительного образования детей России продолжает развиваться. Она востребована детьми всех возрастных категорий. Достаточно сказать, что за 8 последних лет сеть учреждений дополнительного образования детей увеличилась на 3, 3%; контингент обучающихся возрос на 3, 2 млн. детей. На сегодняшний день почти половина жителей Земли моложе 25 лет, из них около 20 % составляют подростки в возрасте от 10 до 15 лет. Большую часть сети составляют дворцы, дома и центры детского и юношеского творчества, реализующие разнонаправленные дополнительные образовательные программы, а также спортивные школы и клубы общей физической подготовки. За ними следуют учреждения технической ориентации, эколого-биологической и туристско-краеведческой направленности. Свыше 400 учреждений работают по программам спортивно-технической, военно-патриотической и военно-технической ориентации. Кроме творческих объединений по основным направлениям деятельности в системе дополнительного образования России действует более 65 тысяч других учреждений и объединений, среди них различные клубы по интересам, объединения учебно-исследовательской деятельности, музеи, поисковые отряды, ассоциации юных лидеров и многие другие.

Для анализа состояния и проблем развития УДО детей в современных условиях был исследован опыт дополнительного образования детей различных регионов России: Свердловской, Рязанской, Московской, Калининградской, Самарской областей. Приведем основные сведения о системах дополнительного образования в этих областях.

Дополнительное образование Свердловской области представлено широким спектром направлений, реализующихся в 301 учреждении до­полнительного образования. В 13446 детских объединениях занимается 224658 детей и подростков. Дополнительное образование детей г. Краснознаменска Калининградской обл. представлено в 3-мя муниципальными учреждениями дополнительного образования детей – детско-юношеской спортивной школой, детской музыкальной школой, Центром развития детей и юношества, кружками, секциями и творческими мастерскими, осуществляющими свою деятельность в общеобразовательных учреждениях города. Дополнительным образованием охвачено более 3, 5 тысяч детей города, т.е. каждый школьник посещает, как минимум один кружок или секцию. Многие дети получают в итоге начальную допрофессиональную подготовку. Сегодня система дополнительного образования детей Самарской области насчитывает 210 учреждений. Большую часть составляют дворцы, дома и центры детского и юношеского творчества, реализующие разнонаправленные дополнительные образовательные программы, а также спортивные школы и клубы общей физической подготовки. За ними следуют учреждения технической, эколого-биологической и туристско-краеведческой направленности. Обучение ведется более чем по 2200 программам, в т.ч. авторским. В настоящее время более 277, 8 тысяч детей (69% от числа детей в возрасте от 6 до 17 лет) постоянно занимаются любимым делом - художественным и техническим творчеством, физической культурой и спортом, туризмом, краеведением, экологией. В 99 учреждениях дополнительного образования детей Рязанской области (в 4, 7 тысячах объединений по интересам) занимаются почти 60 тысяч школьников, т.е. почти каждый второй. Охват детей дополнительным образованием составляет 62%. В городском Дворце детского творчества им. А. Алиша Республики Татарстан, г. Казань, занимаются 6608 учащихся от 6 до 18 лет в 389 объединениях.

В новых социально - экономических условиях УДОД приобретают следующие основные характеристики.

Уровень материального обеспечения. В последние годы во многих зданиях УДОД сделан капитальный ремонт, уменьшилось количество зданий, находящихся в аварийном состоянии. Материально-техническая база учреждений дополнительного образования детей г. Краснознаменска, например, в общей сложности включает в себя 2 зрительных зала, 1 плавательный бассейн, 3 тренажерных зала. Учреждения дополнительного образования оборудованы современной техникой французских, испанских и немецких производителей. Материально-технической и учебной базы образовательных учреждений города соответствует современным стандартам. Это позволяет образовательным учреждениям совершенствовать структуру и содержание образования, активнее внедрять информационные технологии в образовательный процесс. В Свердловской области, к примеру, техническая оснащенность кружков и секций не соответствует современным требованиям. Из них 22698 зданий (41, 7%), в которых находятся учреждения дополнительного образования детей, требуют капитального ремонта, а 326 (6, 1%) относятся к числу аварийных. Многие отмечают отсутствие собственных зданий у УДОД. В Рязанском городском Дворце детского творчества возросло материально-техническое обеспечение: передана в оперативное управление загородная база оздоровительного лагеря «Смена», расширилась парковая зона, пополнился машинный парк, появились новое учебное оборудование, компьютерные классы.

Уровень методического обеспечения. В УДОД разработка и реализация программ осуществляется в соответствии с Примерными требованиями к программам ДОД. В настоящее время с системе ДОД реализуется более 400 программ различных видов деятельности: развивающие, обучающие, интегрированные, исследовательские и т.д. Разрабатываются научные основы организации образовательного процесса, экспертизы программно-методического обеспечения, программы нового поколения (автодело, ремонт электронной аппаратуры, дизайн и др.). Ежегодно проводятся всероссийские конкурсы авторских образовательных программ. В Свердловской обл. отмечается наличие устаревших программ, не отвечающих современным требованиям. Система ДО Самарской обл. отличается несовершенством программно-методического обеспечения. В Рязанском городском Дворце детского творчества (4 тыс. воспитанников в возрасте от 5 до 21 г.) образовательный процесс обеспечивают более ста программ различного вида и уровня освоения; реализуются программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, программа «Творческая семья». Во Дворце представлены программы всех трех уровней образованности (элементарная грамотность, функциональная грамотность и компетентность), при этом в одном и том же структурном подразделении есть программы трех различных уровней (центр бального и эстрадного танца, центр литературно-художественного творчества, центр социальных инициатив и т.д.). Кроме того, реализуются программы, ориентированные на допрофессиональную компетентность. Профилированное обучение рассматривается как сочетание базовых, профильных и элективных курсов. Применяются комплексные, долгосрочные, социально-педагогические, вариативные программы. Для одаренных детей во Дворце создаются индивидуальные образовательные маршруты, группы спортивного совершенствования, творческие лаборатории, персональные выставки и концерты, издаются литературные сборники. В большинстве УДОД существуют методические службы. Цель научно-методической работы в ГДДТ им. Алиша - совершенствование управления качеством образования и организации досуговой деятельности учащихся как на уровне ГДДТ, так и в масштабах г. Казани. Такая целевая направленность методической работы в ГДДТ определяется местом и ролью учреждения в системе дополнительного образования города Казани, функционированием ГДДТ в качестве городского научно-методического, координационного и организационного центра развития системы дополнительного образования. Внешняя и внутренняя обусловленность деятельности ГДДТ определяет и содержание задач, стоящих перед методической службой учреждения. В настоящий момент УДОД могут выступать как методические центры.

Уровень кадрового обеспечения. Всего в системе дополнительного образования работает 440 тыс. педагогов, более 80% из них – с высшим образованием, 55% имеют высшую и первую квалификационную категории. В числе педагогов – профессиональные инженеры, музыканты, спортсмены, режиссеры, офицеры запаса и др. Около 90% педагогов города Краснознаменска, например, имеют квалификационную категорию. 88% педагогов имеют высшее образование. Перенасыщенность педагогическими кадрами художественно-эстетического направления отмечается в г. Самара, т.к. их подготовкой занимаются 2 высших и 3 средних специальных учебных заведения; нет в достаточном количестве кадров, владеющих спецификой содержания дополнительного образования детей, специалистов-психологов, умеющих работать с разными категориями детей, и в то же время способных работать вместе с педагогом по его образовательной программе. В Рязанском городском Дворце детского творчества работают около 300 сотрудников: педагогические и административно-управленческие работники, вспомогательный и обслуживающий персонал. Более 40% педагогов награждены правительственными и отраслевыми наградами, среди них – мастера спорта, члены творческих союзов, победители конкурсов профессионального мастерства. В учреждениях дополнительного образования детей г. Краснознаменска трудится 135 педагогов, 64% имеют высшее образование, более 50% из них присвоена категория. В ГДДТ им. Алиша г. Казани работают 166 педагогических работников, из них 104 педагога дополнительного образования, 7 заведующих отделами, 14 методистов, 10 педагогов-организаторов, 16 концертмейстеров, 1 библиотекарь. Высшее образование имеют 126 чел., н/высшее – 9 чел., средне-специальное – 16 чел., среднее – 15 чел. Педагогические работники ГДДТ с высшей квалификационной категорией составляют 28, 3%, с 1 категорией- 21, 4%, с 2 категорией-29, 5%. Таким образом, 79, 3% педкадров аттестованы на соответствующие квалификационные категории, причем значительно возросло количество педагогов с высшей и 1 категориями.

Уровень нормативного обеспечения. В последние годы Министерством образования принят ряд важных документов: Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 г.; Межведомственная программа развития системы ДОД до 2010 г.; Аналитическая ведомственная целевая программа «Повышение доступности и качества услуг ДОД и совершенствование их социально-адаптирующих функций» на 2008-2010 гг.; Модель расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ ДОД (2006 г.). УДО г. Самары испытывают трудности в оформлении адекватного своей деятельности устава и лицензии, других нормативно - управленческих документов. Система отличается неразработанностью нормативных документов, определяющих их статус в системе дополнительного образования детей. В Рязанском городском Дворце детского творчества разработано более ста уставных и локальных актов: новый устав Дворца, программа деятельности, концепция развития, положения о попечительском совете, структурных подразделениях, о стипендиатах, правила внутреннего трудового распорядка и др.

Уровень информационного обеспечения. Отставание в направлении компьютеризации и развитии информационных технологий в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей наблюдается в г. Самара, что не только существенно снижает степень профессионального и социального самоопределения детей, но и не дает возможность педагогам использовать преимущества новых технологий, мультимедийных обучающих программ. В Рязанском городском Дворце детского творчества, например, разработана система автоматизированного учета обучающихся, создан банк образовательных программ, линия для работы в сети Интернет, сайт Дворца. Во многих УДО открываются или планируются к открытию Интернет-центры.

Новые формы работы. В ГДДТ им. А. Алиша используются следующие инновационные формы организации кружковой деятельности учащихся: Школа эстрады, Малая Академия картинга, спортивно-танцевальный клуб «Идель», Лицей юных парламентариев, театр моды «Элен», театр исторического костюма и живых персонажей «Камея», Малый университет, фольклорно-этнографический театр «Оберег».

Эффективность использования новых форм проявляется в возможности активнее воздействовать на мотивационную, регулятивно-волевую, познавательную сферы личности учащихся; возможности обучения по комплексным образовательным программам; более широкой возможности моделирования образовательного процесса в соответствии с целями, направленностью, внешней организационной оформленностью объединения.

ГДДТ применяет элементы передовых педагогических технологий: личностно-ориентированные, проблемного обучения, развивающего обучения, эвристического обучения, продуктивного обучения, диалога культур, игрового обучения, модульного обучения, концентрированного обучения, дифференцированного обучения, программированного обучения.

Кроме того, ГДДТ применяет новые формы проведения массовых мероприятий: театрализованные конкурсы, викторины, ток-шоу, интеллектуальные и творческие марафоны, краеведческие игры, комбинированные мероприятия, выставки прикладного творчества, пресс-конференции, творческие мастерские, познавательно-спортивные игры, включающие и интеллектуальный эрудицион, и театрализованную защиту какого-либо творческого проекта, и спортивные состязания.

Новые формы работы применяют УДО г. Калининграда. В детско-юношеском центре творчества Центрального района, например, активно проводятся маркетинговые исследования. Для их проведения избраны такие формы деятельности, как анкетирование детей и ролевые игры, проблемно-поисковые совещания педагогов, индивидуальное и групповое консультирование по разработке предпринимательских предложений и бизнес-планов по разработке заявок на гранты.

 

Проблемы. Можно выделить ряд проблем, сложившихся в последние годы.

Свердловская область

· недостаточность условий для удовлетворения системой допол­нительного образования существующих и прогнозируемых по­требностей детей и подростков в изменяющихся социо-экономических условиях;

· наличие традиционности в наборе образовательных услуг, преобладание декоративно-прикладного и художественно-эстетического направленностей;

· наличие устаревших программ, не отвечающих современным требованиям;

· преобладание таких форм ДО, направленных только на работу с заинтересованными детьми, а такие категории подростков как дети «группы риска», девиантного поведения остаются вне поля зрения;

· несоответствие современным требованиям предоставленных условий, технической оснащенности кружков и секций в клубах по месту жительства, например отсутствие компьютерных классов, поэтому большую часть свободного времени подростки проводят в частных компьютерных салонах;

· техническое состояние зданий, в которых находятся учреждения дополнительного образования детей. Из них 22698 зданий (41, 7%) требуют капитального ремонта, а 326 (6, 1%) относятся к числу аварийных;

· отсутствие адекватного бюджетного финансирования, утрата прежних шефских связей с предприятиями, проблемы, связанные с переходом к рыночным отношениям, негативно отразились на одном из главных достижений системы дополнительного образования детей - его бесплатности;

· недостаточность общего профессионального образования, общепедагогического и культурного уровня значительного числа специалистов не позволяет привлечь и поддержать интерес детей и подростков к занятиям нетрадиционных направлений, технического, спортивно-технического творчества, физической культурой и спортом; недостаточно развита инфраструктура для развития детского и семейного физической культуры и спорта по месту жительства;

· наличие минимального процента временно трудоустроенных подростков в период летних каникул, отсутствие профильных лагерей (оборонно-спортивных, оздоровительно-спортивных и др.).

Анализ состояния дополнительного образования детей города Самары позволяет сформулировать следующие проблемы:

1. Видовое многообразие учреждений дополнительного образования детей имеет часто внешний характер, несоответствующий целевой направленности, содержанию реализуемых образовательных программ, их ресурсному обеспечению. Данное несоответствие определило трудности учреждений в оформлении адекватного своей деятельности устава и лицензии, других нормативно - управленческих документов.

2. Сокращение учреждений технического творчества из-за высокой затратности образовательной деятельности, переориентация их на другие направления. Для учреждений технического творчества характерна инерция в использовании старого программно-методического потенциала своей деятельности, не соответствующего современным запросам детей и социума.

3. Все сильнее ощущается отставание в направлении компьютеризации и развитии информационных технологий в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования детей, что не только существенно снижает степень профессионального и социального самоопределения детей, но и не дает возможность педагогам использовать преимущества новых технологий, мультимедийных обучающих программ.

4. Сохранение достаточно сильной традиции в специализации внешкольных учреждений на художественно-эстетической форме занятости детей. Данная ситуация не только " искусственно" сокращает вариативность образования, но и сужает возможность выбора интересного для себя занятия у подростков и старшеклассников.

5. Проблемой стала и перенасыщенность педагогическими кадрами художественно-эстетического направления, т.к. их подготовкой занимаются 2 высших и 3 средних специальных учебных заведения.

6. Преобладает стихийность в организации и содержании деятельности клубов по месту жительства, обусловленная неразработанностью нормативных документов, определяющих их статус в системе дополнительного образования детей, несовершенством их программно-методического обеспечения.

7. В районах города за последние годы развернулась целая сеть учреждений дополнительного образования, моделируются новые виды учреждений. Но часто управленческие решения принимаются без изучения спроса на образовательные услуги, учета места и роли образовательного учреждения в системе районного муниципального образования. Управленческие решения отделов образования не всегда обеспечивают сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного образования района. При сохранении внимания к поддержке высокого качества работы по традиционным профилям отсутствует осознанная позиция на наиболее полное и оперативное удовлетворение образовательных запросов населения, на перенос центра тяжести в работе районных учреждений дополнительного образования на научно-методическое и информационное обеспечение деятельности филиалов и учреждений общего образования, на повышение квалификации и компетентности кадров, на интеграцию с районными учреждениями социальной сферы и общественностью.

8. Сегодня большинство учреждений дополнительного образования города предоставляют услуги, исходя из собственных возможностей, без учета реальных потребностей, интересов и мотивов потребителей этих услуг — детей, их родителей, с одной стороны, без предложений, опережающих сегодняшний набор индивидуальных стереотипов потребностей и интересов, с другой. Не освоен по причинам объективного и субъективного порядка механизм маркетинговой деятельности в учреждениях дополнительного образования, моделирующий личностные запросы, исходя из перспектив социального заказа общества в целом.

9. Нет в достаточном количестве кадров, владеющих спецификой содержания дополнительного образования детей, специалистов-психологов, умеющих работать с разными категориями детей, и в то же время способных работать вместе с педагогом по его образовательной программе.

Выделенные проблемы состояния дополнительного образования детей города Самары являются локальными по своему содержанию и масштабу, поэтому их разрешение связано с рационализацией, обновлением отдельных участков или конкретного комплекса элементов организации деятельности учреждений.

Таковыми основаниями локальных проблем состояния дополнительного образования детей города являются:

1. Отсутствие опыта самоуправления в новых социально-экономических и политических обстоятельствах, объективно затрудняющее определение оптимальной структуры управления дополнительным образованием города.

2. Низкая структурность системы дополнительного образования (ведомственная разобщенность и фрагментарное взаимодействие между учреждениями, большое число самостоятельных учреждений с малоэффективным результатом образовательной деятельности, неоптимальная структура системной организации самих учреждений, отсутствие программ сотрудничества и механизма координации, отсутствие единого информационного поля).

3. Доминанта инерции и консерватизма деятельности учреждений дополнительного образования в социуме (неориентированность на динамику социального заказа, отсутствие системы диагностик изменяющихся интересов детей и потребностей городского социума; образовательная деятельность учреждений не обеспечивает непрерывности и преемственности образования как по вертикали, так и по горизонтали, отсутствие критериев и методик анализа результативности и качества дополнительного образования детей, низкий уровень экспертной оценки программ).

4. Стихийность формирования кадрового потенциала всех уровней деятельности учреждений дополнительного образования детей и соответствующего направления деятельности школ (отсутствие системы постоянной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов и руководителей подразделений, программного управления).

Обобщая выделенные основания, можно заключить, что главная проблема — отсутствие в практике дополнительного образования детей города совокупности основных, содержательных и формальных принципов системы.

Обобщая современные проблемы деятельности УДО в современных условиях, можно увидеть ряд общих проблем, которые касаются деятельности большинства УДО России.

1. Дефицит преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации.

2. Нет единой методической службы.

3. Нет единых нормативных требований к материально-техническому и кадровому обеспечению.

4. В полной мере не внедряются информационные технологии, средства и методики.

5. В недостаточной степени педагогическая работа строится исходя из запросов детей, семьи и общества.

6. Остается низким уровень оплаты труда педагогов дополнительного образования.

7. Не во всех УДО проводится мониторинг развития в современных социально-экономических условиях.

8. Организационная структура многих УДО еще не достаточно сформирована под новые условия.

9. Многие УДО испытывают трудности нормативного характера.

10. Проблема повышения квалификации управленческих кадров УДО.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Всего слов: 256 | Посадочный купон boarding coupon
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал