Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания для самостоятельной работы. Национальный медицинский университет
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ
Национальный медицинский университет
Им. акад. А.А.Богомольца
“Утверждено”
на методическом заседании
___________________________________
(название каферы)
| Заведующий кафедрой
д.м.н., профессор__________________________
(Ф.И.О., подпись)
“_______”____________________200 г.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Учебная дисциплина
| Пропедевтика педиатрии
| Модуль №
|
| Тематический модуль №
|
| Тема занятия
| Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей
| Курс
| ІІІ
| Факультет
| ІІ медицинский
|
Киев 2007
Анатомо-физиологические особенности респираторной системы у детей.
Актуальность темы
Заболевания респираторной системы – наиболее частая патология у детей. Дети в возрасте до 3х лет болеют ежегодно от 2 до 12 раз острыми респираторными инфекциями, в 3 – 7 лет дети болеют ОРВИ в среднем 6 раз в год, а в 7 – 17 лет – 3 раза в год. В среднем от рождения до окончания школы ребенок болеет ОРИ около 60 раз.
Таким образом, болезни органов дыхания у детей возникают чаще и протекают более тяжело, чем у взрослых, с более быстрым развитием дыхательной недостаточности, что связано как с анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания, так и с особенностями реактивности детского организма.
Конкретные цели.
· Уметь собирать анамнез у больного с заболеваниями дыхательной системы;
· Проводить объективное обследование с учетом возрастных особенностей;
· Интерпретировать полученные данные исследования;
· Анализировать основные синдромы поражения дыхательной системы;
· Назначать комплекс лабораторного и инструментального обследования при заболеваниях дыхательной системы.
Базовые знания, которые необходимы для изучения темы.
Названия предыдущих дисциплин
| Необходимые навыки
| 1. Анатомия
| Знать анатомию дыхательной системы. Строение околоносовых пазух, верхних дыхательных путей, трахеи, бронхов, легких.
| 2. Нормальная физиология
| Знать физиологические особенности дыхательной системы. Динамическое сопротивление. Гипоксия, гиперкапния.
| 3. Гистология
| Знать гистологическое строение тканей дыхательной системы. Строение глоточного лимфоидного кольца. Строение верхних дыхательных путей, бронхов, легочной паренхимы. Гистологическое строение слизитой оболочки верхних дыхательных путей, бронхов, мерцательного эпителия. Система сурфактанта.
| 4. Топографическая анатомия
| Топографию околоносовых пазух, бронхов, долей легких.
|
Задания для самостоятельной работы.
4.1. Перечень основных терминов, параметов, характеристик, которые студент должен усвоить.
Термин
| Определение
| Придаточные пазухи носа
| Гайморовы, этмоидальная (решетчатая), сфеноидальная клиновидная), лобная пазухи. Сообщаются с полостью носа, воспалительный процесс (синусит) является осложнением респираторной инфекции.
| Лимфоидное глоточное кольцо Пирогова-Вальдейера
| Состоит из лимфоидных образований: пары небных миндалин (tonsillae palatinae), одной глоточной (tonsillae pharyngea), язычной (tonsillae lingualis), пары трубных миндалин (tonsillae tubariae), а также скопления лимфоидной ткани, заложенные в слизистой оболочке наружных отделов задней стенки ротоглотки, параллельно задним небным дужкам, т.н. боковые валики, а также единичные фолликулы, рассеянные в слизистой оболочке глотки.
| Бронхообструктивный синдром
| Синдром, который сопровождает многие заболевания респираторной системы, и проявляется сухим кашлем, эксипраторной одышкой, сухими свистящими хрипами, которые часто слышны на расстоянии. В патогенезе синдрома лежат: спазм, отек слизистой бронхов и гиперсекреция слизи.
| Дыхательный объем (ДО)
| Объем воздуха, который поступает в легкие за один вдох при спокойном дыхании. Часть ДО, которая участвует в газообмене называется альвеолярным объемом, составляет 2/3 ДО. Остальные 1/3 составляет мертвое пространство (анатомическое и альвеолярное).
| Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)
| Максимальный объем, который можно выдохнуть после максимально глубокого вдоха. Показатель определяется с помощью специального аппарата – спирографа. Его величина зависит от возраста, веса, пола, положения тела.
| Система сурфактанта
| Комплекс поверхностно-активных веществ, которые выстилают альвеолы изнутри и препятствуют их спадению.
| Мерцательный эпителий
| Эпителий с мерцательным поверхностным слоем, реснички которого движутся в восходящем направлении. Способствует самоочищению бронхов.
| Мукоцилиарный аппарат
| Комплекс анатомо-физиологических образований, который осуществляет процесс самоочищения бронхов в норме и при патологии. Производится совместной деятельностью слизистых желез бронхов, мерцательного эпителия и мускулатуры бронхов.
| Аллергологический анамнез
| Сведения об аллергических реакциях на прививки, медикаменты, продукты питания в семье больного, а также об аллергических заболеваниях у пациента и его кровных родственниках.
| Семейный анамнез
| Сведения о заболеваниях в семье больного и у его кровных родственников. Имеют значения не только заболевания респираторной системы, а и других органов и систем (например, внелегочной туберлулез, кишечная форма муковисцидоза и др.), которые были или есть у родственников пациента.
|
4.2. Вопросы к занятию.
1. Назовите анатомо-физиологические особенности носа и околоносовых пазух у детей.
2. Назовите анатомо-физиологические особенности глотки и гортани у детей.
3. Назовите анатомо-физиологические особенности трахеи у детей.
4. Назовите анатомо-физиологические особенности бронхов у детей.
5. Назовите анатомо-физиологические особенности легких у детей.
6. Назовите анатомо-физиологические особенности грудной клетки у детей.
7. Назовите анатомо-физиологические особенности нереспираторных систем организма, которые влияют на течение респираторной патологии у детей.
4.3. Практические задания, которые выполняются на занятии:
1. Сбор анамнеза у детей с заболеваниями дыхательной системы.
2. Беседа с родственниками больного ребенка.
3. Сбор семейного анамнеза у родственников больного ребенка.
4. Сбор аллергологического анамнеза у родственников больного ребенка.
5. Общий осмотр ребенка с учетом его возрастных особенностей.
6. Знакомство с детскими рентгенограммами, учитывая анатомические особенности строения грудной клетки.
7. Знакомство с детскими спирограммами, учитывая возрастные особенности спирографических показателей.
Содержание темы:
Краткий эмбриогенез респираторной системы.
Развитие легких у зародыша человека начинается на 3 нед. внутриутробной жизни. Закладка дыхательной системы имеет вид непарного мешковидного выпячивания энтодермы вентральной стенки глоточной кишки. На этом выпячивании образуются закладки правого и левого главных бронхов; правого и левого легких. Затем от этих закладок отпочковываются первичные бронхи: справа – бронхи будущих верхней и средней долей (продолжение главного бронха образует закладку нижней доли); слева – бронха будущей верхней доли (продолжение главного бронха становится закладкой нижней доли). Постепенно, ответвлением новых выростов усложняется строение легких. Бронхи и бронхиолы формируются между 5-й неделей и 4-м месяцем внутриутробной жизни. На протяжении 4 – 6 месяцев формируются респираторные бронхиолы, с 6-го месяца и до рождения развиваются альвеолы. Этот процесс продолжается и после рождения. Система сурфактанта начинает формироваться после 35 недели внутриутробной жизни, причем состояние гипоксии может замедять этот процесс. После рождения с первым криком легкие быстро расправляются и резко увеличивается относительный объем пространства, которое занимают легкие в грудной полости.
Анатомическое образование
| Особенности
| Значение
| Нос и носоглоточное пространство
| Носовые ходы узкие, слизистая нежная, богато васкуляризована.
Нижний носовой ход формируется к 4 годам.
| Небольшой отек приводит к значительному нарушению носового дыхания.
При рините грудной ребенок не может дышать носом, а значит и сосать.
| Кавернозная (пещеристая) ткань неразвита.
Формируется к 8 – 9 годам.
| Носовые кровотечения у детей до 8 лет – редкость.
| Околоносовые пазухи
| Неразвиты, или имеют очень малые размеры.
Полное развитие наступает к 15 годам.
| Редкость синуситов у детей раннего возраста.
| Глотка
| Лимфоидное кольцо слабо развито.
| У детей раннего возраста ангины бывают очень редко.
| Короткая и широкая слуховая труба, которая соединяет носоглотку с полостью среднего уха
| Склонность к распространению воспалительного процесса из носоглотки в полость среднего уха. Частые отиты.
| Гортань
| Относительно узкая, голосовые связки короткие.
| Высокий тембр детского голоса,
до 10 лет у девочек и мальчиков одинаков.
| Хрящи нежные и податливые, слизистая нежная, богато васкуляризована.
Бó льшая концентрация слизистых желез.
| Склонность к отеку. До 3х лет часто бывает стеноз гортани (ложный круп).
Отек слизистой на 1 мм сужает просвет гортани, трахеи на 75%, у взрослых – на 20%.
| Грудная клетка
| «Экспираторное» строение грудной клетки – ребра расположены почти под прямым углом к позвоночнику.
| Малая экскурсия легких, поверхностное дыхание.
Ограниченные возможности увеличения дыхательного объема
| Трахея
Состоит из 14 – 20 хрящевых полуколец, соединенных сзади фиброзной перепонкой, (вместо эластической замыкающей пластины у взрослых).
| Мягкость хрящей, слабое развитие эластической ткани, бó льшая подвижность.
| Спадение трахеи и возникновение шумного дыхания (стридор).
Склонность к уменьшению просвета при внешнем сдавлении (например, увеличенными лимфатическими узлами, тимусом).
| Бронхи и легкие
| Правый главный бронх является продолжением трахеи.
| Инородные тела чаще попадают в правый бронх.
| Слизистая оболочка нежная, богато васкуляризована.
Бó льшая концентрация слизистых желез.
| У детей младшего возраста бронхообструктивный синдром обусловлен отеком слизистой оболочки и гиперсекрецией слизи.
| У детей младшего возраста слабо развита мышечная и эластическая ткань.
| У детей младшего возраста в патогенезе бронхообструктивного синдрома мышечный компонент почти отсутствует.
| Бронхи узкие и короткие.
| Динамическое сопротивление дыхания ребенка грудного возраста в 5 раз выше, чем у взрослого.
| Количество альвеол у новорожденного в 10 раз меньше, чем у взрослого.
| Дыхательный объем у новорожденного составляет 30% от жизненной емкости легких. У взрослых – 10-15% от жизненной емкости легких и отсюда – невозможность углубить дыхание и уменьшение дыхательного объема при любом тахипноэ.
| Богатая васкулязизация, бó льшее развитие соединительной ткани.
| Меньшая диффузионная способность с более низким коэффициентом утилизации кислорода (у новорожденных 1 мл кислорода усваивается из 42 мл воздуха, а в 14 лет – из 16 мл).
Большая склонность к отекам и генерализации инфекции.
| Меньшее количество эластической ткани, недоразвитие хрящей дыхательных путей, бó льшее уменьшение диаметра трахеи (на 1/3) во время дыхательного цикла, кашля.
| Невозможность углубить дыхание
| Диафрагма и дыхательные мышцы
| Слабость дыхательной мускулатуры.
| Быстрая истощаемость дыхательной мускулатуры.
| Диафрагмальный тип дыхания, высокое стояние диафрагмы.
| Переполненный желудок, метеоризм ограничивают подвижность диафрагмы, уменьшают дыхательный объем.
| Средостение
| Бó льшая подвижность, чем у взрослого.
| Возможность перегиба крупных магистральных сосудов и сдавления легкого при сдвиге средостения.
| Желудок
| Относительно слабый кардиальный сфинктер желудка.
| Склонность к регургитации, срыгиваниям, последующей аспирации.
| Центральная нервная система
| Относительно более низкая возбудимость дыхательного центра при гипоксемии и гиперкапнии, бó льший уровень гемоглобина в крови.
| Более позднее начало адаптации к к начинающейся гипоксемии. Склонность к периодическому дыханию, апноэ.
| Сердечно-сосудистая система
| Открытый артериальный проток.
| Гипоксия вызывает легочную гипертензию, что приводит к право-левому шунтированию (персистирующая фетальная циркуляция), возможен лево-правый шунт (синдром открытого артериального протока).
| Особенности обмена
| Бó льшая устойчивость к гипоксии новорожденных и грудных детей, связанная, вероятно, со способностью обмена на переключение на анаэробный гликолиз. Кроме того, недостаток кислорода у них снижает интенсивность окислительных процессов, а у взрослых или не изменяет, или повышает ее.
| Недлительную дыхательную недостаточность умеренной степени дети переносят сравнительно лучше, чем взрослые. Однако хроническую гипоксию они переносят хуже, и она отражается на развитии всех органов и систем организма.
| Иммунная реактивность
| Более низкая барьерная функция кожи и слизистых, меньшая способность к синтезу Ig, в частности, IgA.
| Бó льшая легкость проникновения и распространения инфекции.
|
Указанные анатомо-физиологические особенности дыхательной системы постепенно исчезают к 8 годам, но функционально внешнее дыхание приблизительно соответствует особенностям взрослого только в старшем школьном возрасте. Вышеуказанные особенности определяют значительно большую частоту и тяжесть респираторной патологии в детском возрасте.
Материалы для самоконтроля:
|