![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В12 - олицетворение
Прочитайте приведённое ниже стихотворение И выполните задания В8-В12; С3-С4
Песня последней встречи
Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: " Со мною умри!
Я обманут моей унылой, Переменчивой, злой судьбой". Я ответила: " Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой…"
Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем. (А.Ахматова, 1911) В8. Какую аксессуарную деталь «вещного мира» А.Ахматова делает психологическим «знаком беды»?
В9. Образы каких замкнутых пространств намеренно выделены автором стихотворения с помощью «световой» детали?
В10. В произведении создана ситуация речевого общения: «Между кленов шепот осенний попросил: «Со мною умри…» – Я ответила: «Милый, милый…». Как называется форма речи, при которой высказывание, адресованное непосредственно собеседнику, по содержанию ограничивается тематикой разговора и чётко связывается с ситуацией?
В11. Как называется приём, состоящий в замене слова описательным выражением, указывающим на важные в художественном отношении свойства, качества, признаки предмета или явления («шёпот осенний»)?
В12. Какое средство художественной изобразительности позволяет автору уподобить природные явления человеку, наделив их мыслями, чувствами и даже «судьбой»?
С3. На примере данного стихотворения докажите справедливость утверждения К.Чуковского: А.Ахматова «Первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично».
С4. Стихотворения А.Ахматовой часто называют лирикой обманутой женской любви. В каких произведениях русской поэзии звучит мужской вариант темы «последней встречи» и в чём его отличие от «женской версии А.Ахматовой?
Ответы и комментарии В8 – перчатка В9 – дом, спальня В10 – диалог В11 – перифраз (перифраза) В12 - олицетворение
С3. «Песня последней встречи» (1911), по замечанию некоторых мемуаристов, сделала поэтессу известной. В.Иванов назвал это стихотворение событием в русской поэзии. Определяя главную тему А.А.Ахматовой как «муку безнадёжной любви», К.И.Чуковский справедливо отметил тяготение поэта к мотивам разлуки, невстречи, нелюбви. По уровню драматизма в «Песне…» есть что-то бунинское. Конкретные детали: легкие шаги, ступени, клены, перчатка с левой руки, спальня, свечи – передают желание отрешиться от случившегося, уйти от пережитого в обыденное. Единственный отвлечённый образ – «шёпот осенний» - увлекает в небытие. Осознание своей беспомощности приводит к физическому бесчувствию. Равнодушное молчание мира людей обуславливает диалог с природой. «Величайший талант чувствовать себя разлюбленной, нелюбимой, нежеланной, отверженной» наиболее полно воплотился в этом стихотворении. Н.С.Гумилёв писал о «прекрасном юношеском пессимизме» Ахматовой, которая ключевыми словами своей лирики сделала «боль, тоску, смерть».
С4. Ситуация «последней встречи», прощания с возлюбленной представлена также в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Нищий», где лирический герой уподобляет себя «бедняку иссохшему», который ждёт духовного подаяния – любви и горько сетует: Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою! В стихотворении «Слова разлуки повторяя…», адресованном В.А.Лопухиной, поэт, напротив, уверяет: Я схоронил навек былое, И нет о будущем забот. Возлюбленная пытается вернуть память об их чувствах, однако для героя всё кончено. С.А.Есенин в «Письме к женщине» вспоминает расставание с возлюбленной через призму философских раздумий о своей жизни. События истории и личного бытия оказываются тесно связаны, поэт не обвиняет любимую, а по-пушкински благородно желает ей счастья. «Последний крик» «обиженных жалоб» звучит из уст героя В.В.Маяковского в стихотворении «Лиличка!». Любовь-громада заполняет собой всё уличное пространство, «коронованной» возлюбленной не спрятаться от неё: Кроме любви твоей, мне нету моря… Лирический герой смиряется с неизбежным расставанием и просит «последней нежностью выстелить» «уходящий шаг» любимой. В отличие от А.А.Ахматовой её предшественники и последователи бросают своим возлюбленным справедливые и несправедливые укоризны, обвиняют, убеждают, молят; они многословны, лаконизм и эмоциональная сдержанность «Песни последней встречи» им чужда.
|