Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сверхчеловек
1 июня 1915 г.
В одной из верхних сфер Астрального Мира — не в самой сфере чистого разума, но очень близко к ней — я встретил прошлой ночью человека, который прохаживался туда-сюда, опустив в раздумье голову. — Что тебя тревожит, друг? — спросил я, приблизившись к нему. Он прекратил свои беспокойные метания и посмотрел на меня. — Кто ты? — спросил он равнодушно. — Я — судья, — ответил я. В его глазах появился интерес. — Ты, должно быть, откликнулся на зов моей мысли, — сказал он, — потому что мне действительно нужен судья. — Ты хочешь, чтобы я вынес кому-то свой приговор? — спросил я, с трудом удерживаясь от улыбки после его странных слов. — Да, я хочу, чтобы ты вынес свой приговор мне. — И какое же преступление ты совершил? — Я совершил — если, конечно, это преступление, о чём ты мне как раз и должен сказать, — в общем, я виновен в том, что вёл нацию к её собственной гибели. — Изначально со злым умыслом? — поинтересовался я. — Возможно, и так, — ответил он, — но не в том смысле, в каком подразумеваешь это ты в своём вопросе. Я никогда не думал, что у них хватит духу поверить мне. — Ты пробуждаешь моё любопытство, — сказал я. — Кто это — «они»? И в чём именно они не должны были тебе верить? — Это немцы, — ответил он, — немцы, которых я презирал. И они поверили моей теории о том, что человек становится сверхчеловеком, если делает только то, что ему хочется. — А отстающих забирает себе дьявол? — Да, отстающих забирает дьявол. Он вперил в меня свой угрюмый взгляд, а я ждал продолжения его слов. — Что за народ эти немцы! — сказал он наконец. — Что бы они ни делали, они берутся за дело слишком серьёзно. Им нельзя доверять никаких великих истин. — Похоже, что они действительно разобрали твоё учение по косточкам, — согласился я. — Я хотел сделать из них богов, — пожаловался он, — а вместо этого превратил их в дьяволов. — Только Богу под силу творить богов, — сказал я. — Возможно, ты был слишком честолюбив. — М-да! Возможно, я был слишком доверчив. — Скрытность гораздо безопаснее, — подхватил я, — ты рассказал им слишком много. — Или, может быть, слишком мало. — Сколько томов это составило? — Спроси об этом у библиотекарей. Только не у иностранцев — те всё время составляют из них сборники, чтобы угодить читателям. — А чем я могу тебе помочь? — спросил я. — Рассуди меня. — А почему ты сам себя и обвиняешь и защищаешь? — А кто ещё может обвинять или защищать меня? — Тогда начни с обвинения. — Я совратил целый народ и привёл его к катастрофе. — Поясни подробнее. — Я хотел излечить их от мягкотелости. Следуя за мной с присущей им обстоятельностью, они могли бы стать полностью твёрдыми: ни сердца, ни внутренностей. — Продолжай, — попросил я. — Я проповедовал сверхчеловеческое. А они поступали как недочеловеки. — Пока что, — прервал его я, — ты обвиняешь только их, а не себя. — Но как же я могу обвинять себя, не обвиняя их? — возразил он. — Тогда и я попробую спуститься на ступеньку ниже и поговорить с тобой как человек с человеком. — Хорошо, что ты не сказал — как душа с душой. — Ну, с меня достаточно и человека! Как я уже говорил, ты был слишком честолюбив. — Да, слишком честолюбив для человека; я слишком устал от людей и слишком любил то, чем мог бы стать человек! — Похоже, мы уже перешли к защите, — сказал я. — Из тебя ещё не выветрился судейский дух, — проворчал он. — Ты ведь сам просил меня быть твоим судьёй. — Да, это так. — Мне жаль тебя, — сказал я. Он улыбнулся снисходительно-грустной улыбкой. — Похоже, у тебя есть и сердце и душа, — сделал вывод он. — А ты слишком долго был один, — отозвался я, — ты растерял своё былое красноречие. Может, позволишь мне и обвинять, и защищать, и судить тебя? Ты сможешь прервать меня, когда захочешь. — Хорошо, — согласился он. — Ты был рождён под беспокойной звездой, — начал я. — Ты стремился следовать за героями, но они разочаровывали тебя тем, что были людьми. Тогда ты сделал своим героем себя, но это принесло тебе самое большое разочарование. — Кажется, ты всё обо мне знаешь. — В том и заключаются слава и позор твоего величия, что каждый знает о тебе всё. — Я не согласен с этим! Всего обо мне вы не знаете. — И чего же мы не знаем? — Вы не знаете, как я любил человека! — Но ты говорил о нём с презрением. — Потому что он мог бы вырасти до сверхчеловека. — О, да! Чтобы топить детей на «Лузитании», прорубать себе путь через Бельгию, растерять всех своих друзей и стать проклятьем для всей планеты! Он поднял палец, останавливая меня. — Ты говоришь сейчас не обо мне, а о немцах, — сказал он. — Но они — единственные, кто довёл твою философию до её логического завершения. — И поэтому ты смеёшься надо мной? — Я вовсе не смеюсь над тобой. Я только излагаю факты. Это ты посмеялся над ними и чуть было не привёл их к гибели. — Но я всего лишь проповедовал сверхчеловеческое. — Настолько выше человека, что человек тебя просто не понял. — Разве это моя вина? — А чья же ещё? — Может быть — их? — Ничего подобного. В тебе было слишком много ненависти. И ты научил их ненавидеть человека. — Я учил их ненавидеть всё то, что ниже сверхчеловеческого. — Но ведь и сам человек — ниже сверхчеловеческого. Значит, ты научил их ненавидеть самих себя. — Но и каждый из них — тоже был ниже сверхчеловека! — Зато теперь каждый попытался им стать. Ты научил их этому. Они вообразили себе, что уже стали сверхлюдьми, стали выше добра и зла. Ты учил химии малых детей, и они взорвали свою всемирную колыбель. — Я только хотел, чтобы они знали. — Но начинать следовало с азбуки. — А что бы ты назвал азбукой сверхчеловеческого? — спросил он. — «А» — это любовь, «Б» — смирение, «В» — истина. — Но почему же тогда я не научил их ни любви, ни смирению, ни истине? — Потому что ни любви, ни смирения, ни истины ты не знал. — Я не знал любви?! — Да, любви ты не знал. — И я не знал смирения?! — Твоё высокомерие стало притчей во языцех. — И я не знаю истины?! — Тебе известна только половина истины, а половина истины — это ещё не истина, так же как половина яблока — это ещё не яблоко. — Не хочешь ли ты сказать, что моё учение было ложным? — И величайшей ложью в нём было то, что они могут превратиться в сверхлюдей, когда они ещё не готовы к восприятию сверхчеловеческого. — Но человек должен возвыситься! — Человек должен возвыситься над самим собой, а не над другими, — ответил я. — Чувствуешь, в чём разница? — Чему же мне следовало их учить? — Тому, что сверхчеловеческое — это слуга человека, а не обидчик и не тиран. — Но они бы не поняли. — Не будь столь самоуверен. Ведь нашлись же немногие, которые поняли Сына Человеческого... — А, ты о нём! —...Которого ты отверг. — Но он учил людей быть рабами! — «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». — Ну, если ты хочешь цитировать Писание... — Я цитирую Сверхчеловеческое. — Значит, ты полагаешь... — Я полагаю, что ты отверг единственный хорошо известный пример своего собственного идеала. — И ещё ты думаешь... — Да, я думаю, что ты сошёл с ума, потому что слишком поздно понял, что твоё учение — ложно. Я думаю, что ты просто не нашёл в себе достаточно мужества, чтобы опровергнуть свои собственные выводы и тем самым возвыситься над самим собой; возвыситься над собой и в самом деле стать Сверхчеловеком. — Так ты думаешь, что я всё знал? — Я знаю, что ты знал. Я знаю, что Он явился к тебе в видении, что ты сам понял, в чём была твоя ошибка, и что ты так и не смог принять своё новое понимание, потому что оно пришло к тебе слишком поздно. — Ты знаешь слишком много, — сказал он. — Ты просил меня быть твоим судьёй, — напомнил я ему. — Но не палачом. — Ты сам стал себе палачом и палачом своего народа. — Моего народа! — презрительно процедил он. — Я же говорил, что ты не знал любви! — напомнил я ему. — И что ты мне теперь прикажешь делать? — Возвращайся на Землю и учи людей тому, как человек может превзойти самого себя. Возвращайся на Землю и учи людей следовать за Сыном плотника, отвергнуть которого ты их призывал. Вернись в Германию и опровергни самого себя. — Как же я смогу вернуться? — В другом теле, конечно же, в чистом и здоровом теле, чистоту которого тебе придётся поддерживать. — Что ты имеешь в виду? — Ты сам прекрасно знаешь, что! Я ведь говорил тебе, что ты не знал Любви. Ты знал только привередливость, чванство и стремление произвести сенсацию. — Ты задал мне трудную задачу, — сказал он. — Вечность — штука долгая, — ответил я. — И к тому же новой Германии потребуется твоё новое учение. — Должен ли я благодарить тебя? — спросил он. — Не обязательно. Это я благодарю тебя за то, что ты не опротестовал мой приговор. — Доброй ночи, — сказал он. — Доброй ночи, — повторил я. И душа Фридриха Ницше удалилась. Может быть, к вратам перерождения?
Письмо 46
|