Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Одиночество и депрессия, заключенность во внутреннем мире
Депрессия – это всегда подавление, метафора спуска души вниз, когда снижается энергия, теряется целеустремленность, наступает разочарование в идеях и принципах. Это состояние часто настигает в среднем возрасте, когда «оказывается, что в это время ложное Я, рефлекторно сформировавшееся как ответная реакция человека на все злоключения, происходившие с ним в детстве, вступает в конфронтацию с истинным Я, стремящимся найти свое внешнее выражение, и эта конфронтация оказывается необходимой и неизбежной» (Холлис, 2006, с. 89). Оказавшись в депрессии, человек обычно ощущает энергетический спад, теряет представление о дальнейшем пути своего развития и даже саму надежду па возможность перемен. Это состояние близко к восприятию неизбывного внутреннего одиночества и вместе с тем упадка и трагизма ситуации. В стихотворении Ф. Сологуба из сборника «Пламенный круг» (1908) непреходящая тоска и тревога выражены очень узнаваемо, ясно и пронзительно: Высока луна Господня. Тяжко мне. Истомилась я сегодня В тишине. Ни одна вокруг не лает Из подруг. Скучно, страшно замирает Все вокруг. В ясных улицах так пусто, Так мертво. Не слыхать шагов, ни хруста Ничего. Землю нюхая в тревоге, Жду я бед. Слабо пахнет по дороге Чей-то след. Никого нигде не будит Быстрый шаг. Жданный путник, кто ж он будет, Друг иль враг? Под холодною луною Я одна. Нет, невмочь мне, – я завою У окна. Высока луна Господня, Высока. Грусть томит меня сегодня И тоска. Просыпайтесь, нарушайте Тишину. Сестры, сестры! войте, лайте На луну! Экзистенциальные и аналитические психологи поясняют, что депрессия (если она вызвана эмоциональной и актуальной причиной, а не является биологической предрасположенностью) всегда имеет особый смысл, является важным сигналом для человека, что «что-то не так», что «необходима пауза для размышлений» и т.д. Это может быть переживание потери, если из нашей жизни уходит нечто ценное. А по-настоящему проститься с этим можно, лишь осознав все то, хорошее и плохое, что мы воспринимали сквозь само существование того, что было, все то, что мы получили и чего лишились и жить с этим как со зрелым опытом (а не грузом потребности) дальше. В глубине страдания человек может обнаружить для себя некую задачу. Осознание и решение ее способны привести к восстановлению целостности личности и обретению нового смысла. Юнгианская аналитическая психология утверждает, что целью жизни для человека является не счастье, а смысл, и современная практика работы с Таро согласуется с этой идеей. Вот как пишет об этом известный аналитик Джеймс Холлис: «Идеи, устремления и практика юнгианской психологии исходят из того, что не существует залитых солнцем лугов и уютных уголков для безмятежного сна: есть душевные омуты, где большую часть жизни и пребывает наша природная сущность и, где зарождаются многие значимые события нашей жизни. Именно в этих омутах формируется и крепнет наша душа, именно в них мы сталкиваемся не только с тяготами жизни, но и с ее достоинством и ее глубочайшим смыслом» (Холлис, 2006, с. 11). Стоит также обратить внимание на слова Дж. Холлиса о том, что «депрессия становится Тенью культуры, целью которой является инфантильная фантазия об абсолютном счастье» (Холлис, 2006, с. 86). Переходом от испытаний XVIII аркана к XIX («Солнце») может стать уход из иллюзорного мира, чувство потери, скорбь о том, что осталось в этом Подземном мире, и, наконец, ощущение своего «я», самого себя, готового выйти наружу, во внешнюю среду и жить в реальном мире дальше.
|