Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды, методы и средства социально-коммуникативных отношений в процессе госуправления.






Важнейшая часть процесса управления — коммуникации. Они представляют собой межличностное и организационное общение (служащих разных рангов, вышестоящих и нижестоящих органов и организаций, общение с негосударственными организациями).

Процесс социально-коммуникативных отношений в гос управлении состоит из элементов, являющихся типичными для любого коммуникативного акта: коммуникатор (органы государственного управления различных ветвей и уровней власти); само сообщение (официальная и неофициальная информация, устная или письменная, вербальная и невербальная); получатель (общество в целом, различные институты гражданского общества, индивидуальный реципиент); каналы распространения информации (межличностные, институциональные и массовые); каналы обратной связи (просьбы, обращения граждан, различные формы политического участия и т.п.). В данном процессе можно выделить различные виды (в зависимости от ветви власти: законодательная, судебная, исполнительная), уровни (федеральная, региональная, местная), направленности (вертикальная, горизонтальная), каждый из которых имеет не только особую специфику функционирования, но и набор используемых технологий и приемов взаимодействия.

Существуют следующие виды социально-коммуникативных отношений:

Консервативные - направленны на сохранение статус-кво государственной системы, способствующие стабильному существованию социального организма;

Координирующие - призваны обеспечивать координацию властных воздействий субъекта управления в соответствии с параметрами объекта управления, и их возможными изменениями;

Интегрирующие - связанны с осуществлением такой государственной политики, которая бы учитывала интересы всех элементов общественной системы, способствовала выработке и принятию согласованных управленческих решений;

Мобилизационные - направлены на обеспечение легитимности существующего общественного порядка, получение поддержки и одобрения общества по поводу принимаемых управленческих решений;

Социализирующие - связанны с усвоением в процессе информационного обмена социально-политических норм, ценностей и традиций государства, повышением уровня политической компетентности граждан.

Функции социально-коммуникативных отношений:

· информационно-коммуникативная - Эта функция позволяет выразить своё согласие либо несогласие, что является непременным условием для существования правового государства, ведь только в таких государствах право на свободу слова и мнения закреплено конституционно.

· регулятивно-управляющая функция - Благодаря данной функции можно регулировать поведение людей, позволяет координировать действия, оказывать управляющее воздействие.

· идеологическая функцию - Грамотно налаженная обратная связь с населением располагает граждан к доверию действующей власти.

18. Культура государственного управления: уровни, содержание, проявление.

· Культура как самостоятельная отрасль включает в себя широкий круг государственных и общественных органов: предприятий, учреждений, организаций, заведений культуры.

· На практике уровень культуры государственного управления оценивается по показателям отдельных элементов системы: культура работников, и в особенности руководителей, культура процессов управления, техника управления и т.д.

· Законодательные акты прямо или косвенно регламентируют определенные положения культуры. Например, в области требований к организации труда, обеспечения питания и мест отдыха, требований к внешнему виду, возможных санкций и поощрений и др.

· Внутренняя политическая, экономическая, социальная ситуации определяют уровень жизни населения; в рамках государственного управления даются основные идеологические установки, сказывающиеся и на политике.

· факторы, обуславливающих характер формирования культуры государственного управления:

· К группе первичных факторов относятся следующие:

· 1) объект концентрации внимания высшего руководства. Обычно то, на что обращают серьезное внимание руководители и что они считают важным для органа, постепенно превращается в предмет внимания и заботы персонала и включается в состав норм, на основе которых формируется поведение людей в органе;

· 2) реакция руководства на критические ситуации, возникающие в органе. В случае, когда в органе назревают критические ситуации, в его сотрудников возникает обостренное чувство тревоги. Поэтому подходы руководства к решению проблем влияющих на формирование системы ценностей, которые воспринимаются как нормативные или эталонные;

· 3) отношение к работе и стиль поведения руководителей. Поскольку руководители занимают особое положение в органе и на них обращают внимание сотрудники, то стиль их поведения, их отношение к работе также приобретают характер эталона для поведения в органе.

· В группу вторичных факторов входят следующие:

· 1) структура органа. В зависимости от того, как сконструирован орган, как распределяются задачи и функции между подразделениями и отдельными сотрудниками, насколько широко практикуется делегирование полномочий, у работников органа складывается определенное впечатление о том, в какой мере им доверяет в руководстве, или присутствует в организации дух свободы и как ценится инициатива сотрудников;

· 2) система обмена информацией и организационные процедуры. В органе поведение работников постоянно регламентируется различными процедурами и нормами. Люди общаются определенным образом и по определенным схемам, заполняют определенные циркуляры и формы отчетности, с определенной периодичностью и в определенной форме отчитываются о проделанной работе. Все эти процедурные моменты в силу регулярности и повторяемости создают определенный климат в орган, который глубоко проникает в поведении человека;

· 3) этический кодекс органа - письменный документ, который определяет философию и цели органа. Он сформулирован как принципы работы органа, набор его ценностей, завещаний, которых необходимо придерживаться, чтобы сохранить и поддержать дух органа.

· Когда перед государственными служащими ставится цель сознательно формировать культуру и управлять ее развитием, они должны уметь донести ее основные принципы до сведения тех, на чью деятельность она влиять. Этот процесс осуществляется через формальные и неформальные средства связей с общественностью. К формальным средствам коммуникации принадлежат выступления руководства перед подчиненными и изложение своих взглядов на будущее, определения ими корпоративной философии и кодексов поведения сотрудников. Но большее влияние на культуру оказывают не их заявления, а поведение. К неформальных средств коммуникаций относятся, например, публичное признание заслуг работников, рассказы об истории органа.

· Обязательным элементом общей культуры государственной управленческой деятельности является правовая культура, поскольку основным источником этой деятельности является право. Ее сущность, цели, механизм осуществления определяются социальной природой государственного управления как формы реализации государственной власти. А каждая власть требует узаконение, установление соответствующего правопорядка. Прежде всего, это связывается с деятельностью по управлению делами общества и государства, в которой заложены властные основы. Право выступает здесь не только источником, но и политико-правовым пределом свободы выбора управленческих действий, которые по своим формам должны соответствовать ценностных правовым категориям данного общества.

· Культура государственной службы - это уровень государственного развития системы управления, в котором профессионализм, компетентность, моральные принципы государственных служащих должны воплощать этот уровень, создавать условия для эффективного ее влияния на реальную жизнь граждан. Государственные служащие являются особой социально-профессиональной группой, отвечающей за управление в государстве, воплощает в жизнь регламентирующей нормы для укрепления порядка в обществе.

· Культура государственной службы несет особую нагрузку в тех элементах государственной управленческой системы, которые имеют законно обеспеченную возможность решающего влияния на жизнедеятельность общества. Поэтому культура государственного управления высших государственных должностных лиц имеет двусторонний содержание. Она направлена, во-первых, на организацию общественной жизни, а во- вторых - на налаживание профессионально совершенной и государственно зрелой деятельности властных " аппаратов" управления, тех непосредственных государственных управленческих структур, которыми они руководят.

19. Конфликты в государственно-административной сфере: объект, предмет, содержание. / 20. Причины, природа, типология конфликтов в системе государственного управления.

· Конфликты в сфере государственного управления - одна из социально-политических конфликтов, которые возникают из-за различий интересов, соперничества и борьбы всевозможных институтов и государственных структур по поводу перераспределения и реализации публичной власти. Объект конфликтов в сфере государственного управления – распоряжение властью.

· Предметно-содержательную основу образует пересечение политико-правовых, социально-экономических, организационно-административных и других аспектов.

· Конфликты в сфере государственного управления представляют собой форму взаимодействия государственно-политических институтов, организаций и лиц, осуществляющих власть в рамках определенной государственной системы, но занимающих в ней различные позиции.

· Конфликт - столкновение противоположно направленных интересов, целей, желаний и позиций взаимодействующих субъектов.

· Конфликтная ситуация - это наименьшая целостная неделимая часть конфликта, обладающая всеми его основными свойствами.

· Виды конфликтов:

· 1. Конфликты между институтами (ветвями) власти (законодательной, исполнительной, судебной)

· Причина: нарушение баланса конституционных полномочий представительной и исполнительной ветвей власти.

· Особенности: Конфликты между ветвями власти должны всегда разрешаться легитимными, конституционными средствами; Затянувшийся конфликт между властями создает политический и социальный кризис в обществе и болезненно сказывается на различных сторонах жизни общества; Даже если конфликт между ветвями власти разрешился неконституционным путем, его завершение должно приобрести юридическую форму; Конфликты между ветвями власти надо не только своевременно разрешать, но и вовремя предупреждать.

· Основные виды: между законодательной и исполнительной, исполнительной и судебной, законодательной и судебной.

· 2. Конфликты между государством (или его отдельным институтом) и обществом (проблема легитимности)

· Основная причина – недоверие официальным властям и стремление населения решать дела по собственному усмотрению. (при 30% недовольных начинается дезориентация социальной системы, 50% - наступает кризис, развал)

· Типы конфликтов: гражданское неповиновение; создание альтернативных структур власти; незаконное наделение правами общественных объединений, организаций; формирование вооруженных отрядов.

· Основная проблема конфликта – легитимность власти.

· 3. Конфликты между государственно-правовой системой и оппозицией, стремящейся эту систему изменить

· 4. Конфликты между государством и отдельным институтом (например, государством и политической партией)

· 5. Конфликты между государством и личностью (проблемы соблюдения прав человека)

· 6. Конфликты между различными звеньями управленческого аппарата

· Основная причина – функциональная раздробленность системы государственного управления. Выражается: в стремлении отдельных государственных структур к присвоению функций других, в том числе и вышестоящих органов управления; в дублировании управленческих функций различных государственных органов.

· Типы конфликтов: Конфликты между политическими и государственно-административными (групповыми и индивидуальными) субъектами (структурами); Конфликты между государственно-административными структурами и организациями государственного и частного секторов (государство пытается усилить (или ослабить) свой контроль, а госпредприятия — освободиться от чрезмерной опеки со стороны министерств и ведомств. Монополизм на рынке определенных услуг, коррумпированность государственных чиновников); Конфликты между ведомствами, министерствами и другими организационно оформленными звеньями управления; Конфликты между центральными, региональными и местными органами государственного управления (Причина их — неточные, неопределенные нормативные характеристики прав, обязанностей, ответственности и взаимоотношений между федеральными органами и органами государственной власти субъектов федерации, между органами государственной власти и местным самоуправлением.); Функционально-ролевые (вертикальные и горизонтальные) конфликты внутри государственных организаций и учреждений; Неформальные конфликты внутри и между отдельными государственными учреждениями.

·

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал