Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Провалы рынка
естественные монополии — одна фирма удовлетворяет весь спрос на продукцию, так как, чем больше она производит, тем ниже ее средние издержки. К естественным монополиям относят железные дороги, энергетическую систему страны, метрополитен и т.д. Усиление конкуренции, т.е. появление других фирм-производителей, снижает эффективность использования ограниченных ресурсов, так как новым фирмам в ходе конкурентной борьбы пришлось бы прокладывать параллельные коммуникации; информационная асимметрия проявляется в том, что один экономический агент обладает большей информацией о каком-либо предмете или явлении, чем его партнер. В этом случае он оказывается в более выигрышном положении и может извлечь из него сверхприбыль. Информационная асимметрия особенно сильно проявляется в таких отраслях, как образование и здравоохранение, так как человек не в состоянии оценить заранее квалификацию учителя или врача. При свободном рынке (без вмешательства государства) такая ситуация привела бы к ухудшению качества образования и медицинских услуг, и, следовательно, снизила бы благосостояние общества; внешние эффекты — ситуация, когда действия какого-либо экономического агента сказываются на третьих лицах, не имеющих отношения к данному экономическому агенту. Примером негативного внешнего эффекта может послужить загрязнение окружающей среды производственным предприятием, громкая музыка у соседей и т.п. В то же время бывают и позитивные внешние эффекты, например, расположение пасеки рядом с плодовым садом (пчелы опыляют цветы, увеличивая урожайность и количество меда). Поскольку при свободном рынке производитель не интересуется создаваемыми им внешними эффектами, и в большинстве случаев они наносят вред, государство должно взять на себя контроль за ними; общественные блага — блага, которыми пользуются все члены общества без исключения, а их объем и качество не зависят от количества потребителей. К таким благам относятся национальная оборона, свод законов, правопорядок, система здравоохранения и т.д. Рынок не в состоянии производить такие блага, поскольку он не может обеспечить оплату этих благ (так как никого невозможно исключить из пользования этим благом). Государство, собирая налоги, в состоянии обеспечить финансирование общественных благ.
Становление экономической роли государства, ее развитие нашло свое отражение в столкновении взглядов сторонников различных экономических школ, которых можно с достаточной степенью условности объединить в два главных направления фритредерство и протекционизм.
Фритредеры (от англ., «free trade» - свобода торговли) провозглашают принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь или же сводят его к незначительным дозам. Они полагают, что экономические законы, конкуренция, сам рынок осуществят саморегулирование хозяйства, и обеспечат справедливую прибыль без посторонней внешней помощи. Государство со своей опекой, по их мнению, порождает иждивенчество, снижает дееспособность производителя, ведет к казарменному бюрократизму, коррупции, торможению (даже стагнации) производительных сил В противоположность фритредерам протекционисты, напротив, опираясь на идеи государства, толкуют о значительном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь. Идеологи протекционизма полагают, что только государство в состоянии поддержать отечественную экономику, оно должно опекать, субсидировать, дотировать те отрасли, которые по той или иной причине не смогли пока стать эффективными, но они чрезвычайно важны в макроэкономическом аспекте. Государство- обязано взять на себя целые отрасли и сферы народного хозяйства ради устойчивости и стабильности всех субъектов экономики. Государство осуществляет многоликие хозяйственно-организационные функции; можно даже толковать о государственном управлении экономикой как по вертикали, так и по горизонтали. Таким образом, рассмотренные нами направления могут быть представлены: во-первых, как концепция, теоретический постулат; во-вторых, как конкретный инструментарий экономической политики. Вообще говоря, и представители науки, исповедующей фритредерство, и их оппоненты и по сей день не выработали точных критериев оптимальной эффективности из-за невмешательства государства или вследствие вмешательства как такового. Экономическая наука далеко не ушла от известной констатации, что государство может содействовать экономическому развитию (пример тому - вся эпоха первоначального накопления капитала), может и тормозить, либо одними своими действиями способствуют, а иными одновременно • тормозит В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике. Представители меркантилизма - стояли за активное вмешательство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности. Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства- защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность. Классическая школа политэкономии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов - идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы” и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь. По мнению А.Смита, государство должно выполнять три обязанности: - ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ; - ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия; - создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами. Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней. Однако экономические сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли за собой развитие массового производства, увеличение товарных сделок, обострение конкуренции. Это вынуждало к усилению поддерживающих и корректирующих мер государства. Задачей последнего стало создание соответствующей инфраструктуры, т.е. обеспечение системой институтов, правовых норм и общественных благ внутренней и внешней безопасности экономического развития, устойчивости национальной валюты. Первая и вторая мировые войны, породившие систему острых проблем, потребовали более активной роли государства в решении экономических проблем. Но главной причиной активизации государства явился экономический кризис 30-х годов, который окончательно подорвал доверие к саморегулирующим возможностям рыночной экономики. Государственный сектор – комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам. Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы: несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные школы, детские сады); самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации); юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).
|