Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Справка.
Рис. Границы определяются по следующему простому правилу: 1. Рассчитывается среднее арифметическое значение рыночных долей Дср=1 / n 2. Вся совокупность предприятий рассматриваемого рынка делится на 2 сектора, для которых значения долей больше или меньше среднего значения. 3. В каждом из секторов рассчитываются среднеквадратические отклонения, которые совместно с минимальным и максимальным значениями определяют границы групп. По оси " Темпы роста долей рынка" разбиение на группы производится аналогичным способом. Таким образом, вся конкурентная карта рынка разбивается на 16 областей, классифицирующих положение участников рынка в зависимости от занимаемого рыночного положения. Для предприятий, находящихся в одной группе, вероятнее всего будет характерно применение одной рыночной конкурентной стратегии. Число в каждом цветном квадрате на панели означает количество предприятий, попавших в соответствующую область. Дополнительно должны быть приведены результаты расчёта рыночных показателей: Объём рынка, Темпы роста рынка, Индекс Херфиндала, Коэффициент вариации в динамике по годам. Объём рынка равен сумме производства выбранного товара всеми выбранными предприятиями. Темпы роста рынка рассчитываются по формуле: ((V2 - V1)/V1)*100%. Уровень конкуренции оценивается с помощью индекса Херфиндала, характеризующего степень монополизации рынка. Индекс Херфиндала рассчитывается как сумма квадратов долей каждого участника рынка. , где H - индекс Херфиндала, di – доля i-го участника рынка, n – количество участников рынка. Интерпретация количественных значений индекса Херфиндала выполняется по следующей схеме: Н=0 – конкуренция отсутствует из-за отсутствия продавцов на исследуемом рынке; (0< H< 0.2) – чистая конкуренция (множество мелких продавцов схожего товарного ассортимента, работающих в узком диапазоне цен); (0.2=< H< 0.4) – монополистическая конкуренция (множество работающих в широком диапазоне цен продавцов, среди которых выделяется подмножество наиболее крупных); (0.4=< H< 1.0) – олигополистическая конкуренция (небольшое количество продавцов, чутко реагирующих на изменение цен); Н=1 – чистая монополия (отсутствие конкуренции из-за наличия только одного продавца). Кроме того, уровень конкуренции отслеживается с помощью коэффициента вариации, показывающего степень отклонения долей участников рынка от среднего значения и определяемого по формуле: , где dср=1/n – среднее значение доли рынка, n – количество участников рынка, - среднеквадратическое отклонение переменной – доли рынка d. Среднеквадратическое отклонение переменной – доли рынка d, определяется по формуле: . Очевидно, что при приблизительно равных долях рынка конкурентов интенсивность конкуренции будет максимальной. С другой стороны, чем выше коэффициент вариации (отношение среднеквадратического отклонения к среднему значению), тем ниже уровень конкуренции. Справка. Логарифмически нормальное распределение описывает случайную величину, логарифм которой распределен по нормальному закону со средним m и дисперсией s2. Таким образом, плотность распределения случайной величины , . Можно показать, что плотность распределения случайной величины x имеет вид:
Распределение имеет правостороннюю асимметрию, степень асимметрии возрастает с увеличением .
|