Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика Конституции Великобритании. Основы конституционного права ВеликобританииСтр 1 из 6Следующая ⇒
Основы конституционного права Великобритании
Великобритания (официальное наименование – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) – развитое современное государство, один из ведущих мировых экономических, финансовых, внешнеторговых центров. По объему ВВП Великобритания занимает восьмое место в мире, по доле ВВП на душу населения входит во вторую десятку стран. Соединенное Королевство традиционно играет существенную роль в мировой политике, является постоянным членом Совета Безопасности ООН, ближайшим военно-политическим партнером США в рамках НАТО, одним из ведущих государств Европейского Союза. Ее статус великой державы обеспечивается, в том числе, наличием крупного потенциала ядерных и обычных вооружений. Великобритания – страна с вековыми конституционными традициями, родина европейской демократии и парламентаризма. Исторические особенности развития государства обусловили своеобразие системы британского права, которое включает писаную и неписаную части. В связи с отсутствием кодификации или официальной систематизации права строго научного разграничения между конституционным и всем другим правом в Великобритании нет. Не существует здесь и акта, который был бы официально провозглашен основным законом. Тем не менее, британская правовая система в условиях высокого уровня политической и правовой культуры граждан, приверженности их сложившимся столетиями традициям и устоям обеспечивает надежную основу правового государства в Великобритании. Общая характеристика Конституции Великобритании Особенности британского конституционализма. Как уже отмечалось выше, первые писаные конституции были приняты в конце XVIII в. в США и Франции. Однако первенство в деле конституционного строительства по праву принадлежит Англии. Точкой отсчета в этом процессе следует считать Великую хартию вольностей 1215г. В последующем процесс становления здесь конституционализма продвигался не семимильными шагами, а мелкими шажками под влиянием борьбы различных социальных и политических сил. Долгий путь этого своеобразного развития отложился в огромной, трудно обозримой массе парламентских актов и судебных решений, обычаев, договоров и т.д. Спецификой этого длительного процесса явилось то, что все конституционные документы не были систематизированы в единый программный конституционный текст, как это имело место в странах континентальной Европы. Великобритания не знает единовременно созданного акта, действующего в качестве основного закона страны. Поэтому британскую Конституцию часто называют неписаной, имея в виду то обстоятельство, что она никогда не была «записана» в едином акте. В последние годы в отечественной литературе, однако, утвердилось мнение, что по форме Конституция Великобритании носит смешанный (комбинированный) несистематизированный характер. Она состоит из двух частей – писаной и неписаной. Писаная часть включает в себя совокупность норм, установленных статутами, и регулирующих вопросы конституционного характера (статутное право). Статутом в Великобритании принято называть законодательный акт, принятый или одобренный палатами Парламента и подписанный Монархом. К неписанной части Конституции британская государственно-правовая доктрина относит судебные прецеденты (судебное право) и конституционные соглашения (обычное право), имеющие своим предметом вопросы конституционного характера. Отметим, что термин «неписаное право» употребляется доктриной в отношении актов, не принимавшихся Парламентом. В силу этого судебные решения, которые объективно имеют писаный, то есть зафиксированный на бумаге, характер, доктрина относит к неписаной части права. Однако в отечественной литературе широко представлена и другая точка зрения, в соответствии с которой судебные решения отнесены к писаной части британской Конституции. Конституция Великобритании как совокупность писаных законов, прецедентов и конституционных соглашений (т.е. в материальном или абстрактном смысле) сложилась в конце XVII-начале XVIII в., приобретя к этому времени все признаки конституции в современном значении этого слова. Ее особенности относятся, прежде всего, к форме. Что касается содержания, Конституция регулирует традиционные для конституционного права сферы общественных отношений. Отметим, что регулирование это не носит системного характера, отличается фрагментарностью. Изначально соотношение писаной и неписаной частей Конституции было в пользу конституционных соглашений (обычаев) и судебных прецедентов. Именно они составляли ее основу. Однако в последующий период, особенно в XX в. британская Конституция эволюционировала в направлении постепенной замены обычаев и судебных прецедентов писаными законами. В соответствии с доктриной Парламент, как хранитель суверенитета, в любой момент может предложить новое правило, заменив предыдущий обычай или прецедент. В тоже время такие преимущества как гибкость и эластичность, объясняют заинтересованность правящих кругов Великобритании в сохранении и общего права. Своеобразная форма британской Конституции влечет за собой ряд последствий. Так как в Великобритании отсутствует кодификация и систематизация права, нет четкого разграничения между конституционным и всем другим правом, конституционное законодательство не отличается каким-либо особым своеобразием от других отраслей права. Все источники права принимаются, изменяются и отменяются обычной процедурой, обладают одинаковой юридической силой. Это позволяет отнести британскую Конституцию к числу гибких. Изменение Конституции достигается путем принятия нового или замещения старого правила, что позволяет легко приспосабливать ее к изменяющимся условиям. Сказанное выше объясняет отсутствие в Великобритании института конституционного контроля. Источники британской Конституции. Писаная и неписаная части Конституции имеют различные, весьма разнообразные источники, число которых необозримо велико. При этом ни один из составляющих ее компонентов не претендует на роль общих принципов. Статуты, составляющие писаную часть Конституции, представляют сравнительно небольшую часть законодательных актов Парламента. Статутное право носит фрагментарный характер. Чисто конституционных актов, целиком посвященных какому-либо вопросу конституционного регулирования, в настоящее время насчитывается чуть более сорока и ни один из них не является основным законом. Эти акты приняты Парламентом в различные годы, и даже эпохи. Они регулируют правовое положение личности, избирательное право, порядок формирования, компетенцию и взаимоотношения палат Парламента, исполнительной и судебной власти, статус Монарха, организацию территории и местное самоуправление. В отечественной литературе к данному виду источников часто относят и Великую хартию вольностей, акт принятый еще в предпарламентский период развития Англии. Конституционные нормы содержатся также в статутах, регламентирующих конституционные отношения наряду с другими группами общественных отношений. Все статуты имеют равную юридическую силу. Ряд отечественных авторов к статутной части Конституции относят акты делегированного законодательства, содержащие конституционные нормы и принятые исполнительной властью на основе прав, делегированных Парламентом. Наиболее значимыми из них считаются приказы в Тайном совете, издаваемые от имени Монарха. Судебные прецеденты, содержащие принципы конституционного права, составляют систему «общего права». Они создавались в ходе обычной судебной практики высшими судами – Высоким судом, Апелляционным судом и Палатой лордов, – обязательны для всех судов и исчисляются сотнями дел. Исторически прецедентному праву принадлежит исключительная роль в формировании британской Конституции. Прецеденты определяли принципы деятельности и полномочия высших органов государственной власти, привилегии Парламента и Короны, но главным образом права и свободы граждан, так как отсутствие в Великобритании единого акта, регулирующего эту сферу общественных отношений, вело к необходимости судебного толкования существующих законов и норм обычного права. Со временем сфера действия судебных прецедентов конституционного характера заметно сузилась, так как многие положения судебных решений нашли закрепление в статутах. Конституционные соглашения, именуемые также обычаями – это правила политической практики в сфере конституционно-правовых отношений. Отметим, что ряд британских и отечественных ученых по разным основаниям не признают обычаи источниками права. Действительно, это весьма своеобразный источник британской Конституции. Конституционные соглашения нигде юридически не зафиксированы, являются неписаной частью Конституции. Считается, что они действуют до тех пор, пока с ними согласны их участники. Их соблюдение рассматривается как приверженность сложившимся столетиями традициям и устоям. Вместе с тем обычаи представляют собой важное звено правовой системы, без которого последняя не может нормально функционировать. Это проявляется, прежде всего, в том, что входящие в них нормы непосредственно влияют на характер содержания целого ряда парламентских законов. Нарушение конституционного соглашения рассматривается как нарушение Конституции. Однако такие действия могут повлечь за собой не юридические, а политические последствия, пусть и весьма серьезные. Дело в том, что обычаи не признаются, а, следовательно, и не защищаются судом. Не существует и какого-либо специального органа, на который возлагалась бы обязанность обеспечивать безусловное следование им. Первые конституционные соглашения относятся уже к концу XIII в. На сегодняшний день их насчитывается десятки и они действуют во всех элементах британской политической системы. Большинство наиболее значимых из них регламентируют отношения между Монархом и Правительством: по поводу формирования Правительства, коллективной и индивидуальной ответственности министров, порядка осуществления Монархом властных полномочий и т.д. Соглашения регулируют также порядок роспуска Парламента, санкционирования главой государства парламентских законов, определяют отношения между палатами Парламента и т.д. Конституционные соглашения играли и продолжают играть значительную роль в системе источников британской Конституции. Некоторые из них, однако, сегодня утратили свое значение в связи с закреплением аналогичных норм в статутах. Общее влияние на писаную и неписаную части Конституции оказывали и оказывают труды авторитетных юристов по вопросам конституционного права. Доктринальные источники – это, как правило, суждения, содержащие анализ писаных и неписаных норм Конституции, в том числе судебных решений, не дошедших до нашего времени. Эти суждения могут рассматриваться судами как дополнительный источник права для обоснования постановлений в случаях отсутствия иных источников. К числу канонизированных авторов относят труды Брэктона, Блэкстона, Беджгота, Дайси и др. Некоторые из исследований этих правоведов опубликованы еще на заре британского конституционализма. В последние десятилетия, однако, судебные решения в обоснование той или иной позиции нередко содержат отсылки и на суждения современных авторов. Источники британской Конституции, как было отмечено выше, в последние десятилетия заметно эволюционируют. Сфера действия обычаев, а особенно прецедентов заметно сужается. Соответствующие правила со временем получают статутное оформление. Претерпевает изменение и содержание Конституции. Так, находящееся у власти с 1997г. лейбористское правительство Э. Блэра проводит конституционную реформу, основные направления которой можно свести к децентрализации политической власти, изменению избирательного права, новому порядку формирования Палаты лордов – верхней палаты Парламента. Архаичность действующей британской Конституции в настоящее время признается многими британскими политиками и учеными. Это породило появление ряда проектов основного закона, отражающих современные тенденции конституционного законодательства. Важным фактором, стимулирующим данный процесс, стало развитие европейской интеграции, членство Великобритании в Европейском союзе, что требует четкого и унифицированного национального законодательства.
|