![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация проблем по степени их структуризации Принципы решения неструктуризованных проблем.
Самой обобщающей классификацией проблем является классификация, предложенная Г.Саймоном, согласно которой все проблемы подразделяются на три класса: 1) хорошо структурированные или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что они могут быть выражены в числах или символах, получающих в конце концов численные оценки; 2) неструктуризованные или качественно выраженные проблемы, содержащие лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны; 3) слабоструктуризованные или смешанные проблемы, которые содержат как качественные, так и количественные элементы, причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем имеют тенденцию доминировать.
Для решения неструктурированных проблем используются методы экспертных оценок, когда математическая формализация проблемы невозможна в силу их новизны и сложности, либо требуют больших затрат и средств. Общим для всех методов экспертных оценок является обращение к опыту специалистов, которые будут экспертами. Давая ответы на поставленный вопрос, эксперты являются как бы датчиками информации, которая потом обобщается и анализируется. Если в диапазоне ответов имеется истинный ответ, то совокупность разрозненных мнений будет синтезирована в некоторое обобщенное мнение, близкое к реальности. Любой метод экспертных оценок представляет собой совокупность процедур, направляемых на получение информации эвристического происхождения и обработку этой информации с помощью математически-статистических методов.
Процесс подготовки и проведения экспертизы включает следующие этапы: 1. определение цели экспертизы; 2. формирование группы специалистов-аналитиков; 3. формирование группы экспертов; 4. разработка сценариев и процедур экспертизы; 5. сбор и анализ экспертной информации; 6. обработка экспертной информации; 7. анализ результатов экспертизы и принятие решений.
При формировании группы экспертов необходимо учитывать их характеристики, которые влияют на результаты экспертизы. Компетентность – уровень профессиональной подготовки. Креативность – творческие способности. Конформизм – подверженность влиянию авторитета. Коллективизм и самокритичность.
Методы экспертных оценок достаточно хорошо применяются в следующих ситуациях: 1. выбор целей и тематики научных исследований; 2. выбор вариантов сложных технических и социально - экономических проектов и программ; 3. оценка качества продукции и новой техники; 4. принятие решений в задачах управления производством; 5. перспективное и текущее планирование производства; 6. научно-техническое и экономическое прогнозирование.
|