Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Открытое, осевое и выборочное кодирование






Смысл поэтапного кодирования состоит в постепенном сужении поля анализа: от предельно открытого поиска смысловых единиц текста до узконаправленного, наиболее соответствующего замыслу исследователя.

На этапе открытого кодирования исследователь как бы маркирует все темы, имеющиеся в тексте, как категории, находящиеся на очень низком уровне абстракции.

Осевое кодирование является вторым «проходом» через данные. На начальном этапе темы сосуществовали разрозненно и о связи между ними исследователь не задумывался. При осевом кодировании он концентрируется на самих кодах и их возможном уточнении применительно к определенному контексту. Он движется в направлении организации идей или устанавливает ось ключевых категорий. Выясняются причины и последствия событий, условия и виды взаимодействия, стратегии и процессы.

Усиливается связь между свидетельствами и концепциями, категории уточняются, переформулируются или, наоборот, отбрасываются и заменяются новыми. Устанавливается логическое отношение между центральной темой исследования и ее подтверждениями, разбросанными по разным отрывкам первичного текста.

Выборочное кодирование является последним «проходом» по тексту, когда уже становится ясна центральная тема и ее формулировка, как она вырисовывается из полученных материалов. Выборочно отыскиваются подтемы или эпизоды, которые наиболее ярко иллюстрируют основную тему, одновременно осуществляется сравнение или противопоставление разных отрывков текста. Выделяется основное направление и отдельные подтемы будущего анализа.

При осевом кодировании, сужая фокус поиска на определенной проблеме (например, место книг в жизненном пути данного человека), будем направленно искать эту «ось», выделяя категории: «книги в детском опыте рассказчика», «книги в студенческой жизни», «книги в профессиональной деятельности».

При третьем «проходе» кодирование формулируется в более осмысленную, с точки зрения будущего анализа, центральную тему: «субъективное значение чтения для становления личности в детские годы». Здесь уже проглядывают будущие аспекты анализа (подтемы): на что конкретно повлияло? Снизилась или усилилась их роль в последующие периоды жизни? Как изменился характер чтения?

Одновременно постоянно уточняются аналитические мемос, которые касаются разных сторон рассмотрения и помогут впоследствии при написании теоретического текста.

 

 

6. Крукович Е.И.. НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ. (Ст. из Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003) г.https://voluntary.ru/dictionary/568/word/narativnyi-analiz

НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ - качественный анализ материала нарративного интервью. Основные методологические разработки Н.А. связаны с именами Ф. Шютце (Fritze Schutze), В. Фишера (Wolfram Fischer), Г. Розенталь (Gabriele Rosenthal), Дж. Брунера (J. Bruner) и др. Прочтение, интерпретация и анализ из двух главных независимых измерений: категориальный подход подразумевает разбивку полного текста либо нескольких текстов, полученных от разных респондентов, на секции, отнесение отдельных частей или слов к определенным категориям и анализ категорий. Холистический подход, напротив, позволяет рассматривать жизненную историю как целое, и каждая часть текста интерпретируется в контексте других частей. Категориальный подход полезен, когда исследователей интересуют проблемы или феномены, свойственные определенным группам людей, если же исследуется личность как целое, ее развитие, предпочтителен холистический подход к анализу нарратива.

 

Второе измерение отражает традиционный подход литературного толкования текста. Исследователь концентрируется на явном содержании нарратива, т.е. анализирует представленную рассказчиком фактическую информацию о событиях.

Из двух измерений следуют четыре модели интерпретации нарратива: холистически-содержательная, холистически-формальная, категориально-содержательная, категориально-формальная. Хол-сод помогает выявить связь отдельных деталей текста с общим контекстом, смысл того или иного фрагмента в свете содержания остальных частей нарратива.

Холистически-формальный подход к толкованию помогает прояснить кульминационные, поворотные моменты истории, проливающие свет на ее развитие в целом. К примеру, на первом этапе Н.А. происходит поиск и отделение тех частей текста, которые не являются повествованиями (наррациями), а относятся к аргументациям, сообщениям, оценкам, описаниям. Далее текст, состоящий только из нарраций, разбивается на фрагменты, в которых повествуется об определенных событиях, имевших начало, развитие и завершение. Второй этап заключается в содержательном описании отдельных периодов жизни, при этом делаются предположения: какое окружение было важным для рассказчика, в каком контексте происходили наиболее важные события его жизни. Заключительный этап нарративного исследования, по Шютце, посвящен анализу " процессуальных структур" (факты) и концепции истории жизни.

К. Герген (K.J. Gergen) и М. Герген (М.M. Gergen), вычленять в нарративах три основных паттерна: прогрессивное развитие, регрессия, стабильное положение.

 

Намечая преспективы формального анализа нарратива, Брунер указывает на классическую работу К. Берка (Kennet Burke) " Грамматика мотивов", в которой рассматриваются пять элементов структуры рассказа: Агент, Действие, Цель, Окружение, Инструмент и Проблема. Проблема образовывается несоответствием между двумя или более из вышеперечисленной пятерки элементов Берка. Брунер обозначил культурные индикаторы как кризис, роль агента в восстановлении и формирование нового порядка вещей.

Категориально-содержательная модель известна как контент-анализ, классический метод исследования нарративных материалов, в рамках которого часто используется количественная обработка данных. Однако это не обозначает, что его не могут применять сторонники герменевтической позиции. Контент-анализ жизненной истории подразумевает поиск заранее намеченных тем или категорий в содержании рассказа, но при этом исследователь может продвигаться в логике исследовательской стратегии " обоснованной теории" Глазера и Страусса (B.G. Glaser, A.L. Strauss). Выбор категорий, конечно, может быть предопределен имеющейся теорией соответственно логике позитивистского исследования, но с другой стороны, ничто не мешает исследователю читать текст свободно, без предубеждений и фиксировать проявляющиеся в содержании темы, чтобы затем уже выстраивать гипотезы.

 

Категориально-формальная модель фокусируется на отдельных стилистических и лингвистических особенностях определенных элементов нарратива, например, на типе метафор, используемых нарратором, частоте употребления пассивных залогов, сенсорных глаголов и т. д. В подобных исследованиях список интересующих исследователей категорий (в данном случае формально-лингвистических аспектов эмоциональных реакций) может готовиться заранее, либо определяться по ходу прочтения текста.

 

В реальных нарративных исследованиях эти четыре модели Н.А. не столь четко дифференцированы.

Ряд требований к интерпретаторам текста: высокая способность к интуитивному пониманию опыта других; интерпретация должна вырабатываться группой из нескольких исследователей, чтобы по возможности нивелировать личностные ограничения; текст должен рассматриваться детально и интерпретироваться широко и многозначно.

 

Пузанова Ж.В., Троцук И.В, Нарративный анализ: понятие или метафора? https://ecsocman.hse.ru/data/2012/03/29/1272433508/Puzanova.pdf

Нарративный анализ или сюжетный основан на принципах структурного рассмотрения текста

Лингвистические признаки нарратива: наличие придаточных предложений, соответствующих временной организации событий; отнесенность повествования к прошедшему времени, наличие определенных структурных компонентов – ориентировки(место, время, персонажи), осложнение или конфликт, оценка, разрешение ситуации и коды (завершения повествования и его отнесение к «здесь-и-теперь)

Лабов формулирует основные понятия Н.А.: информационная значимость (заинтересовать ацдиторию), кредит доверия (уверенность аудитории в правдивости событий), казуальность (выбор причин и следствий в потоке событий), одобрение или неодобрение аудиторией видением мира рассказчиком, объективность (как выражение эмоций или как наблюдение материальных объектов и событий)

В качестве методологических оснований обращения к нарративу в социологии: теория интерпретации (объект обладает смыслом смысл должен быть отличен от средств его выражения, существование субъекта, которому приписывается производство текста), этнометодология (рефлексивное использование знаний о ситуации взаимодействия для обеспечения осмысленной интерпретации собственных поступков и действий других), феноменология (допускает «социологическое переписывание» нарратива), лингвистическое разграничение форм репрезентации времени в языке основано на различии «фактуры» времени в основных композиционно-речевых формах; субъективистский подход (учет активной роли респондента и его влияние на исследователя, глубина наблюдения) и герменевтическая традиция (прочтение текстов, «вживание» в их содержание и вычленение «когнитивных фигур», которые подвергаются многократному анализу.

Особенности НА как метода: субъект-субъектных характер отношений субъекта и текста (информанта), полное и всестороннее описание, форма изложения, интерпретация информанта события (смысл, который вкладывает), воссоздание перспективы событий.

Общая схема работы с нарративами: работа с информантом; конструирование нарратива, транскрибирование; анализ расшифровок+мини-теория; восприятие читателем отчета.

3 подхода к анализу: драматический (внимание на грамматическихресурсах), социолингвистический (черты речевой пунктуации, задача анализа – выявление не только лингвистических характеристик истории, но и собственно социологического содержания набора фраз), структурный (процедура: выделение речевых отметок начала и конца повествования и вычленение относительно простого нарратива, перепись сегмента с нумерацией и указанием его структурных элементов, формальный анализ с точки зрения соотношения элементов нарративной структуры, выяснение социальной роли нарратива)

Используют данный анализ в области массовой коммуникации (новости), военной социологии, исследованиях бедности, социокультурном анализе нетипичности

Для более глубокого понимания – пример на стр 75.

 

 

Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса / Пер. с англ. - X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2009. - 356 с. Гл. 9.4. Описание метода (про нарративный анализ)

https://socioline.ru/files/5/41/metody_analiza_teksta_i_diskursa.pdf

 

9.4.1. Нарративная структура

Нарративную структуру текста можно охарактеризовать 6 ролями, которые Греймас называет актантами. Собственно они и направляют историю:

а) Дестинатор — это определенная сила, которая устанавливает правила и ценности в действии и представляет идеологию текста.

b) Получатель — несет ценности (а), поэтому имеет отношение к объекту, на который (а) распространяет ценности.

с) Субъект — выполняет главную роль в повествовании.

Л) Объект — то, к чему стремится субъект повествования. Это цель, на которую направлен интерес субъекта.

е) Помощник — поддерживающая сила, которая помогает субъекту в его стараниях, направленных на объект.

ж) Предатель — препятствующая сила, которая олицетворяет все, что удерживает субъекта от достижения цели.

Эти актанты не обязательно являются акторами, между этими различными силами возможны только очень определенные связи. Субъект направляет себя на объект и в этом его поддерживает помощник и сдерживает предагпелъ. Все это происходит внутри ценностной структуры судьбы, которой наделен получатель. Идеологию судьбы часто представляет рассказчик.

2 других вида влияния, которые определяют сюжет, — это место и время (Греймас – изотопы):

Изотоп места характеризует внешнюю среду, в которой разворачивается история. Внутреннее пространство, в котором действует субъект, называется утопическим, в то время как неопределенное и неточно определенное окружение называют гетеротопическим.

Изотоп времени характеризует перемещение по оси времени, которое означает ориентацию повествования по отношению к прошлому, настоящему и будущему.

Цель анализа нарративной структуры — описать эти 6 актант и 2 изотопа в повествовании.

 

9.4.2. Глубинная структура

Анализ глубинной структуры текста должен идентифицировать лежащие в основе ценности и нормы. Компоненты глубинной структуры должны:

а) быть достаточно сложными, логичными и достаточно устойчивыми, чтобы формировать адекватное

представление о тексте;

b) осуществлять посредническую и объективирующую функцию между текстом и исследователями

с) быть достаточно точными.

9.4.3. Процедура анализа

Первый этап. Первый этап анализа должен создать общее впечатление о трех уровнях текста. На этом этапе текст разбивают на тематические блоки и прослеживают изменение каждой из тем или идентифицируют направление их развития. Затем определяют основные силы, действующие в этой истории и классифицируют их на актанты. Это дает возможность охарактеризовать пространственные и временные изотопы.

Второй этап. Здесь отдельные тематические блоки анализируют более точно. С помощью формальных правил, которые применяют к каждому блоку, выявляют глубинную структуру:

• Сначала актанты, время и пространство анализируют отдельно для каждого тематического сегмента.

• Затем для каждого сегмента задают связь и модальность актантов — активны они или пассивны,

связаны они друг с другом или нет?

• Третий шаг — анализируют движения актантов. Как можно охарактеризовать эти движения? Список

возможных движений включает приобретение, конфронтацию, подавление, познание, увеличение

и модификацию. Эти движения используют для уточнения связи между актантами.

• Затем определяют задачу и цель определенного сегмента. Здесь проводят различие между когнитивной вовлеченностью (т.е. приобретением знаний и навыков) и прагматической вовлеченностью

(т.е. валидностью или применением знаний и навыков).

• На заключительной стадии первоначальные тематические сегменты сопоставляют с результатами

анализа. Здесь на основе результатов тематические блоки, которые были определены на первом этапе,

описываюткакнарративную программу. Существуют ли внутри этих сегментов какие-либо нарушения

в отношениях между актантами? Изменяется ли модальность актантов? Если это действительно

происходит, то блоки определяют еще раз и повторят процедуру из первых 4-х шагов.

Третий этап. Исследователь должен продвинуться от нарративных структур текста к глубинным. Таким образом, поверхность текста «оставляют в стороне», чтобы обеспечить дистанцию между аналитиком и текстом Дальше работу продолжают на основе формализованных нарративных программ — т.е. результатов второго этапа. Третий этап подчиняется правилам значительно меньше чем предыдущие.

Таким образом, можно представить развитие наблюдаемых и «актуальных» ценностей. Конфликт между наблюдаемыми и «актуальными» ценностями связан с ассоциации или диссоциации между субъектом и другими актантами.

Результат нарративного семиотического анализа должен обеспечить, по крайней мере, некоторое понимание глубинной структуры текста, как это представлено в семиотическом квадрате для всех нарративных программ. Способы, с помощью которых развиваются ценности субъекта и решается конфликт с «актуальными» ценностями, обеспечивают окончательное понимание цели, лежащей в

основе повествования.

9.5. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА

Корпус текста должны соответствовать следующим требованиям:

· Репрезентативность ( не на статистические критерии, а на гипотетическое отношение подчинения компонентами дискурса).

• Они должны быть исчерпывающи. Т.е. они должны по умолчанию включать все элементы модели.

• Они должны быть однородны. Это зависит от ситуационных параметров, где вариации необходимо

рассматривать либо на уровне говорящего, либо на уровне всей области коммуникации.

 

7. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4 М. 1993-4. N 3-4. С. 34-43 https://galapsy.narod.ru/PsyNarrative/narrativeInterv.htm

 

Процедура анализа данных биографических нарративных интервью включает шесть этапов или шагов.

1-й шаг: формальный анализ текста. Он заключается в удалении из первоначального текста всех ненарративных пассажей и фрагментов и разбивке " очищенного" текста на формально последовательные части. Под формальными частями подразумеваются куски цельного рассказа, в которых говорится о событиях, имевших свое начало, длившихся некоторое время и завершившихся.

 

2-й шаг: содержательное структурное описание самостоятельных, не пересекающихся во времени этапов жизненного пути. Результатом структурного описания являются суждения по поводу отдельных биографических этапов.

 

3-й шаг: " аналитическая абстракция". Результаты структурного описания (суждения по поводу отдельных этапов жизненного пути) отделяются от специфики и конкретики этих этапов, и на основании сравнения таких абстрагированных суждений вырабатывается общая для отдельной биографии " формула", в которой выражена доминирующая структура биографических процессов и жизненного опыта.

 

4-й шаг: " анализ знаний" (Wissensanalyse). К анализу привлекаются прежде отсеченные ненарративные фрагменты, содержащиеся как в самом повествовании, так и в заключительной " теоретической" фазе интервью. Эксплицируются и систематически анализируются выполняемые ими функции: ориентации, оправдания, вытеснения и т.д. Не зная событийного ряда, было бы невозможно определить значение, которое имеют те или иные высказывания, являющиеся продуктом " теоретической" деятельности индивида. Все четыре упомянутые выше этапа анализа осуществляются внутри каждой отдельной биографии. Только с пятого шага интерпретации начинается сравнительный анализ различных биографий.

 

5-й шаг: сравнительный анализ с использованием стратегий " минимального" и " максимального" контраста. Согласно первой у разных индивидов прежде всего выделяются совпадения, сходства и соответствия структур биографических процессов. Стратегия максимального контраста нацелена на поиск тех общих характеристик, которые объединяют на очень абстрактном и чисто формальном уровне различные по содержанию биографические эпизоды. Реализация последней стратегии приводит к образованию (или расширению) системы категорий, описывающих базовые характеристики биографических процессов и структур. К числу этих категорий относятся, например: биографический проект, биографическая траектория, трансформация биографической траектории, биографический потенциал и пр.

 

6-й шаг: построение теоретической модели. Она дает ответ на главный вопрос исследований, например о том, какие наиболее типичные биографические процессы характерны для людей, становящихся бездомными или пациентами психиатрических клиник.

 

Критика Н.А.: можно разделить на " внешнюю", в которой подвергаются сомнению сами предпосылки нарративного подхода, и на " внутреннюю", разделяющую исходные предпосылки, но нацеленную на частные аспекты использования стратегии биографического нарративного интервью, в том числе на такую интересную на наш взгляд, проблему, как культурная (в широко смысле слова) обусловленность нарративной компетентности.

 

 

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М: Инфра-М, 2004. - 768 с, Гл. 2.2 Анализ документов: общие положения (Отличие качественного от количественного анализа)

.

Анализ документов широко применяется в качественной соци­ологии, где выступает важнейшим средством сбора уникальных данных, недоступных другим видам исследования. Пример: социо-антропологическое исследование (1994 г. на са­марском предприятии) для изучения истории предприятия, основными стали документальные источники (га­зеты, книги, фотоальбомы, проспекты), дополненные свидетель­ствами очевидцев, их воспоминаниями.

В социологии принято различать два главных вида анализа документов:

качественный анализ (традиционный);

количественный анализ, который по международной клас сификации именуют контент-анализом.

1 - многообразие операций, связанных с отбором и оценкой качества документов, восприятием и интерпретацией их содержания. Метод основан на интуитивном понимании, анализе и обобщении содержания документов, а также на логическом обосновании выводов. Типичным примером традиционного интуитивного анализа документов является чтение социологом литературы по изучаемой проблеме и из­ложение своих выводов в виде научного обзора.

Ограни­чение — субъективность (обу­словленна влиянием установок и предпочтений исследователя, сложившихся до начала анализа). Подобные влияния могут не осоз­наваться, а строгих критериев для их обнаружения и оценки не существует. Для преодоления недостатков - методики формализованного анализа текстов.

В истории социологии из­вестен факт, когда основой исследования послужили в основном личные документы. В начале XX в. У. То­масс + Ф. Знанецкий - изу­чение личных документов польских эмигрантов с тем, чтобы опи­сать их положение в Европе и Америке. В числе использованных документов были: переписка крестьян-эмигрантов с родными, оставшимися в Польше; архивы эмигрантских газет; материалы церковно-приходских общин, землячеств, благотворительных об­ществ и судебные материалы, связанные с делами эмигрантов; уникальная автобиография одного из крестьян, написан­ная по просьбе исследователей и составившая около 300 страниц.

Термин content-analysis впервые начал применяться в конце XIX — начале XX в. в американской журналистике (Б. Мэттью, А. Тенни, Д. Спиид, Д. Уипкинс). У истоков контент-анализа находились аме­риканский социолог Г. Лассуэл и французский журналист Ж. Кай­зер. Важный вклад в разработку процедур контент-анализа внесли российские и эстонские социологи, прежде всего А.Н. Алексеев, Б.А. Грушин.

исследования текстов СМИ. Их авторы задавались целью продемонстрировать «пожелтение» тогдашней нью-йоркс кой прессы и падение нравов в обществе.

Контент-анализ используется социологами уже более 100 лет.

3. С.И. Григорьев, Ю.Е. Растов. Основы современной социологии. Общая характеристика качественного анализа социальных явлений https://polbu.ru/grigoriev_sociology/ch30_all.html (отличие качественного и количественного анализа)


Количественный анализ направлен на исследование макросоциальных явлений и процессов (взаимодействия общественных классов, страт, социальных слоев, этносов, регионов, социальных институтов и т.п. макросоциальных образований). Качественный анализ приемлем, но в роли дополнительного. Качественный анализ направлен на микросоциологические явления и процессы.

 

4. Бабосов Е.М. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ https://voluntary.ru/dictionary/568/word/analiz-dokumentov (Отличие качественного и количественного анализа)

 

Существуют два основных метода А.Д. Один из них традиционный, классический, а второй - формализованный, или, как его чаще всего называют, контент-анализ (от англ. content-analysis - анализ содержания).

 

Традиционный А.Д. - совокупность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала. В большинстве случаев интересующая социолога информация, содержащаяся в документе, присутствует в нем в неявном, скрытом виде, в форме, отвечающей целям, во имя которых документ был создан (статистический отчет, закон, информационное сообщение и т.п.), а это далеко не всегда совпадает с интересами и задачами социологического анализа. Традиционный А.Д. позволяет преобразовать первоначальную форму информации, содержащейся в документе, в ту форму, которая интересует исследователя.

 

Традиционный А.Д. представляет собой самостоятельный, творческий процесс, который зависит от: 1) содержания, направленности самого документа; 2) условий, целей и задач исследования; 3) научной квалификации, богатства опыта и творческой интуиции исследователя (более квалифицированный и творчески мыслящий социолог сумеет извлечь из одного и того же документа гораздо более обширное и нужное для исследования содержание, чем менее квалифицированный и опытный, не обладающий творческим воображением).

Из этого следует, что традиц. А.Д. неотделим от личности исследователя, => возможность субъективной оценки и интерпретации изучаемого документа. Стремление избавиться от налета субъективности, вполне возможного при осуществлении традиционного анализа, привело к разработке существенно иного вида формализованного анализа документов, т.е. контент-анализа.

 

Применять контент-анализ начал еще в 1930-х известный социолог Г. Лассуэл в сфере политики и пропаганды, но широкое распространение он получил начиная с 1950-х, когда в США вышел фундаментальный труд Б. Берельсона " Контент-анализ в коммуникационных исследованиях". Этот вид А.Д. был ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, трудно поддающихся или вовсе не поддающихся традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении определенной совокупности количественных, статистических характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики содержания изучаемых массивов документов отражают некоторые существенные особенности изучаемых социальных явлений и процессов, например, тематика телепередач, время, отводимое для тех или иных тем телевизионными компаниями, отражают в той или иной степени интересы зрительской аудитории, информационную политику данного источника информации и существующие в обществе нормы их взаимодействия.

 

Процедура формализованного А.Д. заключается в выделении в изучаемом тексте определенных, интересующих исследователя элементов содержания, классификации выделенных элементов в соответствии с концептуальной схемой исследования, последующем их подсчете и количественном анализе. Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска, определении в содержании изучаемого документа единиц счета, в качестве каковых выступают отдельные слова (термины, имена политических деятелей, названия партий и движений, географические названия и т.п.), суждения, выраженные в форме предложений, абзацев, фрагментов текстов, оценки, точки зрения, аргументы, а также различные виды публикаций (по тематике, жанру, типам авторов и др.). Определение единиц счета зависит от целей исследования.

 

В социологических исследованиях используются два вида контент-анализа, различающиеся в зависимости от характера представления содержания текста: качественный и количественный. Качественный контент-анализ основа на использовании нечастотной модели содержания текста и позволяет выявить типы качественных характеристик содержания текста вне зависимости от частоты (т.е. количества) встречаемости каждого из этих типов. Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача - получить количественную характеристику содержания изучаемого текста.

 

В практике социологических исследований сложился определенный набор устойчивых, стандартных единиц контент-анализа. К числу наиболее часто употребляемых из них относятся:

1) Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов. В исследовании активизации экономического поведения различных групп населения - " предприниматель", " наемный работник", " безработный", " рынок капиталов", " рынок товаров", " рынок труда", " мотивация экономического поведения", " стимулирующая роль заработной платы" и др.

2) Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах или целостных текстах (общая тема социологического исследования, так и определенная ее часть, например проблема создания благоприятного правового пространства для развития малого и среднего бизнеса, являющаяся частью общей темы активизации экономического поведения).

3) Персонаж (" герой") некоего действия или отношений, отраженных в изучаемом тексте. В качестве такого персонажа, в зависимости от выделенной темы контент-анализа, может выступать предприниматель, банковский служащий, президент страны или союза предпринимателей и т.п.

4) Ситуация, например экологическая ситуация, рассматриваемая в контексте отношений человека с окружающей средой.

5) Действие, осуществляемое отдельными индивидами или их группами, в пределах избранной для контент-анализа темы, например, действия предпринимателей, безработных или налоговой полиции.

 

Категории и единицы контент-анализа - это конструктивные объекты, содержание которых определяется в рамках конкретной области, избранной в качестве объекта прикладного социологического исследования.

Меры (единицы) измерения: единицы протяженности (время). Пример - количество минут, которые занимает эфирное время телевизионного сообщения. Единицей измерения может служить и появление искомого признака в тексте, а также частота такого появления.

Анализ больших текстовых массивов ставит перед исследователем проблему обеспечения репрезентативности результатов при отборе текстов (-)

 

3. Анализ документов. Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г. https://voluntary.ru/dictionary/1106/word/analiz-dokumentov (Традиционный анализ)

Традиционный анализ применим для всех без исключения типов документов, будь то вербальные, иконографические или фонетические источники.

Задачи снижения субъективи зма этого метода стимулируют разработку иных методик выявления смысловых структур текста, направленных на поиск объективных показателей содержания. Весьма перспективен в этом отношении предложенный советскими исследователями информационно-целевой метод (Т. М. Дридзе). Он используется для адекватной смысловой интерпретации документа как самостоятельного целостного образования, но с элементами формализации текста, которая осуществляется на том основании, что количество смысловых опорных узлов содержания (как правило, отдельных ключевых слов) ограничено в документе и может быть подсчитано. Вычислив отношение между числом ключевых слов, включенных в систему не известных до этого смысловых связей, и общим числом смысловых единиц содержания, можно получить коэффициент новизны или информативности каждого текста. Формализованный (количественный) анализ, под которым чаще всего понимают различные модификации контент-анализа, направлен на получение объективной информацни о некоторой совокупности однородных документов (информационного потока) путем фиксации существенных характеристик содержания и их количественного описания.

 

 

https://www.psy.msu.ru/science/public/voyskunskiy/voyskunskiy& skripkin_2001.pdf

Качественный анализ – понимание с точки зрения участника, целостность в понимании и описании.

Количественный анализ – некоторая дискретность

Критерии качества. Кол. анализ: объективность, надежность, валидность. Кач. анализ: подтверждаемость, включенность, правдоподобность


[1] Секвенция (англ.) — в качественном подходе понимается более узко как эпизод или событие, следующее в определенной последовательности. Далее употребляется именно в этом смысле. Различают: хронологическую секвенцию, при которой порядок событий движется линейно во времени; секвенцию последствий: одно событие влечет другое; тематическую секвенцию: эпизоды связаны темой.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.028 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал