![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Здоровье и факторы, его определяющие
При оценке состояния здоровья в повседневной жизни, как правило, используются субъективные и объективные критерии. Однако, субъективные критерии оценки состояния здоровья человека (настроение, сон, аппетит, боль и др.) недостаточно надежны, поскольку некоторые изменения в организме человека могут протекать без каких-либо субъективных ощущений. С другой стороны, возможны явления, расцениваемые индивидом как болезненные при фактическом отсутствии патологии, что бывает, например, при психоэмоциональных расстройствах. Что же составляет основу здоровья? В.П. Казначеев определяет категорию здоровье как процесссохранения и развития психических, физиологических и биологических функций, его оптимальную трудоспособность и социальную активность при максимальной продолжительности жизни». С.Я. Чикин рассматривает здоровье как «гармоничное взаимодействие и функционирование всех органов и систем человека при его физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющих активно участвовать в общественно-полезном труде». Г.И. Царегородцев расценивает здоровье как " состояние гармоничной саморегуляции и динамического равновесия со средой, совокупность психосоматических состояний организма, обеспечивающих возможность оптимального функционирования человека в разнообразных сферах жизни». Изучая биологические ритмы человека, Н.А. Агаджанян приходит к выводу о том, что здоровье «представляет собой оптимальное соотношение взаимосвязанных эндогенных ритмов физиологических процессов и их соответствие экзогенным циклическим процессам». Ю.П. Лисицын определяет здоровье, как «гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными явлениями». Более узкие характеристики понятия «здоровье» соотносятся с возможностями физиологической адаптации к среде обитания, в том числе и к условиям относительно экстремальным. Например, Н.Д. Граевская оценивает здоровье уровнем функциональных возможностей организма человека, диапазоном его компенсаторно-адаптационных резервов в экстремальных условиях. По мнению Н.М. Амосова здоровье организма определяется его количеством и имеющимися резервами: биологическими (избыточность элементов управления, дублирование и взаимозаменяемость элементов регуляции, многофункциональность клеток); физическими (способность выполнять определенную нагрузку); социальными (способность быть ведущим или ведомым). Н.М. Амосов определяет здоровье как сумму резервных мощностей основных функциональных систем организма. И.М. Воронцов считает, что для определения здоровья в первую очередь важна оценка «свойств интеллекта, способности к социализации, творчеству и производству общечеловеческих ценностей, к соблюдению нравственных законов и морали, стремление к добру и самопожертвованию», то есть нормально сформировавшийся мозг и психика в большей степени отражают общий уровень здоровья. Таким образом, здоровье – это комплексное и вместе с тем целостное многомерное динамическое состояние. В оценке здоровья человека используются три уровня – общественный (популяционный), индивидуальный, групповой. Популяционное здоровье В.П. Казначеев рассматривает как процесс социально-исторического развития психосоциальной и биологической жизнедеятельности населения в ряду поколений. Статистические показатели популяционного здоровья: · общая численность населения; · средняя продолжительность жизни; · рождаемость; · прирост населения; · заболеваемость; · инвалидность; · смертность; · миграция населения. Индивидуальное здоровье включает аспекты – физический и духовный, биологический и социальный, при этом выделяются следующие компоненты индивидуального здоровья. Генетическое здоровье – индивидуальный генофонд, представленный миллионами генов, которые предопределяют конституциональные особенности строения, формирования отдельных органов и систем, их взаимодействие, физиологические возможности человека с момента его рождения. В кариотипе здорового человека 46 хромосом (23 пары), из них 22 пары хромосом одинаковы у мужчин и женщин (аутосомы), а по одной паре хромосом, называемой половой, мужчины и женщины отличаются. Половые хромосомы женщины обозначаются как ХХ, мужчины – ХY. Помимо количественного соответствия имеет значение структура и биохимические свойства хромосом. Физическое здоровье – комплекс морфофункциональных свойств организма человека, характеризующийвозрастной уровень биологического развития и его резервные возможности. Важнейшими показателями физического здоровья является физическое развитие, физическая подготовленность и физическая работоспособность, а также функциональное состояние основных систем организма в покое и при нагрузке. Репродуктивное здоровье, обеспечивающее охрану и реализацию генофонда, характеризуется способностью человека вести ответственную, приносящую удовлетворение и безопасную для здоровья сексуальную жизнь, возможность воспроизводить здоровое потомство и пользоваться свободой выбора в принятии решения о количестве желаемых детей. Психическое здоровье – состояние человека, характеризующееся устойчивым течением психических процессов, равновесием эмоционально-волевой сферы, состоянием общего душевного комфорта, обеспечивающих адекватное поведение и социальную адаптацию. Нормальное психическое здоровье человека предполагает отсутствие психических расстройств и отклонений, наличие резерва психических возможностей, благодаря которым человек может преодолеть стрессы или затруднения, возникающие в различных обстоятельствах. Резерв психического здоровья, с одной стороны, обусловлен наследственными факторами, связанными с функциональными особенностями нервной системы, а с другой – психологической подготовленностью человека, позволяющей управлять своим эмоциональным состоянием. Социальное здоровье – это система ценностей, установок, уровень притязаний и мотивов поведения в социальной среде. Важным критерием при оценке социального здоровья является адаптация человека к реальным условиям общественной жизни. Обеспечение социальной защищенности и материального благополучия позволяет реализовать право граждан на свободное проявление биологических и социальных возможностей. Показатели индивидуального здоровья: · отсутствие признаков болезней и дефектов развития; · генотип (отсутствие наследственных дефектов); · уровень и гармоничность физического развития; · уровень и гармоничность психического развития; · уровень физической подготовленности; · морфотип (тип конституции); · функциональное состояние органов и основных систем в покое и при нагрузке; · уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности; · интегративные биохимические показатели. Групповое здоровье принято оценивать у школьников, студентов, а также взрослых, относящихся к различным профессиональным группам. В настоящее время для характеристики состояния здоровья школьников используются критерии оценки по С.М. Громбаху: – наличие или отсутствие хронических заболеваний; – уровень функционального состояния органов и систем; – степень сопротивляемости организма неблагоприятным факторам; – уровень достигнутого развития и степень его гармоничности. Первые три критерия оценки состояния здоровья организма пригодны для людей любого возраста, а для оценки здоровья детей и подростков, организм которых находится еще в состоянии роста и развития, необходим четвертый критерий. На основе этих критериев и были выделены у детей пять групп здоровья: I группа – здоровые дети и подростки, не имеющие морфофункциональных отклонений; II группа – здоровые дети и подростки, но имеющие функциональные и/или морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям; III группа – дети и подростки с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации (функциональные возможности сохранены); IV группа – дети и подростки с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации (функциональные возможности снижены); V группа – дети и подростки с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации (дети инвалиды), нуждающиеся в специальных условиях обучения. Для анализа состояния здоровья школьников традиционно используются следующие показатели: · индекс здоровья; · уровень и гармоничность физического развития; · группы здоровья; · удельный вес детей с хроническими заболеваниями; · удельный вес детей, находящихся на диспансерном наблюдении. Факторы, определяющие здоровье, подразделяются на внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Эндогенные факторы обусловлены генетическими свойствами индивида и обусловлены полом, этнической принадлежностью, конституциональными особенностями. К экзогенным факторам в первую очередь относятся социальные – качество и содержание воспитания, уровень образования, условия жизни (питание, быт, вид трудовой деятельности, формы досуга и отдыха), медицинское обслуживание, а также состояние окружающей среды (климатические условия, экологическая ситуация). Экспертами ВОЗ в конце ХХ столетия определено ориентировочное соотношение различных факторов, формирующих здоровье современного человека, и выделены четыре составляющие. Межведомственная комиссия по охране здоровья населения Совета безопасности Российской Федерации определила следующее соотношение факторов обеспечения здоровья применительно к нашей стране: · генетические факторы – 20%; · состояние окружающей среды – 20%; · медицинское обеспечение – 10%; · образ жизни людей – 50%. Генетические факторы, предопределяющие здоровье, формируются до его рождения, а точнее – до зачатия. Нарушение условий созревания половых клеток, которые будут участвовать в оплодотворении, может стать причиной появления генетических аномалий. Генный аппарат особенно раним на раннем этапе развития организма (в первые три месяца беременности), когда происходит закладка органов и велика вероятность развития пороков сердечно-сосудистой и нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Повреждающими факторами в этот период могут стать острые вирусные инфекции, интоксикация табачным дымом и алкоголем, неполноценное питание, воздействие лекарственных препаратов, радиоактивное излучение и др. К генетически обусловленным особенностям следует отнести доминирующие потребности человека, а также его способности, предрасположенность к вредным привычкам. При всей значимости влияний среды и воспитания роль наследственных факторов зачастую оказывается определяющей. К факторам окружающей среды, оказывающим влияние на здоровье, относятся природно-климатические, экологические, экономические, политические, социальные и культурные. Интенсивное загрязнение среды обитания, воздействие мощных электромагнитных полей, искусственное удлинение светового дня, избыток информации, резкое снижение физических и увеличение психических нагрузок оказывают существенное негативное воздействие на здоровье популяции человека. Для взрослого человека окружающая среда одна – внешняя; для ребенка в период внутриутробного развития их две – внутренняя (организм матери) и окружающая среда. В значительной мере здоровье плода и новорожденного зависит, во-первых, от здоровья матери (шире – родителей) и, во-вторых, от условий жизни, в которых он был зачат, растет и развивается. Медицинское обеспечение населения по мере развития цивилизации и широкого распространения заболеваний всё в большей степени направлено на лечение, вопросам профилактики при этом не уделяется достаточного внимания. Хорошо известно, что наиболее результативна профилактика первого уровня, состоящая для каждого человека, прежде всего, в выборе принципов здорового образа жизни и реализации их на протяжении всего жизненного цикла. В государственном масштабе предупреждение значительного числа заболеваний населения складывается из комплексных мероприятий по санитарной защите границ, а также воды, воздуха, почвы, продуктов питания, производственных предприятий и проведение иммунопрофилактики. Профилактика второго уровня заключается в выявлении маркеров конституционального предрасположения путем медико-генетического консультирования семей с отягощенной наследственностью. Выявление факторов риска по отношению ко многим заболеваниям осуществляется, прежде всего, амбулаторным звеном службы здравоохранения. Профилактика третьего уровня заключается в предупреждении рецидивов болезней и направлена на каждого больного в отдельности. При этом требуются значительные экономические затраты на диагностику и лечение, между тем, в большинстве случаев результатом является не полное выздоровление человека, а лишь смена обострения болезни её ремиссией (затишьем). В масштабе государства профилактика третьего уровня имеет низкую социальную и экономическую эффективность. Так, по мнению американских кардиологов, предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний обходится почти в 25 раз дешевле, чем лечение уже возникшей патологии. Здоровье современного человека зависит, прежде всего, от его образа жизни. Образ жизни – способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств. Ю.П. Лисицын включает в образ жизни четыре категории: экономическую – уровень жизни; социологическую – качество жизни, определяемое степенью удовлетворения материальных и духовных потребностей человека; социально–психологическую – стиль жизни, складывающийся на основе психологических особенностей человека; социально-экономическую – уклад жизни (городской или сельский). При одинаковом уровне и качестве жизни здоровье людей в очень большой степени зависит от стиля и уклада жизни, которые обусловлены историческими традициями, закрепленными в сознании людей. Уровень, качество и уклад жизни ребенка определяют родители, а стиль жизни является осознанным и определяется самим человеком. Восточная мудрость гласит: «У кого есть здоровье – у того есть надежда, у кого есть надежда – у того есть все». Главным в образе жизни является вопрос приоритета ценностей человека. Здоровье было, есть и будет значимой ценностью человеческого бытия вне зависимости от времени, места и общественного уклада жизни, так как дает предпосылки к развитию и совершенствованию души и тела.
|