![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Охрана здоровья подрастающего поколения – приоритетная медико-социальная задача любого общества
Охрана здоровья подрастающего поколения – приоритетная медико-социальная задача любого общества. В нашей стране было принято несколько государственных программ, направленных на охрану здоровья детей, но, по мнению специалистов, эффективность их невелика. Медико-социальные исследования, проводимые в течение последних лет, отмечают негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков. Мониторинг состояния здоровья детей всех возрастных групп свидетельствует о неуклонном росте хронических форм заболеваний. Сфера образования является важнейшим институтом общественного воспитания и формирования личности, охватывающим в течение длительного периода все детское населении. Условия воспитания и обучения являются той средой, в которой вынужден постоянно находиться ученик. В школьные годы отмечается интенсивный рост и развитие, происходит биологическое и социальное созревание, формируется мировоззрение и готовность к трудовой деятельности. В то же время школьному возрасту свойственны высокая ранимость и повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов, существенно отражающихся на потенциале интеллектуальных возможностей человека. Пассивное отношение к сохранению и укреплению здоровья детей в образовательных учреждениях, надежда на «естественные» процессы роста и развития ни в коей мере себя не оправдывают. Процесс школьного образования связан с множеством факторов риска, требующих от учащихся высокого физического, умственного и сенсорного напряжения. Согласно результатам современных научных исследований среди факторов, негативно воздействующих на здоровье школьников, выделяются: · интенсификация учебного процесса; · высокие внеклассные нагрузки, особенно в условиях внедрения инновационных программ; · статическое напряжение, связанное с длительным поддержанием вынужденного положения тела ученика, ведущее к ухудшению условий функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем организма ребенка; · снижение двигательной активности, способствующей появлению нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата и избыточной массы тела; · высокие зрительные нагрузки, ведущие к снижению остроты зрения, нередко в сочетании с патологией опорно-двигательного аппарата; · частое несоответствие реальных условий обучения нормативным требованиям СанПиНов; · нерациональная организация учебной деятельности; · несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; · преобладание авторитарного стиля обучения, не способствующего проявлению индивидуальных творческих способностей ученика; · установка в обучении на получение высшей оценки, волнение и страх перед контрольными занятиями, тревожное ожидание результатов, являющихся причиной стрессового состояния детей. К этому следует добавить недостаточную осведомленность педагогов в вопросах физиологии роста и развития ребенка, охраны и укрепления его здоровья, а также игнорирование отрицательных влияний на здоровье климатогеографических условий (биологической полярной ночи, действия холода и др.). К сожалению, пока наше образование не ориентировано на воспитание у школьников приоритета здоровья как одного из важнейших ценностей, нет единого педагогического подхода к формированию культуры здоровья и здорового образа жизни. Существует три модели или три подхода к формированию собственного здоровья (В.А. Ананьев). Первая модель – это модель «устрашения» или «запугивания». Основное ее содержание сводится к запугиванию теми или иными недугами, неминуемо подстерегающее всякого, кто злоупотребляет, например, алкоголем, курением табака или жирной пищей. Эта модель отличается малой эффективностью и приводит впоследствии к невротическим расстройствам. Вторая модель строится на обращении к разуму человека. «Если ты достаточно разумен, то стоит позаботиться о своем здоровье, ибо здоровье – не все, но все без здоровья – ничто» (Сократ). В свете этой модели сообщается объективная статистика состояния здоровья населения, разъясняются механизмы влияния факторов риска болезни и предлагаются различные модели здорового образа жизни. Эта концепция ориентирована на личность человека, но, к сожалению, по ряду причин, прежде всего, обучающего характера, это направление не может стать достаточно успешным в условиях современной образовательной среды. Сутью третьей модели является формирование мотивации на здоровье, что практически реализуется взаимодействием различных специалистов, работающих в школе (педагогов, психологов, социальных работников, врачей и т.д.). Достижение цели сохранения здоровья в процессе обучениявозможно путем гуманизации образования, прикоторой создаются условия для максимально полной самореализации, свободного и всестороннего развития каждого человека. Современная парадигма гуманистического образования включает три основных направления: · обеспечение внешних условий (среды обитания) для психического и биологического существования и развития ребенка (питание, одежда, учебные и образовательные средства); · обеспечение внутренних условий (установок, потребностей) для саморазвития через механизмы самопознания, целеполагания, физической и психологической защиты; · организация гуманистической среды (гуманные отношения, общение, творческая деятельность, психологический климат) как продукта активности детей и взрослых. Гуманистическая направленность в деятельности учителя полностью отвечает принципам личностно ориентированной педагогики, сутью которой является содействие человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру и к своей профессиональной деятельности. Перспективным считается внедрение модели адаптивной школы, предполагающей использование развивающих педагогических методик. Адаптивная образовательная система обладает такими свойствами как гибкость, открытость, полиструктурность и приспосабливает ученика к школьным требованиям, т.е. происходит процесс «социальной адаптации» – взаимного приспособления образовательной системы к ученику, а ученика к требованиям системы. Процесс образования строится с учетом сенситивных периодов развития ребенка, позволяет учитывать уровень биологической зрелости, функциональные возможности растущего организма без насилия над ним. Адаптивная школа с ее гибкой технологией обучения позволяет организовать адекватный образовательный процесс для школьников с различными природными задатками, способностями, а также с различным уровнем здоровья. Внедрение адаптивной образовательной системы и дальнейшее развитие здоровьесберегающей педагогической деятельностипозволит минимизировать действие факторов риска в процессе школьного обучения. Бережное отношение к здоровью должно быть нормой жизни человека с момента понимания им себя, как личности, и мира вокруг него. Формирование культуры здоровья должно непрерывно осуществляться в процессе обучения и внеклассной работы усилиями всех педагогов, независимо от их предметного профиля, и родителей. Для того чтобы знания по сохранению и укреплению здоровья стали убеждениями школьника, необходимо овладение учителями методическими и дидактическими предпосылками профессиональной деятельности, позволяющей сделать учащихся активными участниками образовательного процесса, заинтересованными в получении и освоении максимума информации. В выполнении образовательных программ, в том числе в части повышения медицинской грамотности учащихся, целесообразно участие каждого преподавателя с ведущей ролью специалиста по охране здоровья детей. Успешной такая работа будет при условии согласованности и скоординированности действий всех работников сферы образования. Различные участники образовательного процесса решают при этом разные, специфические задачи в единой системе мероприятий. Задачами школьной администрации являются обеспечение условий образования в соответствии с Санитарными Правилами и Нормами и внедрение новейших образовательных и оздоровительных программ, прошедших экспертизу. Обязанности классного руководителя и учителя состоят, прежде всего, в осуществлении индивидуального подхода при выборе адекватных средств и методов в обучении, воспитании и создании благоприятного психологического климата в классе, группе. Значительна роль учителя в сохранении здоровья школьников, активно взаимодействующего с родителями по оздоровлению, формированию моральных установок и решению проблемных ситуаций. В процессе обучения и воспитания учителю совместно с родителями необходимо формировать устойчивую мотивацию детей на здоровье и здоровый образ жизни. Известно, что у школьников отсутствует твердая жизненная установка на ведение здорового образа жизни. Причина этого кроется в отсутствии убежденности взрослых относительно здоровых взглядов на жизнь и недостаточной подготовленности по вопросам формирования и сохранения здоровья. Информация на эту тему, насаждаемая в категорической форме, не способствует целенаправленному формированию мотиваций на здоровье. Смысл воспитания теряется при несоблюдении взрослыми, учителями в том числе, правил здорового образа жизни. Объединение большей части детей и подростков в учебные коллективы создает благоприятные условия для проведения научного мониторинга образовательного процесса, состояния здоровья и проведения оздоровительных мероприятий для обучающихся на базе образовательных учреждений для реализации самых современных и эффективных профилактических программ. Научным центром здоровья РАМН разработаны основные принципы долгосрочных программ сохранения и укрепления здоровья школьников: 1. Осуществление мониторинга состояния здоровья и факторов его определяющих. 2. Анализ фактического состояния здоровья детей и подростков на основе донозологической диагностики с выявлением причин заболеваний. 3. Формирование активной позиции педагогов, родителей и детей в вопросах сохранения и восстановления здоровья путем повышения уровня их знаний. 4. Реализация комплекса медицинских, гигиенических, педагогических и социальных мер, направленных на формирование здоровья, коррекцию состояний повышенного риска, предупреждения развития болезни, обострения хронической патологии. 5. Повседневное использование в профилактике школьной патологии преимущественно немедикаментозных методов, включающих оптимизацию условий и методов обучения, физического воспитания, питания, формирование навыков здорового образа жизни. 6. Применение средств, стимулирующих защитные силы детского организма с учетом климатических особенностей местности, сезонных изменений заболеваемости, особенностей структуры учебного года. 7. При построении оздоровительной программы образовательного учреждения учитывать эколого-гигиеническую ситуацию для нейтрализации (ослабления) действия факторов риска природной и микросоциальной (внутришкольной) среды. 8. Обеспечивать восстановительное лечение школьников в условиях школ санаторного типа или располагающих соответствующим оборудованием и медицинскими штатами и возможностью сочетания обучения с лечебно-оздоровительным режимом. Неотъемлемой частью профессиональных качеств учителя являются знания в области медицины, позволяющие в значительной мере сохранить здоровье будущих поколений и своевременно оказать первую медицинскую помощь при жизнеугрожающих состояниях.
|