![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изложение текстаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Общие правила Написание реферата представляет собой процесс научного творчества, требующий глубокого осмысления и качественной интерпретации чужих научных достижений. В текст любого реферата органично встраиваются части, содержащие авторские комментарии к излагаемому. Реферат должен быть выполнен печатным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А 4. Титульный лист реферата оформляется в соответствии с Приложением 1. Текст работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое — 10 мм, левое – 25 мм, верхнее и нижнее — 20 мм. Текст работы печатается через 1, 5 интервала с применением шрифта – Обычный, Times New Roman, размер шрифта – 14. Насыщенность букв и знаков должна быть ровной в пределах строки, страницы и всей работы. Вписывать в текст отдельные слова, условные знаки допускается только черными чернилами и приближенно плотности основного текста. Абзацный отступ равен 5 печатным знакам (1, 25 см). Каждая структурная часть начинается с новой страницы. Наименования структурных элементов работы: «СОДЕРЖАНИЕ», «СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ». Их следует располагать по центру строки без точки и печатать прописными буквами, обычным шрифтом, не подчеркивая. Объём реферата должен быть 15 страниц машинописного текста, включая схемы, рисунки, диаграммы и другой наглядный материал. Приложение не входит в число страниц. 1.1.Общие правила написания структурных элементов. СОДЕРЖАНИЕ, содержит название разделов и подразделов с указанием страниц (Приложение 2). ВВЕДЕНИЕ (2-3 стр.) ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (7-8 стр.) Реферата состоит из одной главы, которая может содержать параграфы. В Заключении (3-4 стр.) делаются общие выводы по изученному вопросу в соответствии с поставленными задачами исследования, не повторяя дословно выводов по подразделам. Выводы могут быть сообщены в виде тезисов. Даются рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы; формулируется положительный или отрицательный вывод по выдвинутой гипотезе (если она формулировалась).
Вопросы нумерации 2.1. Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами. Все страницы нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. На титульном листе цифра 1 не ставится, на следующей странице проставляется цифра 2. Номер страницы печатается по центру вверху страницы без каких-либо дополнительных знаков (точки, тире). 2.2. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц. 2.3. Основную часть работы состоит из одной главы, которая делится на параграфы, пункты и подпункты. 2.4. Глава должна иметь порядковый номер, обозначенный арабскими цифрами с точкой. Заголовок главы печатается прописными буквами без точки в конце, без подчеркивания. Не допускается перенос слова на следующую строку, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв. Расстояние между названием главы (параграфа) и последующим текстом должно быть равно двум полуторным интервалам. Если глава делится на параграфы, то не должно быть текста между названием главы и параграфа. 2.5. Параграфы нумеруются в пределах главы. Номер параграфа состоит из номера главы и параграфа, разделённых точкой, например, 1.1., в конце номера параграфа ставится точка. Заголовки параграфов следует начинать печатать с абзацного отступа с прописной буквы, не подчеркивая, без точки в конце. Расстояние между названием параграфа и последующим текстом должно быть равно двум полуторным интервалам. Если параграф делится на пункты, то не должно быть текста между ними. 2.6. Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого параграфа. Номер пункта включает номер главы и порядковый номер параграфа и пункта, разделённых точкой, в конце номера пункта точка не ставится, например, 1.1.1., 1.1.2., и печатается с абзацного отступа. Пункт может иметь заголовок, который записывают с прописной буквы, с абзацного отступа. Свободная строка между заголовком пункта и последующим текстом не оставляется. Если пункт делится на подпункты, то не должно быть текста между ними. 2.7. Номер подпункта включает номер главы, параграфа, пункта и порядковый номер подпункта, разделенных точкой, в конце номера подпункта ставится точка, например, 1.1.1.1., 1.1.1.2 и т.д. Подпункт может иметь заголовок, который записывают с прописной буквы, с абзацного отступа. Свободная строка между заголовком подпункта и последующего текста не оставляется. 2.8. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок параграфа, пункта и подпункта не должен быть последней строкой на странице. 2.9. Если глава или параграф имеет только один пункт, или пункт имеет один подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.
Изложение текста 3.1. Текст работы должен быть кратким, чётким и не допускать различных толкований. При изложении обязательных требований должны применяться слова «должно», «следует», «необходимо», «требуется», «не допускается», «запрещается», «не следует». Изложение текста приводится в безличной форме. Например: «…измеряется…», «принимается…» или «…..относят…». 3.2. В тексте не допускается применять обороты разговорной речи, сокращение слов и словосочетаний. 3.3. Сокращения в тексте допускаются только общепринятые: – в середине предложений – «см.», «т. е.»; – в конце предложений – «и т. д.», «и др.», «и т. п.»; – при наличии цифрового обозначения – «с.» (страница), «г.» (год), «гг.» (годы). Не допускаются сокращения следующих слов и словосочетаний: «так как», «так называемый», «таким образом», «так что», «например». 3.4. Имена следует писать в следующем порядке: фамилия, имя, отчество (или – фамилия, инициалы, при этом не допускается перенос инициалов отдельно от фамилии на следующую строку). 3.5. В студенческих научных работах (курсовые, выпускные квалификационные работы) используется научный стиль речи. В лексической системе научного стиля можно выделить так называемую общенаучную лексику: абстракция, аргументация, объект, систематизация и др. К особенностям лексики научного стиля относится наличие терминов, которые характеризуются точностью и стремлением к однозначности. Научный стиль характеризуется насыщенностью текста фактическим материалом, точной и сжатой подачей информации. Содержанием научной информации является описание фактов, явлений действительности, этапов их изучения, их объяснение. В конце каждой главы, раздела, подраздела студенческой работы делаются выводы. В выводах используются существительные: причина, основание, заключение, результат и др.; сочетания: по этой причине, на этом основании и т.п.; глаголы: следовать, заключать, вытекать, означать, доказывать, подтверждать и т.д. Могут использоватьсясочетания: делать вывод, приводить к результату, исходя из этого, основываясь на этом и конструкции: это означает, что...; этот факт подтверждает гипотезу, что...; как следует из сказанного,...; из сказанного можно сделать вывод (заключение), что... Глаголы чаще используются в настоящем времени: вычисление приводит к следующему результату...; отсюда следует вывод, что...; из сказанного ранее вытекает, что... и т.. В научной работе необходимо доказать результат, подчеркнуть причинно-следственные отношения. Для этого часто используютсянаречные, модальные слова со значением следствия (поэтому, отсюда, таким образом, следовательно, итак, значит), специальныесоюзы (так что), сочетания типа в связи с этим и т.д. Такие слова часто используются для связи между абзацами, частями научного текста. К ним приближаются по своей роли инаречия с временным значением (сначала, затем, далее). Такиескрепы реализуют коммуникативную направленность текста, его композиционную целостность, логичность изложения, авторское отношение к информации.В качестве скреп используются краткие страдательные причастия среднего рода единственного числа вовводных конструкциях: как было отмечено (указано), а также причастные образования, выполняющие рольуказательных местоименных слов (упомянутый, названный, рассматриваемый, следующий и т.д.), модально-вводные слова со значением порядка следования фактов, явлений (во-первых, во-вторых, наконец и др.). В качестве скреп между абзацами могут выступать различныеконструкции, служащие средством выражения связности и логичности изложения: можно отметить связь...; можно сказать, что...; необходимо остановиться...; следует отметить, что...; совершенно очевидно, что...; бесспорно утверждение о том, что...; перейдем к вопросу о... и т. п. Характерной чертой синтаксиса научного стиля речи является использование сложных предложений, особенносложноподчиненных, выражающих причинно-следственные связи (поскольку..., то...), изъяснительные (известно, что...), определительные (распространены такие явления, как...), условные отношения (если не выполнять данные рекомендации, то...) и др.Простые предложенияв тексте научных работ являются обычнораспространенными и осложненными. В научном стиле преимущественно используются разнообразные по структуреповествовательные предложения и практически не употребляются побудительные и вопросительные. Характер научного изложения обычнонеэмоциональный, нейтральный, поэтому и не используются восклицательные предложения. В тексте научной работы следует избегать конструкций с глаголами, стоящими в форме первого лица единственного или множественного числа, и личными местоимениями (я, мы); их стоит заменятьбезличными предложениями (необходимо подчеркнуть..., следует отметить...), илидвусоставными предложениями ( факты показывают..., результаты подтверждают...), иливводными конструкциями (на наш взгляд, с нашей точки зрения, иливводными словами (разумеется, бесспорно, очевидно, безусловно). В тексте научной работы должны быть сноски, ссылки на другие работы. Будущий специалист должен уметь корректно пользоваться чужим материалом. Дословные цитаты даются в кавычках, далее следует сноска, а при изложении чужого материала своими словами необходима ссылка на использованную литературу. Хороший, грамотный язык - одно из основных требований, предъявляемых к ВКР. Работа должна быть написана орфографически и пунктуационно грамотно в соответствии с действующими нормами русского языка. Написание числительных. Однозначныеколичественные числительные, если при них нет сокращенных единиц измерения, пишутся словами. Например: «семь лет», «в трех точках». Многозначные количественные числительные пишутся цифрами: «25 лет», за исключением числительных, с которых начинается абзац. Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами, например: 5 м, 12 кг. После общепринятых сокращений (мл, кг, л, см, м) точка не ставится. Количественные числительные, сопровождающиеся существительными, при записи арабскими цифрами не имеют окончаний. Например, «в 5 школах города» (неправильно - в 5-ти школах города). Порядковые числительные пишутся словами: «второй», «сорок первый». Порядковые числительные при использовании арабских цифр должны быть записаны с наращением падежного окончания. Наращение состоит или из одной буквы (если числительное оканчивается на две гласные, на «й» и на согласную букву), или из двух букв (если числительное оканчивается на согласную и гласную буквы). Например, седьмое - «7-е», а не «7-ое»; шестидесятых - «60-х», а не «60-ых»; «1-го класса», а не «1-ого класса». Порядковые числительные, которые входят в состав сложных слов, пишутся цифрами. Например: «40-процентный раствор». Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами и расположенные после существительного, к которому они относятся, не имеют наращения падежного окончания. Например, «на рисунке 5», «в таблице 3». При записи римскими цифрами порядковых числительных наращение не используется, например: XIX (а не XIX-й) век. В академических текстах существуют общепринятые сокращения слов и выражений. При этом используются четыре основных способа: 1) оставляется только первая буква слова (век - «в.», год - «г.»); 2) оставляются две первые буквы слова (статья - «ст.», глава - «гл.»); 3) оставляется часть слова без окончания и суффикса (абзац - «абз.», тезисы - «тез.», английский - «англ.»); 4) пропускается несколько букв в середине слова, а вместо них ставится дефис (издательство - «изд-во», университет - «ун-т»). Сокращение не должно оканчиваться на гласную, на букву «й», на мягкий и твердый знаки. Существуют общепринятые сокращения по начальным буквам слов или по частям слов: «т.е.» (то есть), «т.д.» (так далее), «и т.п.» (и тому подобное), «и др.» (и другое), «н.э.» (нашей эры), «см.» (смотри), «ср.» (сравни), «напр.» (например), «тт.» (тома). Слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие» внутри предложения не сокращают. Не допускаются сокращения слов «так как», «около», «формула». В научных текстах встречаются аббревиатуры, например: ЖКТ, НПВП, АКТГ, ЛАШ. Кроме общепринятых аббревиатур могут использоваться и авторские. В этом случае после первого упоминания данного термина его аббревиатура указывается в скобках. Далее аббревиатура может употребляться без расшифровки.
|