![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функциональное толкование
Его выделяет и обосновывает А. Ф. Черданцев1. Он считает, что при данном способе толкования учитываются прежде всего усло- вия, в которых норма права функционирует, а не создается. Во вни- мание могут быть приняты существующие в момент толкования политические, экономические, социальные, нравственные и дру- гие моменты. Таким образом, при историческом толковании изу- чается обстановка, существовавшая в момент издания нормы пра- ва, а при функциональном — обстановка на момент толкования. Рассмотрим конкретный пример. Трудовой кодекс РФ предусматривает увольнение за аморальное поведение работников, осуществляющих воспитательные функции. Сегодня, когда демократизация проникает не только в политику, но и в отношения между людьми, изменилось понятие ≪ аморальное пове- дение≫ и применительно к отношениям между преподавателями и студентами. Использовавшийся ранее авторитарный стиль преподава- ния не оставлял места комплиментам преподавателя, обращенным к студентам. Это могло быть расценено как заигрывание или пристава- ние (особенно в отношении студенток), а в целом как аморальное по- ведение. В настоящее время отношения в этой сфере стали демокра- тичными. Комплименты считаются вполне допустимыми, более того, они признаются одним из эффективным методов преподавания: во- одушевляют студентов, усиливают веру в свои силы и желание доби- ваться новых успехов в учебе. Изменилось в новых условиях и толкование понятия ≪ забота о престарелых родителях≫. Сегодня стандарты жизни таковы, что речь будет идти не только об обеспечении их продуктами питания, но и о приобретении для них лекарств, помощи в посещении поликлиники и даже о заботе об их душевном комфорте. Выше были рассмотрены все способы юридического толкова- ния. В заключение следует обратить внимание на то, что все они используются в совокупности. При этом не надо представлять дело упрощенно, например таким образом, будто бы интерпрета- тор, толкуя каждую норму, целенаправленно ≪ перебирает≫ один способ за другим. У хорошо подготовленного юриста использова- 1 См.: Черданцев А. Ф. Толкование права и договора. С. 131, 132. ние всех этих способов срабатывает незаметно, происходит как бы само собой, разом, и внимание останавливается лишь на са- мых трудных местах. В результате умело проведенного толкова- ния и устанавливается действительный смысл юридических норм.
|