Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возраст игры или школьный возрас
(Компетентность – недостаточность, 6-12 лет). Ритуал-(Формальный)совершенство исполнения. В данном случае задача Эго – поддерживать активное напряжение, позволяющее следовать правилам школьной дисциплины, порядка, при понимании их необходимости. Итак, формальный элемент ритуала – осознанный порядок, в котором человек принимает участие. Удачно- Трудолюбие, стремление к успехам, признанию.Развитие умений и навыков, ориентация на задачу Эта стадия в первую очередь связана с овладением ребенком различными умениями, в частности умением учиться. Основная задача - овладение символами культуры. Это время обозначается Эриксоном как «психосексуальный мораторий». Возрастной период от 6 до 12 лет характеризуется развитым воображением, способностью ребенка к соблюдению дисциплины, планированию собственных действий, стремлением все делать хорошо. Здоровая соревновательность также характерна для этого возрастного периода. В это время дети начинают получать удовлетворение от работы, завершая которую они получат награду. Активно идет процесс консолидации Эго. Это связано с обучением и, как следствие, с возможностью идентифицироваться с представителями отдельных профессий. Школа систематически приобщает ребенка к знаниям о трудовой деятельности, и передает таким способом «технологический этос» культуры.Позитивным следствием этой стадии развития будет формирование чувства умелости, компетентности. Ребенку чрезвычайно важно, чтобы то, что он делает, было одобрено и признано обществом. Негативно сказывается на прохождении этой стадии переживание ребенком чувства неадекватности выполненной работы, чувство того, что делается недостаточно. Как следствие развивается чувство неполноценности и ребенок, уже «отодвинувший на второй план родителей», снова регрессирует в детский, замкнутый мир семьи, отказываясь от социума. Часто случается и так, что дети фокусируются на учебе и отстраняются от других сфер жизни. 5)Отрочество и юность (Идентичность – смешение ролей, 12-20 лет). Идеалогический ритуал- создает идеологическую осмысленность состоявшейся последовательности развития ритуалов. Это тесно связано с формированием интегрированной Эго-идентичности. Ритуализация в этом возрастном периоде, кроме формальной стороны, имеет еще и существенный элемент импровизации, и это ярко проявляется в подростковых ритуалах. Таким образом, общество с помощью формальных процедур признания взрослости, которые существуют во всех культурах с одной стороны, а референтная подростковая группа с другой, позволяют смягчить конфликт поколений и отделиться от родителей. Кроме того, этот преиод – время творчества собственных индивидуальных ритуалов, которые потом поддерживаются всю жизни и передаются следующему поколению Удачно- Жизненное самоопределение, мировозрение, планы на будущее.Оформленная половая поляризация Неудачно- Путаница ролей, выраженное желание разобраться в себе и определиться в ущерб внешней активности Это стадия, на которой ребенок заканчивается как ребенок и вступает в пору взрослости. Э. Эриксон считает, что именно она – ключевая для обретения идентичности и кризис этой стадии наиболее глубоко переживается. Перед подростком стоит задача интеграции частных идентификаций. Состоявшихся на предыдущих стадиях развития в единую, целостную Эго-идентичность, «связанную с прошлым и спроецированную на будущее». Три линии развития предваряют формирование Эго-идентичности: --- физический рост и половое созревание; (молодые люди и девушки должны постоянно воспринимать себя " внутренне идентичными самим себе". В этом случае у индивидуума должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим.) --- озабоченность тем, как он выглядит в глазах других(значимые другие люди тоже должны видеть " идентичность и цельность" в индивидууме. Это значит, что юным нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняя цельность будет принята другими людьми, значимыми для них. В той степени, в какой они могут не осознавать как свои Я-концепции, так и свои социальные образы, их появляющемуся ощущению самотождественности своего Я могут противостоять сомнения, робость и апатия.); --- необходимость найти свое профессиональное признание(молодые люди должны достичь " возросшей уверенности" в том, что внутренние и внешние планы этой цельности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи.) Наиболее характерен для этого возрастного периода – возврат к стадиям, переживаемым до 6 лет. В это время у родителей есть 2-й шанс сформировать у ребенка чувство постоянства и идентичности. Ребенок должен решить заново все старые задачи сознательной и с точки зрения значимости своего выбора для общества. Так социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, умения создает целостную личность. Эго становится более устойчивым. Э. Эриксон обозначил кризисный период между юностью и взрослостью как «психологический мораторий», в течение которого в личности происходят многомерные сложные процессы обретения собственной взрослой идентичности и нового отношения к миру. У творческих, одаренных людей этот период может затянуться на годы. Эриксон также отмечал, что слишком затянувшийся психический мораторий и «диффузия идентичности» сами по себе предполагают необходимость психотерапевтического вмешательства, так как располагают личность к регрессу и стремлению отсрочить зрелость, провоцируют развитие диффузной тревоги, чувство изоляции и пустоты.
|