Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели душепопечения
Что заставляет людей обращаться за помощью к душепопечителю? Какие цели они преследуют при этом? На данные вопросы легких ответов не бывает. На каждый вопрос подопечные, как, впрочем, и душепопечители, могут отвечать по–разному. Христианские душепопечители могли бы, наверное, ожидать, что их подопечные будут просить помочь с молитвой, с сомнениями, связанными с учением, с вопросами духовного роста или вины в связи с греховным поведением. Однако, согласно одному исследованию, лишь 10 процентов пастырского душепопечения связаны с вопросами, которые касаются религии[88]. Чаще всего люди приходят в связи с проблемами в браке, депрессией, межличностными конфликтами, смятением, поисками смысла жизни и другими. Иисуса заботили проблемы подобного рода. Он утверждал, что явился для того, чтобы мы имели жизнь, и жизнь с избытком[89]. В одном, быть может самом известном, стихе Священного Писания Иисус объявляет о цели, с которой Бог послал Своего Сына: «Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»[90]. Стало быть, Иисуса занимали две человеческие цели: жизнь с избытком на земле и жизнь вечная на небе. Душепопечитель, последователь Иисуса Христа, имеет те же самые конечные цели: показать людям, как обрести жизнь с избытком, и говорить о вечной жизни, обещанной верующим. При серьезном отношении к Великому поручению возникает сильное желание видеть всех подопечных учениками Иисуса Христа. При серьезном отношении к словам Иисуса, нам, вероятно, останется лишь констатировать, что жизнь с избытком открывается только тем, кто стремится жить согласно Его учению. Однако хорошо известно, что многие искренние христиане имеют жизнь вечную на небе, но жизни в избытке на земле пока не видели. Таковые нуждаются в душепопечении, что включает что–то еще, помимо проповеди веры или традиционного христианского образования. Такое душепопечение, например, помогает подопечным распознать неосознаваемые опасные установки, вырабатывает умение ладить с ближними и формирует новые отношения, направляет тех, кто стоит перед необходимостью принять важное решение или изменить жизненный уклад, а также демонстрирует способ мобилизации внутренних ресурсов во время внутреннего кризиса. Порой такое душепопечение, направляемое Святым Духом, может избавить подопечных от жалоб, нервозности, раздражения, сверхценных идей, картин прошлого и актуальных установок, блокирующих движение в сторону личностной зрелости. Для неверующих подобное душепопечение может стать «предшествующей евангелизацией»[91], когда удаляются определенные препятствия к покаянию. Стало быть, проповедь веры и ученичество — это окончательные цели христианского душепопечительства, хотя и не единственные[92]. Какие иные цели имеются в виду? Многие подопечные имеют весьма неопределенные представления о том, чего им хочется от душепопечения, за исключением мотива самопознания и улучшения самочувствия. Если их душепопечители тоже «хромают» в этом деле, такая терапия будет, несомненно, тщетной. Конкретные цели душепопечения зависят в основном от конкретных проблем подопечных, но все же можно выделить и общие цели, по крайней мере, следующие: 1. Самопознание. Познать себя зачастую означает сделать первый шаг на пути к исцелению. Бремя многих проблем человек возлагает на себя сам, по доброй воле, однако обратившийся за помощью может и не понимать, что многое он видит в ложном свете, действует, исходя из неправильных установок или ведет себя самоубийственно. Рассмотрим, к примеру, человека, который пришел к душепопечителю с такой жалобой: «Никто меня не любит». Но он и не осознает, что постоянные жалобы, досаждающие окружающим, и есть основная причина, по которой его отвергают. Одна из целей душепопечения — без предубеждений, очень тонко помочь подопечному понять подлинную картину происходящего в его душе и окружающем мире. 2. Общение. Хорошо известно, что в основе множества проблем супружеской жизни лежит разлад между мужем и женой. Это же истинно и не только в отношении брака. Многие люди не могут, или не хотят, общаться друг с другом. Вот почему подопечных следует побуждать находить точный и конструктивный общий язык друг с другом, учить их понимать друг друга и общаться на духовном уровне, обмениваясь чувствами, мыслями и установками. Такое общение состоит из точного самовыражения и должного, без искажений, восприятия сообщений, которые посылает ближний. 3. Обучение и изменение поведения. Поведение в большей мере (если не полностью) есть результат обучения. Душепопечение, стало быть, должно помочь подопечным в их попытках оставить неэффективные формы поведения и научиться новым, более эффективным. Такое обучение происходит при наставлении, через подражание душепопечителю или другому образцу, методом проб и ошибок. Иногда бывает необходимо разобраться с ошибками, которые подопечный совершает при этом. После такого разбора подопечного надлежит ободрить и убедить сделать новую попытку. Допустим, вы работаете с молодым человеком, который боится представительниц противоположного пола. Известно, что умению назначить и провести свидание с девушкой можно научиться. Прочитав предыдущий параграф, вы можете рассмотреть конкретный способ помощи боязливому подопечному. 4. Самореализация. Некоторые авторы указывают на важную роль обучения подопечных оптимальному раскрытию и поддержанию своего потенциала. Это назвали «самореализацией». Некоторые душепопечители видят в самореализации цель человеческого бытия, всего человеческого рода в целом, независимо от того, нуждается тот или иной человек в душепопечении или нет. Христиане могут употреблять этот термин при одной существенной оговорке — должна происходить не самореализация, а «Христосореалпза ция». Другими словами, цель бытия состоит в том, чтобы найти полноту во Христе, достичь предела своих возможностей, полностью раскрывая себя силой Святого Духа, ведущего нас к духовной зрелости[93]. 5. Поддержка. Часто люди стремятся к вышеуказанным целям и действуют успешно, за исключением кризисных ситуаций и периодов чрезмерных внутренних и внешних нагрузок. Для этих людей бывают полезны периоды поддержки, одобрения и «несения бремени»; тогда у них появляется возможность восстановить свои личностные и духовные ресурсы для эффективного решения будущих жизненных проблем. 6. Духовная целостность. В своем руководстве по душепопечению Хауард Клайнбелл пишет, что сутью пастырских забот и душепопечения является помощь людям в обретении духовной чистоты и целостности[94]. Хотя разговоры о религии порой могут быть способом сокрытия подопечным личных психологических проблем, обратное утверждение так же истинно. Подопечные часто отказываются понять и допустить, что все человеческие проблемы имеют духовные корни[95]. Карл Густав Юнг как–то сказал, что среди его пациентов старше 35 лет «не было ни одного, чья проблема в истоке не оказалась проблемой поиска религиозного мировоззрения»[96]. Многие согласятся с этим. Следовательно, христианский душепопечитель становится духовным вождем, который направляет подопечных на путь духовного возрастания, помогает им в духовной борьбе и дает возможность находить веру и существенные ценности. Вместо диалога между душепопечителем и подопечным, христианин стремится к «трилогу», а это значит, что в центре эффективного служения людям он ставит Бога[97]. Душепопечение часто не бывает эффективным, если душепопечитель навязывает подопечным свои собственные цели. Будет лучше, если душепопечитель и подопечный станут сотрудничать, устремившись к совместно поставленным целям[98]. Эти цели должны быть конкретными (а не туманными), реалистичными и (если их несколько) распределенными в логической последовательности, которая определяет цели по порядку и, быть может, по срокам.
|