Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическая эффективность повышения качества продукции, методика ее расчета ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Ранее уже отмечалось, что улучшение качества продукции является одним из важнейших направлений повышения эффективности общественного производства и отдельного предприятия. Экономическая эффективность от улучшения качества продукции может быть выражена следующей формулой: Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике такой подход к определению эффективности производства от улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим причинам. Для определения экономической эффективности от улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее: 1) для улучшения качества продукции на предприятии требуются дополнительные текущие и единовременные затраты; 2) экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не у изготовителя, а у потребителя; 3) необходимо учитывать полученную экономию от снижения брака; 4) предприятие при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от увеличения выпуска и реализации продукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции. В конечном итоге это проявляется в получении дополнительной прибыли на предприятии, которая может быть определена по формуле: DП = DП V + DПц ± (Cд - Сбр), где DП ¾ общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции; DП V ¾ дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличения объема производства и реализации продукции; DПц ¾ дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста продажной цены; Cд ¾ дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением ее качества; Сбр ¾ величина снижения затрат на производство продукции в связи с сокращением брака. Для упрощения расчетов величину DП можно определить по формуле: DП = (Цн - Сн) V н - (Цст - Сст) V ст, где Цн, Цст ¾ новая и старая продажная цена; Сст, Сн ¾ себестоимость единицы продукции до и после улучшения качества продукции; V ст, V н ¾ объем выпуска продукции до и после улучшения качества продукции. Годовой экономический эффект (Э) от улучшения качества продукции определяется так: Э = DП - Е К, где Е ¾ нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; К ¾ дополнительные капитальные вложения, необходимые предприятию для улучшения качества продукции. Для экономического обоснования капитальных вложений (К), необходимых для улучшения качества продукции, следует определить абсолютный коэффициент эффективности капитальных вложений (Е) и сравнить его с приемлемой для инвестора величиной (Е п) или рентабельностью активов предприятия (R а): Если Е > Е п или Е > R а, то в этом случае вложение инвестиций в предприятие с целью повышения качества продукции выгодно, и наоборот. На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно определить основные пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности. Они следующие: ¨ повышение технического уровня производства; ¨ повышение уровня квалификации персонала; ¨ совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление специализации производства; ¨ внедрение выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающих на предприятие сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов; ¨ повышение эффективности работы ОТК. Основной упор должен быть сделан не на разбраковку изготовленной продукции, а на профилактику производства с целью недопущения выпуска недоброкачественной продукции; ¨ повышение технического уровня метрологической службы на предприятии; ¨ воспитание коллектива в духе гордости за качество выпускаемой продукции и марку своего предприятия; ¨ материальное и моральное стимулирование персонала за высококачественное выполнение своих обязанностей; ¨ создание службы маркетинга; ¨ внедрение новых, более качественных материалов при изготовлении продукции; ¨ снижение издержек на производство и реализацию продукции; ¨ изучение требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка; ¨ проведение действенной рекламы; ¨ установление оптимальной продажной цены и др. Этот перечень можно было бы продолжать, но беда в том, что это все разрозненные мероприятия, реализация каждого из них может привести к улучшению качества продукции, но не решает проблему качества в целом. Для этого требуется комплексный подход к решению этой проблемы, т. е. на каждом предприятии (особенно на крупном и среднем) должна быть разработана и внедрена система управления качеством продукции в соответствии со стандартом ИСО 9000. Данная система позволит не только учесть все факторы, которые влияют на качество продукции, но и обеспечить стабильный выпуск качественной продукции на предприятии. Но этого мало. Главное во всем этом ¾ позиция директора предприятия. Если директор понимает значимость проблемы и лично является инициатором разработки и внедрения системы управления качеством, значит, на предприятии может выпускаться конкурентоспособная продукция.
|