Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дополните таблицу 4 своими примерами.
2. Есть ли в данном предложении синонимы? Да что мы всё о пенсиях да о зарплатах, давайте лучше поговорим о деньгах (АиФ).
3. Найдите синонимы, определите их типы. а) Тебе, я знаю, не понять Мою тоску, мою печаль (М. Лермонтов). б) Из огня да в полымя (погов.).
4. Выберите подходящие, по вашему мнению, варианты синонимов, приведенные в скобках. Какие варианты неуместны и почему? 1. Регулярное (устройство, проведение) таких праздников стало хорошей традицией. 2. У этих ученых была (вторая, другая) крайность. 3. Они там производят (починку, ремонт) вагонов. 4. Это нередко (влечет, ведет) за собой неприятные последствия. 5. Ходят (истории, слухи, легенды), будто в желудке касаток находили останки человека. 6. Я им (предъявил, поставил) ультиматум. Таблица 4 Синонимы
5. Замените выделенное слово нужным синонимическим вариантом, обосновав ошибочность употребленного и правильность, уместность предложенного вами. Рекомендуем при этом пользоваться толковым словарем и словарем синонимов. а) Немцы не щадили бомб для этого города на Волге. б) Мы орошаем деревья в саду. в) Учитель – переносчик знаний в массы. г) Помещики жили хорошо, время проводили в разгуле. д) Пушкин часто посещал места, где были большие сборища народа.е) Рабочие добивались снижения рабочего дня. ж) Раскольников делает убийство старухи. з) Петр I делал борьбу с боярами. Образец выполнения: Немцы не щадили бомб для этого города на Волге. Объяснение. Словарную ошибку в данном предложении можно рассматривать в различных аспектах. Во-первых, в стилистическом отношении слово щадить может быть употреблено применительно к положительному, а не к отрицательному плану сообщения. Во-вторых, в ситуативном отношении этот глагол в основном применяется к людям, к живым существам, а иногда – к отвлеченным понятиям (ср.: щадить друга, лошадь; щадить силы, здоровье; ср. также: не щадя живота своего). Сочетать же глагол щадить со словами, обозначающими конкретные понятия, не представляется нормальным (напр., щадить деньги, бумагу, сахар и т.п.). В таких случаях употребляются синонимичные глаголы: беречь, экономить, жалеть. Последний глагол как раз и является наиболее подходящим вариантом в приведенном примере: немцы не жалели бомб. В третьих, в этом случае заявляет о себе и такой фактор, как привычная сочетаемость слов, ср: патронов не жалеть, боеприпасов не жалеть (в противном случае было бы: беречь патроны, экономить боеприпасы – при позитивном плане высказывания). На этом примере наглядно видны взаимосвязи и взаимообусловленность трех аспектов: ситуативной уместности, семантико-стилистического соответствия и словесной сочетаемости.
6. Употребите следующие слова в составе двух предложений с таким расчетом, чтобы в одном случае они допускали взаимную замену, а в другом случае их взаимная замена была бы невозможна. Следует иметь в виду, что слова обычно многозначны, а поэтому в своих различных значениях могут иметь разные синонимические сближения, ср.: он удивил нас – он поразил нас, НО поразить воображение (удивить воображение нельзя).
Образец выполнения: II. Какие виды синонимов выделяются в соответствии с основными их функциями? 1. Найдите в учебниках по русскому языку и книгах для чтения задания на подбор слов-синонимов. Какие виды синонимов встречаются при выполнении этих заданий?
2. Найдите в материалах периодических изданий (газет, журналов) примеры использования авторами синонимов разных видов. Выпишите синонимы в контексте с ссылкой на источник, проанализируйте их по схеме.[3]
3. Напишите сочинение-миниатюру (описание интерьера), избегая использования общеупотребительных глаголов со значением положения в пространстве (стоять, лежать, висеть, находиться).
|