Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Голод — противоположность аппетита






Было сделано много попыток объяснить механизм возник­новения чувства голода, но ни одна из них не увенчалась успе­хом. Я полагаю, что, по крайней мере, у высших животных го­лод, без сомнения, связан с нервной системой, и она является ис­точником желания есть. Что же представляет собой чувство го­лода в действительности? Здесь нам для практических целей не­обходимо в первую очередь отделить настоящее чувство голода от множества других ощущений, зачастую ошибочно прини­маемых за голод.

К сожалению, многие исследователи физиологии голода ог­раничивались изучением коротких периодов воздержания от пищи, не дольше нескольких дней, недостаточных для выявле­ния подлинного требования организма в питании. Интересно отметить, что опытные физиологи до сих пор во многих случаях описывают голод с использованием термина «патология».

Голод — это сосущее чувство в области живота и желудка, которое может переходить в настоящую боль, это чувство бес­покойства, безнадежности и слабости. Таковы составные части популярного мифа о голоде. Даже головную боль иногда оши­бочно объясняют голодом, причем эту версию зачастую поддер­живают и опытные специалисты.

В действительности же голод — нормальное, а не противо­естественное ощущение. Известно, что все нормальные ощуще­ния приятны. Неправильно считать голод, жажду или любое другое естественное желание болезнью или неудобством. На­стоящий голод обычно указывает на общее состояние организ­ма — потребность в пище, и ощущаем мы ее в глотке, в носу и во рту, как и желание пить. Нормальный голод нельзя ассоцииро­вать с «голодными болями». Голодный человек испытывает же­лание есть, а не боль или раздражение.

Всякий аппетит, проявляющийся в болезненной раздражи­тельности, резях в животе, болях, в чувстве слабости и других не­удобствах эмоционального характера, весьма отличается от на­стоящего голода. Но средний человек, связанный привычкой есть в любое время дня и ночи, крайне редко позволяет себе дей­ствительно проголодаться и поэтому ошибочно приписывает, если у него появляются нездоровые ощущения, сильному жела­нию есть. Так как при приеме еды обычно симптомы недомога­ния нередко исчезают, то человек приходит к убеждению, что пища и есть то, что ему было необходимо. Часто можно наблю­дать «пищевое пьянство», когда человек ест, чтобы заглушить психологические травмы, как пьяница заливает спиртным горе.

Настоящий голод скорее избирателен, чем неразборчив. Для его утоления требуется определенная пища, но не обяза­тельно изысканные блюда, а обычная простая еда. Человек, вы­нужденный есть не будучи голодным, никогда точно не знает, чем бы заполнить свой желудок. Как правило, ему хочется чего-то стимулирующего его вкусовые сосочки, экзотического.

Голод ритмичен и заявляет о себе, когда возникает действи­тельная потребность в пище. Он никогда не бывает продолжи­тельным; если люди «вечно голодны», то у них проявляются па­тологические симптомы. Хочу ли я этим сказать, что большинство людей не знает, когда они по-настоящему голодны? Да, хо­чу. Начинающееся почти с самого рождения трехразовое пита­ние задает обычную для нашей так называемой современной ци­вилизации программу пересыщения, из-за которой средний че­ловек никогда не испытывает истинного голода.

Так как голод — нормальный указатель на потребность в пище, то можно считать, что при отсутствии голода питаться не следует. Либо потребности в пище нет, либо организм не может ее усвоить. Без голода нет никакой естественной или нормаль­ной причины принимать еду. Есть достаточно оснований пред­полагать, что пищеварительная система лучше всего усваивает пищу, когда человек ощущает настоящий голод, и что без голо­да процессы пищеварения замедляются и даже приостанавлива­ются. Мы до такой степени культивируем привычку есть по ча­сам, что зачастую упорно игнорируем даже отвращение к еде. Голодны мы или нет, но все равно едим по инерции, чтобы не от­стать от общества, потому что нам больше нечего делать или по­тому, что еда, как нам кажется, облегчит какие-либо наши бес­покойства.

Основное правило питания, которое необходимо соблю­дать всегда, таково: «Никогда не наполняйте желудок насильно - ни будучи здоровым, ни будучи больным, если только нет четко­го требования пищи, выраженного подлинным голодом».

У взрослых людей алкоголь, табак, кофе, сильные эмоции и слабость — все приводит к утрате нормального желания есть. Боль, жар и воспаление также вызывают у человека потерю ап­петита, создают неприятное ощущение в животе. Лучший спо­соб поведения в подобной ситуации—воздержаться от пищи до тех пор, пока не вернется чувство голода, пока дыхание не ста­нет свежим, язык чистым и не появится сильное желание поесть. Пищу следует принимать только в спокойном и уравновешен­ном состоянии.

Чувство голода отсутствует по той простой причине, что при острых заболеваниях у организма нет энергии и сил на пи­щеварение, она расходуется на другие нужды. Голодание в этих случаях способствует перераспределению энергии, необходи­мой для скорейшего выздоровления. Не только нервная энергия способствует выздоровлению, но также и кровь, которая уст­ремляется к органам, пораженным болезнью и требующим до­полнительного кровоснабжения в этой ситуации. Пищеварение тормозится при таком мощном усилии, как в случае, например, физического напряжения, скажем, при беге.

В таких случаях пища часто принимается по предписанию врача, утверждающего, что мы должны есть для поддержания сил. В подобной ситуации еда иногда выбрасывается в виде рво­ты либо перегоняется через пищеварительный тракт и заверша­ется поносом. Если же организму не удается справиться с едой такими способами, то она тяжестью оседает в пищеварительном тракте и приводит к отравлению организма.

Усилия, затраченные на извержение непереваренной пищи уменьшают интенсивность оборонительных и очищающих сил по борьбе с болезнью. Энергия организма отвлекается от рабо­ты по излечению и бесполезно расходуется. Такая, даже времен­ная приостановка работы по излечению замедляет процесс вы­здоровления. В самом деле, факт отвращения к еде скорее следу­ет рассматривать как объявление «Закрыто на ремонт» на входе в пищеварительный тракт. И с этим необходимо считаться.

Иногда во время болезни мы думаем, что хотим есть, но это ложное желание, и, если его удовлетворить, оно может лишь усугубить наши страдания. Я вспоминаю один эксперимент, ко­торый проделал над собой, будучи подростком. У меня была легкая лихорадка, недомогание, нечистое дыхание, плохое ощу­щение во рту и общая слабость. Я лег в постель и почувствовал, что голоден, или, по крайней мере, подумал, что голоден. Я ре­шил, что хочу сардин. Они прямо-таки мерещились мне. Я стал требовать сардины. Моя мать считала, что сардины вредны больному. Однако я знал по опыту, что если протестовать достаточно долго, то родители сдадутся, даже вопреки своим принци­пам. И продолжал требовать сардины.

В конце концов, моя мать пошла в ближайший магазин, ку­пила банку сардин, положила их на тарелку и подала мне в по­стель. Я взял самую маленькую сардину, попробовал и вернул тарелку матери. Как выяснилось, я ничего не хотел. Моему ор­ганизму не требовалась пища. Хотя в то время я ничего не знал о голодании, оно произошло у меня совершенно инстинктивно, и я поправился без всяких лекарств.

Я знаю родителей, использующих множество способов при­нуждения и убеждения, чтобы заставить больных детей есть, не­смотря на их отказ. Традиционный способ уговаривания де­тей — подкуп их обещанием купить игрушки и сладости. «Ску­шай это за маму», — гласит обычная просьба. «Доктор хочет, чтобы ты это съел». «Если ты не будешь кушать, то не попра­вишься». Только наше невежество позволяет запугивать боль­ных детей.

При хронической болезни человек может поверить, что он голоден, но на самом деле его ощущения порождаются не более чем раздражением пищеварительного тракта. Если больной на­чинает голодать, то эти патологические симптомы исчезают. Если бы желание есть было выражением реальной потребности в еде, голодные боли усиливались бы в случае продолжения по­ста. Однако то, что «чувство голода» исчезает при голодании и больной начинает чувствовать себя лучше, свидетельствует об отсутствии у него настоящего голода.

Иногда приходится слышать утверждение, что чувство го­лода прекращается на третий день голодания, означающее, что в течение первых двух дней голодания ощущался настоящий го­лод. Это, конечно, неверно. Упомянутое ощущение — всего лишь раздражение желудка, прекращающееся на второй, тре­тий или четвертый день голодания.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал