Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Умение говорить






 

Под умением говорить мы, в сущности, понимаем сочетание двух разных умений – с одной стороны, говорить самому, с другой – понимать чужую устную речь. Разговаривая на иностранном языке в повседневной обстановке, мы используем оба этих навыка.

 

 

С чего начать?

 

Самым большим препятствием для того, чтобы начать говорить на иностранном языке, очень часто является даже не неумение говорить, а именно неумение слушать собеседника, то есть воспринимать и понимать то, что говорится.

Во всех случаях необходима определенная доля самоуверенности. Я много раз сталкивался с ситуацией, когда у человека вроде бы есть все для того, чтобы заговорить – и все же чего-то не хватает.

С моей точки зрения, если определенный фундамент уже заложен, то речевого общения бояться не следует. Этот фундамент мы называем «активным минимумом». Напомним, что его составляют следующие компоненты:

 

1. Произношение удовлетворительное или, по меньшей мере, понятное.

2. Выучены наизусть примерно 200–300 самых важных слов.

3. Выучены 25–50 повседневных выражений.

4. Грамматика освоена на уровне, достаточном для простейшего диалога.

 

Для того чтобы заговорить, очень полезно иметь самые основные навыки составления словосочетаний, а также восприятия медленной речи. Однако не нужно думать, что это абсолютно необходимо для того, чтобы начать общаться на иностранном языке.

Более подробные разъяснения можно найти в главе 22, где мы будем рассматривать проблемы овладения языком в стране, где на нем говорят.

 

 

«Слушать и подражать» – еще недостаточно

 

Существует ошибочное мнение, что взрослый человек может самостоятельно изучить иностранный язык только путем прослушивания записей – и последующего подражания. Мне хотелось бы предостеречь читателей от этого заблуждения.

Вероятно только дети при совершенно определенных обстоятельствах могут изучить иностранный язык, ограничиваясь устным общением с его носителями. Взрослый же человек практически не может сразу расслышать все, что говорится, и обычно не может подражать чужой речи с удовлетворительным произношением. Эта трудность усугубляется, если человек к тому же не знаком с принципами изучения иностранных языков и у него нет преподавателя, который мог бы поправить произношение и поставить хотя бы самые основные навыки речевого общения.

 

 

Путь к устной речи – устная речь

 

Многие учащиеся, а иногда и учителя, полагают, что сначала нужно освоить чтение на иностранном языке – тогда и устная речь в свой черед будет освоена. Но чтение – это пассивный навык. Чаще всего, научившись читать газеты, журналы и книги, люди на том останавливаются и не доходят до следующей цели – устной речи.

Для того чтобы освоить разговорную речь, нужно существенно усилить работу по всем направлениям, важным для усвоения языка. Необходимо хорошо овладеть активным словарным запасом, а также потренироваться в составлении словосочетаний и предложений.

С другой стороны, нужно признать, что чтение может оказать здесь определенную помощь, – впрочем, скорее как вспомогательное средство. Прежде всего – для того, чтобы изучить общую для чтения и устного общения часть словарного запаса. Кроме того, чтение пригодится и для того, чтобы повторять и закреплять то, что уже встретилось при устном общении.

Чтобы овладеть устной речью, нужно стараться говорить так часто и много, как только возможно. Не беда, если вы будете говорить с грамматическими ошибками. Понадобится слишком большое нагромождение ошибок, чтобы сделать вашу речь совершенно непонятной.

Прежде всего советую взяться за запоминание слов и выражений. Грамматикой тоже не следует пренебрегать, хотя чаще всего ее значение преувеличивается. Полезные дополнения к сказанному предоставляет материал главы 17, где мы обсуждали проблемы «необходимой и достаточной» грамматики.

 

 

Учить слова – еще не значит учиться говорить

 

Учить слова и выражения – это большой шаг к тому, чтобы начать говорить. Однако не думайте, что, обогатившись словарным запасом, вы сразу же овладеете в придачу и устной речью.

В современном школьном образовании практически отсутствует полноценное обучение устному общению. В классах обычно слишком много учащихся, так что иной раз просто не хватает времени на большее, чем выучить нужные слова и выражения. В лучшем случае это – подготовка к овладению устной речью. На такую подготовку чаще всего и рассчитаны наши школьные методики с такими знакомыми всем приемами, как периодические устные опросы, заучивание, проведение коротких диалогов, и так далее.

Если взять для примера изучение французского языка в наших школах, то учитель обычно считает, что выполнил свой долг, если большинство класса достигло того порога, за которым начинается полноценная устная речь, а некоторые ученики и ученицы смогли этот порог перешагнуть (часто при каком-либо особо благоприятном сочетании условий – к примеру, если удалось съездить в страну, где говорят по-французски).

 

 

Подстраиваем общение под свой словарный запас!

 

Самое главное – не то, сколько слов вы выучите, а то, как вы их употребите. Человек может поддерживать разговор со шведами, выучив несколько тысяч слов на их языке. Зато для более простой беседы на немецком ему может потребоваться не более тысячи слов, на итальянском – всего несколько сотен, и так далее. Иными словами, на разных языках он будет строить общение на разных уровнях, в меру своих сил добиваясь удовлетворительного, а иногда и полноценного общения.

Мне вспоминается, как в далеком 1968 году я посетил Венгрию и Румынию. Помню, что по-венгерски я знал едва 150–200 слов и выражений, зато по-румынски – уже несколько тысяч слов. Так вот, в Венгрии я объяснялся довольно сносно. Что же касается Румынии, то там разговор совершенно не клеился. Как я позже понял, причина была в том, что в Венгрии я пользовался активным словарным запасом, зато румынские слова лежали в моей голове мертвым грузом.

«Сначала говорим – потом думаем!» – такой совет я теперь часто даю начинающим. Многие люди боятся показаться смешными или неуклюжими при общении на иностранном языке. Чтобы избавиться от этого страха, нужно просто выражать свои мысли как придется, а уж потом вспоминать, что же именно вы сказали.

Само собой разумеется, что после общения на иностранном языке весьма желательно будет мысленно вернуться назад и вспомнить те самые досадные ошибки, которые вы допустили. Самому это сделать, к сожалению, достаточно трудно. Потому я и предлагаю развивать устную речь в контакте с опытным преподавателем, который сразу укажет вам на допущенные вами типичные ошибки и предостережет от срывов в будущем.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал