Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Теоретические аспекты вывоза капитала через оффшорные зоны 1 страница
1.1. Сущность и формы вывоза капитала
Многие проблемы при разработке практических мер борьбы с таким очевидно негативным для экономики России явлением как нелегальный вывоз капитала из страны проистекают из нечеткости используемого понятия. Одновременно в научной литературе сосуществуют несколько подходов к его определению, при этом происходит постоянное смешение таких категорий, как «вывоз», «экспорт», «бегство», «отток» капитала. Определения на первый взгляд синомичные но все же имеющие различия между собой. Можно определить понятия по разному, что объясняется недостаточной изученностью проблемы, различием подходов к определению их природы, так в основание определения может быть положено конечные цели вывоза капитала, характер используемых методов, последствия для страны, характер пересечения границы, а также включение в соответствующую величину тех или иных статей платежного баланса Согласно наиболее распространенному определению используемому в зарубежной практике, в том числе используемому Всемирным банком под оттоком капитала понимают накопление иностранных инвестиций частным сектором в любой форме. В работе Н.П. Купрещенко об оттоке капитала из России говорится как обычно либо об оттоке иностранного капитала, то есть уменьшение иностранных инвестиций в РФ, либо, наоборот, отток за границу российского капитала, то есть увеличение зарубежных активов российских резидентов Так, Шевченко Ю.Ю. определяет отток капитала и вывоз капитала как синонимы. Термином " вывоз" Шевченко Ю.Ю. определяет состояние капитала, переведенного за границу, подразделяя его на легальную часть — " экспорт капитала" и нелегальную или полулегальную — незаконный вывоз или " бегство капитала". Общий отток капитала может представлять собой композицию экспорта и " бегства капитала". Л.И. Абалкин считает, что вывоз капитала – это «государственное и частное движение капитала, портфельные и прямые инвестиции, кредиты другим странам, прочие легальные и нелегальные формы экспорта капитала». Конкретизировала данное Е.С. Гвоздева: вывоз капитала она определила как инвестиции, переведенные за рубеж легальным или нелегальным способом, доходы от которых не будут возвращены в страну. Нельзя забывать о понятии «бегство капитала». В научной литературе не сложилось единого мнения по данному вопросу. Так Шевченко Ю.Ю. определяет как бегство капитала как нелегальный вывоз капитала за границу, то есть вывоз, осуществляемый с нарушением каких-либо норм законов страны происхождения. Отличную от него позицию занимает Н.А. Лопашенко считая, что бегство капитала должно толковаться более широко: «устойчивый отток в больших масштабах экономических и финансовых активов в легальной и нелегальной формах, сокращающих финансово-инвестиционные ресурсы страны. Схожую позицию занимает и Н.М.Багров говоря, что бегство капитала основано на безвозвратной основе и организованно легальным и нелегальным способом, при этом не всегда можно выделить бегство внутри его вывоза, например вывоза в страны с низким налогообложением. Интересно определение, предложенное в своей диссертации Кошелем Ю.Г. который рассматривает бегство капитала как специфическую форму вывоза капитала. Несмотря на то, что многие исследователи отождествляют понятие бегства и утечки капитал. По мнению Н.П. Купрещенко[1], с которым автор согласен между этими понятиями есть разница. Говоря об утечке капитала, мы имеем в виду его фактический вывоз за пределы российского государства. При этом ученый Н.А. Лопашенко подчеркивает в своей работе, что под бегство не подпадает смена российского собственника на иностранного (например, продажа доли в собственности, продажа всего предприятия в целом российским бизнесменом России, но фактически переходят в собственность иностранного государства). Нельзя относить к бегству капиталов за границу и перевод рублевых запасов, капиталов, в валютные, если эти капиталы остаются на территории России. Под понятие «бегство капиталов за границу России» не подпадает также невозвращение на территорию России капиталов, образовавшихся на территории другого государства в результате, например, хозяйственной деятельности, если собственник (законный владелец) капитала – российский гражданин или лицо без гражданства, гражданин другого государства, постоянно проживающие на российской территории. Исходя из вышеприведенного анализа различных мнений, сформулируем понятие вывоза капитала, которое будет использоваться в данной работе. Вывоз капитала - это процесс перемещения капитала из одной страны в другую, осуществляемое государством и частным сектором и представляющее собой композицию экспорта и бегства капитала. Под экспортом будем понимать - вывоз капитала, осуществляемым при полном соблюдении всех требований закона. Экспорт капитала осуществляется на основании разрешения ЦБ РФ, для получения которого необходим ряд документов. Под незаконным вывозом капитала будем понимать вывоз резидентами и нерезидентами капитала в денежной или товарной форме, с нарушением норм законодательства Российской Федерации и ведущее к получению иностранной собственности за рубежом или иной формы обязательств, дающих право на получение прибыли. При этом нарушение происходит не всегда в момент пересечения границы. Понятию незаконный вывоз капитала будет подходить синоним бегство капитала. Нелегальным вывозом капитала с юридической точки зрения является совершение капитальных валютных операций по перевозке, вывозу и пересылке валютных ценностей в нарушение лицензионного порядка, установленного Центральным Банком России. Говоря о незаконном вывозе капитала, следует разобраться в понятии капитал. Капитал - это сумма благ в виде материальных, интеллектуальных и финансовых средств, используемых в качестве ресурса в целях производства большего количества благ. Из страны в настоящее время вывозится ресурсный капитал, производственный капитал, финансовый капитал и интеллектуальный капитал. Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются: · прямые инвестиции, то есть вложение в уставный фонд предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием; · портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг; · переводы на оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; · предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ, услуг; · предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней; · все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями. Нелегальный вывоз, как правило, маскируется и его величина складывается из нескольких компонентов: невозврат экспортной выручки + нереализованные оплаченные импортные контракты + значение статьи «ошибки и пропуски» платежного баланса. В явлении «бегство капиталов за границу России» речь идет только о тех капиталах, которые могут «работать» в Российской Федерации, т.е. капиталов, образованных в результате законной деятельности, незаконной, но не преступной деятельности (в результате, например, финансовых, банковских, таможенных, валютных, налоговых и иных правонарушений), преступной деятельности, в основе которой лежит совершение некоторых преступлений в сфере экономической деятельности. (Приложение, схема 1). Вторая категория включает в себя правонарушения регламентируемые статьями 16.1, 16.2, 16.4, ч.4 ст.15.25 КоАП РФ. Говоря о последней группе это преступления предусмотренные главой 22 уголовного кодекса РФ «Преступления в сфере экономической деятельности» и включает следующие статьи: · Статья 171. Незаконное предпринимательство; · Статья 172. Незаконная банковская деятельность; · Статья 174., Статья 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем/ приобретенных лицом в результате совершения им преступления; · Статья 189. Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; · Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран; · Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте; Местом незаконного вывоза капитала за границу России, или местом, где размещается, откуда не возвращается капитал, является конкретное иностранное государство. Теоретически это могут быть даже государства, входящие в СНГ, однако чаще это государства, входящие в так называемые оффшорные зоны, и развитые в экономическом отношении государства. Очевидно, что место размещения капитала зависит от его происхождения. Легальный капитал, полученный законным путем, чаще размещается в экономически развитых государствах. Напротив, капитал, приобретенный полузаконными или незаконными способами, прячется в оффшорных зонах, в которых отсутствует строгий контроль за происхождением капиталов. Бегство капитала как относительно новое явление в системе международного движения капитала обусловлено развитием специфических процессов как внутри национальных экономик, так и на уровне мирового хозяйства в целом, и не может не оказывать влияние на экономическое развитие отдельных стран и регионов. Существует различные мнения относительно причин незаконного вывоза капитала, но, в общем своем количестве они сходятся, хотя имея при этом некоторые отличия. Обобщим наиболее интересные из них. В докладе Российско-европейского центра экономической политики (РЕЦЭП) «Экспортная выручка: репатриация или экспроприация» отмечалось: «Бегство капитала - это проблема, порожденная отсутствием инвестиционных возможностей и неблагоприятными условиями для бизнеса и инвестиционной деятельности». Схожую позицию имеет экономист М.Делягин говоря, что бегство капитала может быть вызвано несколькими базовыми причинами. Благодаря высокой стоимости нефти страна стала зарабатывать больше. Соответственно, если правительство принципиально и последовательно отказывается от модернизации, то для денег просто нет сферы применения в стране. В такой ситуации они уходят в другие места, где осуществляется какое-то развитие. «Строго говоря, это – не бегство капиталов это " личная эвакуация"», «капитал бежит от тотальной коррупции, которая стала едва ли не основой государственного строя, и от таких порождений коррупции, как силовой рэкет, произвол монополий, незащищенность прав собственности, продажность судов и т. п.». Также еще ряд ученых и экономистов таких как Авторы «Теневая экономика и экономическая преступность», созданному при поддержке Института Открытое Общество. Фонд Содействия, специалисты Центрального банка России, председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам А. Шохин, Н.А.Оболенский, Ю.Г. Кошель называют главную причину незаконного вывоза капитала это неустойчивый инвестиционный и экономический климат России, проявляющийся в падение темпов роста и инвестиционной активности, нарастание политической нестабильности, сокращение емкости рынка, высокий бюджетный дефицит, слабость национальной валюты, неразвитость инфраструктуры финансовых рынков, высоком уровне инфляции; незащищенности собственности; недостаточной законодательная база для предпринимательства; чрезмерно высоких налоги; долларизации экономики, чему явно способствует не признание российского рубля официальной валютой. Руководитель рабочего центра экономических реформ Правительства Российской Федерации В.А. Мау также полагает, что утечку капиталов из России определяют два основных фактора: 1. Главный, макроэкономический – «вложение в Россию до тех пор, пока сохраняются высокие политические риски и высокое недоверие к финансовой системе, естественно, бессмысленно: как держать деньги здесь, если этот банк завтра может закрыться?» 2. Слабость российского государства. В Реформы Россия в отличие от всех других стран экономические институты создавала параллельно с экономическими реформами. Также среди причин незаконного вывоза капитала значатся: 1. чрезмерное влияние на российскую экономику международных финансовых институтов 2. криминализация экономической деятельности, безопасность и высокая эффективность легализации доходов преступного происхождения посредством внешнеэкономических операций; 3. неопределенность российских границ с бывшими союзными республиками; Также, по мнению С.Б.Лапиной причиной бегства капитала выступает и участие страны в военных действиях, происходящих на территории других стран. В результате повышаются риски предпринимательской деятельности, связанные с неопределенным исходом для страны-участницы. К примеру, 8 августа 2008 года, вследствие нападения грузинскими войсками на южноосетинский город Цхинвали, Россия начала проводить операцию по принуждению Грузии к миру. Несмотря на то, что данная операция оказалась наиболее успешной военно-политической акцией за всю постсоветскую историю, первая неделя войны сократила золотовалютные резервы России на 6, 6 млрд. долл. (без учета курсовой переоценки). С учетом средненедельного баланса текущих операций и платежей госсектора, характерных для последних месяцев, экспорт капитала за указанный период оценивается в 8-8, 5 млрд. долларов. Но на взгляд автора, основной причиной бегства капиталов за пределы России лежат недоверии лиц к российской экономике, а также данное явление объясняется экономическими интересами собственников бегущих капиталов. Н.А. Лопашенко в своей работе отмечает, что эти экономические интересы формируют: 1. Стремление сохранить свои капиталы; 2. Стремление приумножить эти капиталы, заставить их работать; 3. Стремление уйти от необходимости уплачивать с существующих капиталов высокие налоги; 4. Стремление легализовать свои капиталы, полученные не всегда законным путем, с тем, чтобы можно было передать их по наследству, распорядиться ими официально; 5. Стремление получить с капиталов более высокий доход, чем это возможно на территории России. Незаконный вывоз капитала протекает по определенным каналам. По мнению Н.П.Купрещенко четкой взаимосвязи между целью вывоза и конкретным каналом не существует. Разветвленная по всему миру и бесперебойно действующая нелегальная система перекачки капитала используется одновременно и как средство доставки, и как прачечная, в которой вновь и вновь “отстирываются” нечистые деньги. Перед каждым лицом, вывозящим капитал, имеется достаточно большой спектр инструментов. Каналов, или как отмечают некоторые ученые способов незаконного вывоза капитала в современной экономической ситуации очень много. Иногда разграничить юридически законные и незаконные формы вывоза капитала весьма трудно. И в своем большинстве множество каналов используется в качестве полулегальной формы вывоза капитала, то есть в обход действующего законодательства, из-за существующих в нем пробелов. Среди всех видов нарушений законодательства в РФ, ведущих к незаконному вывозу капитала, можно выделить такие основные, как: · Сокрытие, полный или частичный неперевод, несвоевременный перевод экспортной валютной выручки на счета российских банков; Преступные манипуляции с количеством, качеством, стоимостью стратегически важных сырьевых товаров позволяет экспортерам скрывать до 30-40% неучтенной выручки. Опасность данного канала утечки капиталов становится более очевидной, если учесть, что доля расчетов, связанных с использованием тех или иных вариантов безвалютного режима, достигает 60% от внешнеторгового оборота России. Здесь необходимо вспомнить ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.01.2003 № 173-ФЗ, который значительно либерализовал валютную систему России. Данным законом сокращено количество органов валютного контроля, отменены жесткие сроки обязательств по возврату валютной выручки и обеспечению ввоза импортируемых товаров, ликвидирована обязанность по обязательной продаже части валютной выручки. Ст.19 содержит только одно обязательство резидента, при экспорте обеспечить сроки, предусмотренные контрактом, получение от нерезидентов на свои банковские счета иностранной валюты или валюты РФ за переданные нерезидентам товары, выполненные работы и оказанные услуги. Действия ст.19 не распространяется на резидента, заключивших договоры, по условиям которых товары передаются нерезидентом резиденту за пределами таможенной территории РФ без последующего ввоза в нее. Резидентом заключившим договор и не ввезшим товар на российскую территорию ст.19 не нарушается даже в случае несоблюдения нерезидентом срока поставки товара. · Перевод иностранной валюты со счетов резидентов в российских банках на счета нерезидентов в иностранных банках в качестве взносов в уставные фонды без разрешения ЦБ; · Портфельные инвестиции российских предприятий и организаций в ценные бумаги иностранных компаний без разрешения ЦБ; фиктивные контракты на импорт, уплата, якобы, больших штрафов, фиктивные кредитные соглашения, завышенные проценты и тому подобное; превышение обусловленного законом срока оплаты иностранными фирмами российских поставок (вплоть до непоступления средств на счета резидентов). В России наиболее известными каналами тайной перекачки денег являются: · Посредством использования пластиковой карты, с помощью которой можно вывезти любую сумму. · С помощью дорожных чеков (American Express, Visa, Thomas Cook). В случае введения ограничения на сумму вывозимых дорожных чеков оно может быть обойдено следующим образом. Как известно, при приобретении чеков в банке выдается квитанция, дающая право на их восстановление при утере. Поэтому сами чеки можно не вывозить, а вывезти лишь эту квитанцию, и за границей в офисе компании, выпустившей чек, заявить об утере. На основании квитанции чеки вам восстановят, но эта операция займет несколько дней. Конечно, этот способ абсолютно легальным не назовешь, и пользоваться им можно лишь в безвыходной ситуации. · Банковский перевод. Для этого необходимо иметь счет в российском банке и счет в западном банке, на который будут переведены деньги. При переводе в российском банке необходимо предъявить документы, подтверждающие цель перевода. · Телеграфный перевод. Он может быть осуществлен компаниями Western Union и MoneyGram. Это довольно дорогой способ (в среднем 5-6% от суммы), но очень надежный и удобный. Через Western Union можно переводить ограниченные суммы в день. Через MoneyGram можно отправлять и более крупные суммы, но при этом надо указать цель перевода и подтвердить ее. · Использование различных схем нелегального перевода валюты за рубеж облегчается отработанной практикой открытия счетов в западном банке. Сотни российских компаний предлагают подобные услуги. Отдельным механизмом вывоза является использование финансовых инструментов (облигаций, векселей и других). Этот способ требует специальных знаний и навыков, однако позволяет минимизировать налоги, обходить нормативы ЦБ РФ и успешно решать другие задачи, смежные с областью вывоза капитала. Особого внимания заслуживает игра на разнице котировок акций. Так как по основной массе российских ценных бумаг отсутствуют даже индикативные котировки, невозможно доказать, по рыночной цене приобретена акция, или нет. Бумаги могут быть куплены нерезидентом по минимальной котировке, а проданы по максимальной. Разница представляет собой форму вывоза капитала за рубеж. Ученый Н.М.Багров в своей работе «вывоз и бегство капитала из России среди все прочих также выделяет следующие каналы бегства: · Расчеты через бартер, клиринговые операции. По оценкам экспертов экспортная составляющая бартерных сделок превышает импортную в пять раз; · Использование толлинговых операций; · Вывоз «зеленого нала» через туристов; · Прямой вывоз государственных активов для формирования посольств, представительств, предоставления госкредитов; Таким образом, рассмотренный список каналов незаконной утечки капитала не является исчерпывающим: существует множество менее распространенных способов - от вывоза предметов старины до толлинга (договор давальческого сырья). Кроме того, постоянно разрабатываются новые способы вывоза вслед за принятием нормативных актов, которые его ограничивают. Нашим государством также заключено около 58 межгосударственных и межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, которые содержат нормы об установлении правовых режимов для инвесторов из тех или иных государств. В целом был принят ряд нормативных актов общефедерального характера, определяющих политико-экономический статус страны, принципы и формы хозяйствования, становления и развития рыночных экономических отношений. Подобные документы не являются документами «прямого» действия в отношении иностранных инвестиций и вывоза капитала. Однако деятельность иностранного капитала регламентируется этими актами: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 03, 02.96г., № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 27.12.03 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Федеральный закон от 30.12.04 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях», Федеральный закон от 10.12.03 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании ивалютном контроле», Федеральный закон от 22.07.05 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерацию», Федеральный закон от 21.07.05 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федеральный закон от 09, 07.99 г. № 160-ФЗ- «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и др. Существенное значение для «чистоты» отношений, складывающихся в инвестиционной сфере, имеет Федеральный закон от 07.08.04 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». 1.2. Понятие оффшорных зон и подходы к классификации
Рассмотрев в предыдущем параграфе сущность вывоза капитала из страны, автор пришел к выводу, что основным каналом, используемым при нелегальной перекачке капитала являются оффшорные зоны с использованием оффшорных компаний. Сегодня понятия «оффшорная зона» и «оффшорная компания» прочно вошли в лексикон каждого обывателя страны. И представляют собой сложное, комплексное, многогранное явление. Оффшорная практика стала одним из самых заметных явлений современной мировой экономики наряду с разрастающимися интеграционными процессами. Масштабы функционирования оффшорных зон позволяют говорить о формировании так называемой «оффшорной индустрии» в странах, практикующих оффшорные режимы. Во многих случаях развитие оффшорной индустрии становится приоритетом, стратегически важным направлением в экономике. В отдельных государствах, до 50% дохода бюджета страны формируется за счет функционирования оффшорного режима и больше одной четверти её населения занято в секторе, обеспечивающим деятельность оффшорных компаний. Само слово «оффшор» произошло от английского слова. «off-shore» – «вне берега», т.е. «вне своей территории», появилось в конце XIX века в Великобритании и применялось в морской судоходной практике и судопроизводстве в случаях использования прибрежных островов в Атлантическом океане, В своем нынешнем значении понятие оффшора получило широкое распространение во второй половине ХХ – начале ХХI века сначала в обычной лексике международного делового оборота, а затем как в национальном и международном законодательстве, так и в научной экономической и юридической литературе. Впервые, как считается, термин «оффшор» появился в конце 1950-х гг. в одной из газет США: речь шла о финансовой организации, которой удалось избежать налогового контроля благодаря смене страны регистрации этой организации. А.А.Воронина предлагает в своем исследовании, посвященном роли оффшоров в мировой экономике следующую периодизацию развития оффшорного бизнеса: 1. «Нулевой», или предварительный, этап (до конца 1950-х гг.); бизнес еще не сформировался; отмечаются примеры автономных образований в том или ином государстве, пользующихся различными льготами и привилегиями по сравнению остальной частью, – «прообразов» оффшорных зон 2. Первый этап (конец 1950-х гг. – начало 1980-х гг.); оффшорный бизнес зарождается; количество оффшорных юрисдикций незначительно; оффшоры разрабатываются под каждого конкретного клиента, как правило, крупной, чаще – транснациональной, компании 3. Второй этап (конец 1980-х гг. – начало 1990-х гг.); бизнес растет; список оффшорных юрисдикций расширился; оптимизация налогообложения с помощью оффшоров становится популярной; на национальном уровне принимаются меры по некоторому ограничению оффшорного бизнеса 4. Третий этап (конец 1990-х гг. – 2000г.); стабилизация этого бизнеса; происходит усложнение механизмов использования оффшоров; возникает международное антиоффшорное регулирование 5. Четвертый этап (2001-2004гг.); кратковременный спад; уменьшение количества оффшорных зон; усиление мер государственного регулирования 6. Пятый этап (2005г. – настоящее время); трансформация оффшорного бизнеса; появляются новые ниши для применения оффшорных технологий, новые организационно-правовые формы оффшоров и новые юрисдикции В современной литературе и деловом обороте наряду с термином " оффшорная зона" используются в качестве синонимов также понятия " налоговое убежище", " налоговая гавань. В своем докладе «Вредоносная налоговая конкуренция» (Harmful Tax Competition: An Emerging Global Issue) ОЭСР формально оперирует термином «tax haven» (налоговая гавань). На современном этапе развития человеческого общества осуществление деятельности в оффшорных зонах - это путь, который выбирают многие российские предприниматели. Несомненно, для предпринимателей оффшорная юрисдикция является даром с небес. Смысл использования оффшорного бизнеса для российских предпринимателей заключается в том, что за рубежом появляется новый, как бы самостоятельный субъект хозяйственных отношений, который полностью находится под их контролем. Что позволяет предпринимателям быть более уверенными в их защищенности в условиях проведения неоднозначной государственной политики в этой области на протяжении всей новейшей истории России. Российскому бизнесу понятны стабильные «правила игры», а развитые юридические институты в оффшорах создают комфортную среду для бизнеса. Но как быть с экономикой страны? Да, для страны-оффшора, где как отмечалось выше половина населения занята в оффшорной индустрии плюсов множество, но приносят ли пользу такие зоны стране таковой не являющейся? Наркокартели и другие криминальные организации владеют большим числом предприятий. Размер инвестиций в легальный рынок только от одной торговли наркотиками, по самым приблизительным подсчетам, колеблется от 200 до 500 млрд. долл. Криминальный бизнес растет прямо пропорционально законному. Очень трудно установить, имеет ли менеджер фирмы связи с наркобаронами и не куплено ли предприятие, чтобы скрыть криминальные деньги. По оценкам, половина денег, которые каждый день проходят через международные границы, нелегально вывозится и " отмывается" в оффшорных зонах. Несовершенство российского налогового законодательства и отсутствие необходимой правовой базы, регулирующей отношения с иностранными государствами и обеспечивающей действенный обмен информацией с ними, предоставляют достаточные возможности для налогового планирования с использованием оффшорных юрисдикций и способствуют уклонению от уплаты налогов в значительных масштаба, что, несомненно пагубно отражается на бюджете страны в графе налоговых поступлений. Такие организации как Организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР (Organization for Economic Cooperation and Development), Группа Эгмонт, Европейское ведомство по борьбе с мошенничеством (Office Europeen de Lutte Anti-Fraude-OLAF), Группа разработки финансовых мер борьбы с «отмыванием»денег (Financial Action Task Force on Money Laundering-FATF) во всеуслышание объявляют о своем негативном отношении к оффшорам. Несомненно, однако, что, при всей настойчивости международных и национальных компетентных организаций и органов, применение оффшоров само по себе не должно рассматриваться как противоправная деятельность. И положительная характеристика в работе таких центров определенно присутствует. Нередко оффшорные зоны используются как фактор налоговой конкуренции - «невидимой руки», оказывающей давление на величину налоговых ставок и препятствующей установлению конфискационных режимов налогообложения во всем мире, региональная диверсификация с помощью оффшорных компаний позволяет маневрировать различиями на международных рынках. Однако анализ различных мнений ученых показал, что некоторые из них выделяют оффшорные зоны в качестве одного из каналов несанкционированного вывоза капитала. Однако интересно мнение Н.П.Купрещенко и С.Б.Лапиной отразившееся в статье «Классификация основных способов нелегального вывоза капитала из России» относит оффшорные зоны, скорее к инструментам, с помощью которых происходит бегство капитала. Так, практически все рассматриваемые преступления и правонарушения могут включать этапом своего осуществления использование компании, зарегистрированной в оффшорной юрисдикции.
|