Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 3. На другой день вместе с колхозными ребятами было решено устроить пионерский костёр.
Костёр На другой день вместе с колхозными ребятами было решено устроить пионерский костёр. – Мы расскажем им о нашей жизни, а они нам о своей, – говорил Митя. – Найдётся много интересного и у них и у нас. Ребята заволновались: – Трубачёв, подготовься хорошенько! Не подведи! – Это не шутка, – мрачно сказал Мазин. – У них тут работы много. Как бы они нас не перетянули. Ты смотри обдумай, что будешь говорить. – Ты как-нибудь красиво расскажи: ну там… то, другое… – скашивая глаза на Митю, заметил Петька. – Иди ты ещё! – рассердился Одинцов. – «То, другое» Надо честно говорить, напрямки! – А вдруг у них лучше окажется? Ведь мы свою школу подведём! – Надо было раньше думать! – отрезала Синицына. – А то как дошло до дела, так испугались! – Кто испугался? Кто испугался? – напали на неё ребята. – Сама ты испугалась! Лида Зорина вместе с Валей Степановой спешно вспоминали всё, что делало их звено, как они работали в кружках, как ходили на лыжах. – Они у нас что-нибудь переймут, а мы – у них, вот и будет хорошо, – серьёзно сказал Сева. Васёк, окружённый со всех сторон, молча хмурил брови. Потом решительно сказал: – Как было, так и расскажу! Ребята успокоились: – Ничего, Трубачёв не подведёт! Мазин покусал нижнюю губу, посчитал что-то по пальцам и внушительно посоветовал: – Начинай с маленького, с мизинчика. Понял? А самый козырь на конец прибереги. Понял? Лёня Белкин припомнил, как Мазин, получив плохую отметку, пошёл в буфет и сразу десять котлет съел. – Это ты на конец прибереги, Трубачёв! – хохотали ребята. – Вот и будет у нас козырь! Мазин махнул рукой: – Эх, жизнь! Съел человек от огорчения, а они смеются! – Ну, что вы там расшумелись? – прикрикнул издали Митя. – Желающие выступать в самодеятельности – записывайтесь заранее! Ребята начали записываться. Девочки обещали сплясать русскую; набралось много желающих прочесть стихи; Одинцов вызвался рассказать про деда Щукаря – отрывок из книги «Поднятая целина». Программа оказалась большой. – Ну, вот и набралось кое-что. А ещё и хозяева нас чем-нибудь порадуют, – говорил Митя, пряча в карман записную книжку. Митя вообще чувствовал себя хорошо. Всё его радовало: здоровый, бодрый вид ребят, новые места, гостеприимные колхозники. Радовался Митя и тому, что за дорогу он как-то незаметно сдружился с Сергеем Николаевичем, и тому, что уже сделано главное – всем родителям разосланы телеграммы о благополучном прибытии на место, а в школу отправлено коллективное письмо с описанием встречи с колхозниками «Червоны зирки». Впереди ожидало много интересного: весёлый отдых, работа вместе с колхозниками. Но это был большой план на будущее, а пока они с Сергеем Николаевичем решили дать ребятам хорошенько оглядеться, познакомить их с колхозом и устроить поход с ночёвкой в лесу. «В общем, всё будет хорошо! Просто замечательно!» – радовался Митя. До вечера ребята бегали, советовались, репетировали. У Синицыной горели щёки. Она подходила то к одному, то к другому: – Девочки, только бы не осрамиться, только бы не осрамиться! Пойте изо всех сил! – Как это – изо всех сил? Не придумывай! Пой как надо! – строго говорила Валя. – Конечно. А то затянем козлиными голосами… – Всю Москву осрамим! – Только ты, Мазин, не пой, пожалуйста! У тебя очень плохой голос, – предупреждала Лида Зорина. – Спою! – заупрямился Мазин. – В хоре не слышно будет, кто как поёт. Игнат Тарасюк тоже собрал свой отряд и вывел его в рощу, чтоб подальше от москвичей, на свободе, прорепетировать. – А может, они наши песни не понимают? – беспокоился Федька Гузь. – А что тут понимать? Песня, она и без слов – песня… А ну, ребята, зачинайте легонько ту, что в школе разучивали… Федька! Чего шею вытянул, как тот гусак… Кому говорю – легонько зачинай! Игнат поднял вверх тоненький прутик. Ребята, не сводя с него глаз, затянули песню. Игнат вдохновенно раскачивался, водил по воздуху прутиком, как дирижёрской палочкой: – А теперь поднимайте голос… А ну, а ну!.. Павло, давай втору… Вступай, вступай… * * * Когда стемнело, на лужке за школой собралось всё село. Вылезли из хат старики и старухи, не усидели и молодицы – вышли с грудными детьми на руках. Принарядились девчата и хлопцы. Из села Ярыжки пришла молоденькая учительница Марина Ивановна. – Сюда, сюда, Марина Ивановна! Ближе садитесь, тут местечко вам есть! – крикнул Игнат, подвигая к костру бревно. Учительница села. Колхозные ребята со всех сторон тесно облепили её. – Хорошая у них учительница! – прошептала Валя Степанова на ухо Синицыной. Мазин, услышав её шёпот, недовольно пробурчал: – Ничего особенного. Наш Сергей Николаевич лучше. – И, растолкав ребят, освободил место рядом с Мариной Ивановной для учителя. Из темноты послышался голос Степана Ильича: – Ого! Да тут всё товарищество собралось! Вот мы сейчас и познакомимся получше и повеселимся вместе. – Он бросил на траву свой пиджак, уселся поудобнее и, взглянув на Марину Ивановну, усмехнулся. – А около учительницы никогда пусто место не бывает: где учительница – там и школа! – А где колхоз – там и председатель! – засмеялась Марина Ивановна. – А мы тоже около Сергея Николаевича всегда! У нас тоже школа! – закричали приезжие. Пионерский костёр начался торжественно. Оба отряда построились в линейки. – Костёр посвящается первому знакомству и дружбе пионеров Москвы с пионерами колхоза «Червоны зирки»! – громко объявил Митя. Честь зажигать костёр выпала на долю Саши Булгакова. Он с волнением поднёс спичку к сухой ёлке. По жёлтым иглам пробежал быстрый огонёк, и ёлка вспыхнула, с треском рассыпая вокруг золотые искры. – «Широка страна моя родная…» – дружно запели ребята. Взрослые весело подхватили знакомую песню. Когда всё смолкло, Митя сказал короткое приветствие. Закончил он его так: – Широка наша страна родная, а куда ни поедешь – везде ты свой человек. Вот мы к вам приехали, а уже вроде как дома или у родных… – А я ведь тут рос. И всё мне тут дорого. И язык украинский, и воздух вот этот с полей… Что значит родина!.. – задумчиво сказал Сергей Николаевич. Завязалась беседа. Колхозники наперебой расспрашивали о Москве. – Москва наша с каждым днём растёт и украшается, – сказал Сергей Николаевич. – Иногда проходишь по улице и видишь – забор стоит какой-то. За забором экскаваторы работают, грузовики рычат, растёт этаж за этажом. А снимут забор – и ахнешь! Стоит перед тобой дворец – глаз не отвести! Как в сказке! – А мы под самой Москвой живём, на электричке туда ездим… – мечтательно сказала Лида. – У нас городок тоже хороший! У нас и театр свой, и кино, и школы! – зашумели ребята. – Расскажите про нашу школу! – неожиданно попросил учителя Мазин. – Ну что же я буду рассказывать! Вы сами про свою школу расскажите. Ребята зашевелились, зашептались: – Одинцов, Одинцов!.. Нет, Зорина! Лида Зорина, расскажи! Лида Зорина встала. – У нас очень хорошая школа… – бойко начала она. – Самая лучшая! Замечательная школа!.. У нас все учителя хорошие и директор хороший! – перебивая Зорину, закричали ребята. Мазин подбросил в костёр ветку и встал: – Наша школа на весь Советский Союз, может быть, одна… У нас знаете как учат – ого! Чего не знаешь, так хоть в класс не ходи! Например, географию… – Из нашей школы уже герои вышли! – крикнула Синицына. – У нас второгодников почти нет! Марина Ивановна крепко пожала руку Сергею Николаевичу, глаза её при ярком свете костра влажно блестели. – Школа, которую так любят ребята, – хорошая школа! Нам всем это очень радостно слышать! Игнат Тарасюк сдвинул набок кубанку и встал: – Оно, конечно, каждому своё… Я скажу, что наша школа лучше, а вы будете говорить, что ваша лучше… Ну, так это может и ссора получиться. А так как вы у нас гости, то всё ж таки неудобно будет… Ребята всполошились, приготовились к отпору, но Жорка, задремавший было на коленях матери, вдруг вскочил: – Гармонь! Гармонь идёт! Все зашевелились, раздвинулись. Мазин и Саша подбросили в костёр сухих веток. В отблесках пламени нежно зарумянились берёзы, высоко взлетевшие искры осветили кудрявую листву дуба. Из темноты вышла баба Ивга и подала Степану Ильичу гармонь: – Играй, Стёпа! Нехай гости нашу музыку послушают. Степан Ильич встал, широко развернул гармонь, склонил набок голову и пробежал пальцами по жёлтым, истёртым ладам. Гармонь тихо, протяжно вздохнула, запела что-то грустное и нежное… Пела для всех, а слышалось каждому, что поёт она только для него. Вспоминалось что-то хорошее, дорогое, своё… Лида Зорина молча прижималась к плечу новой подружки. Васёк вспомнил вдруг отцовский галстук, съезжавший на сторону, тёплые большие руки отца. Сева Малютин, глядя в пламя костра, откуда-то издалека услышал голос матери, как будто не гармонь, а она пела что-то своему сыну. Саша, посадив на колени толстого хлопчика, гладил его по голове и шептал ему на ухо, пытаясь говорить по-украински: – А у меня дома такие, як ты, людыны тоже есть. В глубокой, тёмной вышине ярко светились звёзды. В ответ на гармонь в лесу тихо защёлкали соловьи, и по овсу, словно на цыпочках, прошёл ветер. Степан Ильич взглянул на лица, освещённые пламенем костра, усмехнулся и заиграл гопак. Молоденькая учительница встала, приглашая девчат и хлопцев. Плясали попарно и в одиночку; один танцор сменялся другим. – Татьяна! Татьяна! – вызывали развеселившиеся колхозники. – Да не буду я, нехай кто другой спляшет! – смеясь, упиралась Татьяна. Степан Ильич, крепко прижимая к себе гармонь, кивнул головой жене: – Выходи, Татьянка! Татьяна вдруг сорвалась с места, ударила в ладоши и пошла в пляс. Отсвет от костра играл на её оживлённом лице, под чёрными круглыми бровями задорно блестели глаза. – «Гоп, кума, не журися, туды-сюды повернися!» – подпевала она в такт музыке. Татьяне хлопали долго, вызывали её ещё, но она, смеясь, схватила на руки сына и спрятала за ним разгоревшееся лицо. – Она больше не будет плясать, – обнимая мать, объявил Жорка. – Ось я зараз! – Он вырвался из рук матери и под бойкий плясовой мотив, кувыркнувшись в траве, болтнул в воздухе босыми пятками. – Эй, московские, дывиться! От як я можу! Гоп, гоп, гоп! – Он высоко подпрыгнул и упал на траву. – Эй, московские!.. Кто-то из женщин дал ему легонько шлепка. Ребята хохотали до слёз. Потом девочки сплясали русскую, Одинцов смешил рассказами, Белкин показывал фокусы. Учительница Марина Ивановна подсела поближе к костру, протянула над огнём руки и задушевно, тихо запела: …Полюшко-поле, Полюшко, широко поле… Ребята дружно подхватили припев знакомой песни: Ехали да по полю герои, Эх, да Красной Армии герои… Наконец, усталые и довольные, все разошлись. В ушах у ребят долго ещё звучали песни, музыка и бойкий голос хлопчика: «Эй, московские!.. От як я можу! Гоп, гоп, гоп!»
|