Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ поэтического текста
Практическое занятие № 1. Основы стиховедения Вопросы для обсуждения: 1. Метрика: стихотворная речь; системы стихосложения; пропуски метрических ударений; внеметрические (свехсхемные) ударения; 2. Понятия метра и размера. Способы определения метра. Характеристики метра. 3. Фоника. Звуки стихотворной речи. Рифма, определение и характеристики. 4. Понятие ритма. Факторы, определяющие ритм. 5. Понятия «анакруса», «цезура», «константа», «клаузула», их значение и функции. 6. «Сдвигология» русского стиха. 7. Стих и проза. Понятия «стих» и «проза», их соотношение. Отличие поэтического текста от прозаического. 8. дольники; акцентный стих. 9. Строфика. Строфа, ее признаки; двустишия и четверостишия; сложные строфы; твердые формы. 10. Интонационно-ритмический строй стихотворной речи: понятие стихотворной интонации; основные виды стихотворной интонации.
Литература:
1. В.Е.Холшевников. Основы стиховедения: Русское стихосложение. М., 2002. 2. М.Л.Гаспаров. Русские стихи 1890-1925-го годов в комментариях. М., 1993.
Работа с литературой: Почитать главы «Метрика», «Фоника», «Строфика», «Интонационно-ритмический строй стихотворной речи» в работе В.Е.Холшевникова и главы «Стих и проза», «Стихораздел и рифма», «Ритмика» в работе М.Л.Гаспарова, использовать данный материал при подготовке теоретических вопросов и выполнении практического задания.
Практическое задание:
Выполнить стиховедческий анализ поэтического текста: 1. Составить схему метрической организации текста (ударность-безударность). 2. Определить метр. 3. Охарактеризовать метр (соотношение ударности-безударности с силой-слабостью). 4. Определить размер. 5. Охарактеризовать анакрусу. 6. Охарактеризовать цезуру. 7. Охарактеризовать константу. 8. Охарактеризовать «сдвигологию» (деление на стопы – деление на слова). 9. Охарактеризовать рифму (по характеру звучания, по слоговому объему, по положению в строке, по положению в строфе). Индивидуальные задания: Подготовить сообщения на материале следующих работ: 1. Рифма Бродского // М.Л.Гаспаров. Избранные статьи. – М.: Новое литературное обозрение, 1995. – С. 83 – 92 (есть в кабинете). 2. Тарановский К.Ф. Сладкие и влажные рифмы у Лермонтова // Новое литературное обозрение. – 1992. – № 1. – С. 58 – 60 (ксерокопия – кабинет). Практическое занятие № 2. Анализ поэтического текста Вопросы для обсуждения: 1. Поэтический текст и его структура. 2. Обнаружение закономерности в композиции поэтического текста. 3. Замысел анализа. 4. Анализ текста по языковым уровням. 5. Время и пространство в поэтическом тексте. 6. Обнаружение функций языковых средств выразительности. 7. Сюжет в поэтическом тексте. 8. Портрет, пейзаж, интерьер, предметный мир, художественная деталь и их функции в поэтическом тексте. 9. Формы выражения авторского сознания в лирике. 10. Тематика и основная тема. 11. Идейный мир и основная идея.
Литература: Учебники и учебные пособия:
3. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М.: Высшая школа, 1999, 2000.*+электронный вариант 4. Теория литературы. В 2т. /Под ред. Н.Д.Тамарченко. М., 2004.*
Энциклопедии и справочники:
Научная литература 1. Анализ поэтического текста: Структура стиха // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. (есть в кабинете, электронном варианте, на сайтах Ruthenia.ru; Гумер https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Index_Lit.php) 2. Гинзбург Л. О лирике. М., 1974. 3. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.*
Дополнительная литература 1. Анализ одного стихотворения. Л., 1985.* 2. Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб., 2001.* 3. Эткинд Е. Материя стиха. Париж, 1985.* 4. Эткинд Е. Симметрические композиции у Пушкина. Париж. 1988.*
|