Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Детская психология. Предмет, метод и стратегия исследований детской психологии.
Карина Альфредовна. Детская психология. Требования для автомата: 1) Пропуск максимум 2 раза за семестр. 2) Контрольные. 3) Таблица по возрастам. 4) Реферат (ДО 15 ДЕКАБРЯ). Детская психология. Предмет, метод и стратегия исследований детской психологии. Смирнова. Детская психология. – главный учебник. Предмет детской психологии. Детство как предмет науки. Детская психология – это отрасль психологии, изучающая психическое развитие ребенка Детская психология изучает особенности формирования различных видов деятельности ребенка, качества его личности, возрастные и индивидуальные способности и развитие детей. Детская психология имеет дело с особыми единицами анализа: возраст или период развития. По определению Выготского, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возрастного периода определяется внутренним содержанием. Виды возрастов: 1) Хронологический или паспортный 2) Биологический 3) Психологический возраст 4) Социальный Развитие – всеобщая форма существования психики, качественное изменение, характеризующееся возникновением новообразования. Развитие имеет определенную направленность (прогрессивное и регрессивное развитие). Формы развития: 1) Стабильная (постепенная, литическая, медленная) 2) Кризисная Для этих форм характерно чередование. Источником развития является внутреннее противоречие (русские исследователи). Один из важных принципов развития – гетерохронность, неравномерность. Специфика детского развития. Она заключается в чрезвычайной пластичности человеческого мозга, которая и обеспечивает психическое развитие. Отличие человека от животного состоит в том, что у животных, определенные формы поведения передаются по наследству или приобретаются в процессе индивидуального опыта отдельной особи. У ребенка нет биологических предопределённостей в развитии и поведении. У человека свойственные ему формы поведения передаются путем наследования путем культурно-исторического опыта. Вывод: таким образом психическое развитие ребенка осуществляется специфичным, отличным от развития животных путем. Оно происходит через присвоение культурно-исторического опыта, превращение общественных ценностей и норм деятельности в собственные индивидуальные ценности и способности. Важнейшей задачей детской психологии является выяснение способностей и общих закономерной общего развития ребенка и объяснение его причин, установление возрастных периодов развития и причин перехода от одного периода к следующему. Практические задачи детской психологии: 1) Контроль за психическим развитием ребенка с целью коррекции 2) Определение условий развития с целью их улучшения 3) Прогноз стабильности и изменчивости свойств индивида 4) Объяснение целей развития и коррекции 5) Планирование коррекционных мероприятий История развития детской психологии. Причина возникновения детской психологии: 1) Социальная – усиление роли семейного воспитания, общество понимает необходимость воспитания ребенка. В конце 19 века появляется классно-урочная система в школах. 2) Появление закона биологической эволюции Чарльза Дарвина. Вильгельм Прейер в 1882 году издает книгу «душа ребенка», где описал наблюдения за собственным сыном, становится основоположником детской психологии. Он изучал развитие волевых качеств, органов чувств, общее развитие и прочее. Пусть это было наивно по нашим временам, но тогда это было рывком в науке. Вильям Штерн, Курт Коффка, Карл Бюллер, Альфред Бинне, А. Гизелл, Жан Пиаже – приняли попытки обобщать труды. Сеченов, Ушинский, Лазурский, Бехтерев. Блонский, Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Лурия. Запорожец, Эльконин и др. Понятие детства. Детство как социум, культурный феномен. Детство – это этап онтогенетического развития индивида, начинающийся с рождения ребенка и оканчивающийся включением во взрослую жизнь. До 16 века период детства не рассматривали, ребенок был как полуфабрикат. В 17 веке ребенок наделен душой, а детство период подготовки во взрослую жизнь. В 18 веке было принято жестокое воспитание и тотальный контроль, наказание. И только в 19 веке общество стало предписывать любовь к ребенку и гуманное отношение к нему. Люди осознали необходимость создания специального института, который стал бы заниматься воспитанием ребенка. Социокультурная природа детства – положение об исторической обусловленности детства принадлежит Эльконину. 1) История детства тесно связана с историей человечества. 2) Продолжительность детства меняется с течением времени, с изменениями, происходящими в обществе. 3) Продолжительность напрямую зависит от уровня материальной и культурной зависимости. Детская психология в системе наук (самостоятельно). Методы детской психологии, стратегии исследования психического развития ребенка. Метод – это общий подход, способ исследования. 1) Наблюдение – это систематическое наблюдение в течении определенного длительного времени за особенностями поведения и высказываниями ребенка в естественных, специально неизменяемых условиях. Требования – систематичность, чтобы ребенок не знал о наблюдении, подробное описание фактов, параллельность наблюдения, объективность наблюдения. Виды: сплошное (охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка) или выборочное (фиксирует какую-то одну особенность, выбранную или определенную заранее), включенное (обеспечивает участие взрослого в деятельности ребенка) или скрытое (фигура взрослого скрыта от ребенка, для этого используют зеркало Гизелла), одноразовое (одновременное сравнительное изучение испытуемых, компактный, нетрудоемкий и сравнительно недорогой метод, но возраста могут не совпадать, имеется ввиду паспортный и психологический возраст) или срезовое, длительное (изменение в психологическом развитии группы или одного человека на протяжении длительного времени, например, дневники родителей. Это пример лангитюдного развития. Позволяет проследить новых способностей и интересов ребенка, описать различные стадии его развития, дает возможность изучить кризисные и переломные моменты. Очень трудоемкие и дорогие исследования, со временем происходит утрата репрезантивной выборки, возникает привыкание к методикам, с возрастом может быть необъективен) или пролонгированное. Все эти методы не предполагают контроля за условиями факторами влияющими на развитие ребенка. Пассивное наблюдение, невмешательство в процесс развития. 2) Эксперимент. Формирующая стратегия более современна. Это процесс активного вмешательства, построение психического процесса с заданными свойствами. Первоначально идею высказал Выготский, продолжил и развил Леонтьев и Гальперин («концепция планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности»). Эксперимент призван устанавливать причинно-следственные связи. К психологическому методу относится тест – это стандартизированная методика психологического измерения, когда детям в строго определенных условиях предлагают специально подобранные задания. Результаты ребенка сравнивают с возрастной нормой, что и позволяет определить возрастной уровень развития ребенка. Этические принципы при проведении эксперимента: 1) Добровольность. 2) Обязательное информирование родителей. 3) Принцип конфиденциальности. 4) Принцип оказания психологической помощи. 5) Для контрольной группы дать такую же выгоду как и для экспериментальной. Этапы: 1) Наблюдение. 2) Анализ фактов, аннулирование гипотез. 3) Организация и проведение эксперимента для проведения эксперимента. 4) Анализ полученных результатов и подтверждение гипотезы или ее опровержение, выдвижение новой, если надо. Метод беседы: 1) Стандартизированная беседа – в соответствии со строгим сценарием. 2) Клиническая беседа – направлена на изучение определенного процесса. Очень важен метод беседы. Ни тест, ни наблюдение не дают такой информации, как беседа. Раньше врачи могли определить болезни еще по тому, как человек входить в кабинет, стучится в дверь и садится. Метод изучения кросс-культурных различий – сравнивают особенности развития детей в разных культурах и разных странах. Метод исследования продуктов деятельности (рисунки, поделки, сочинения). Проецируются особенности личности и индивидуальности ребенка. Особенности отношения к семье и прочим вещам. Методы реконструкции онтогенетического развития. Основан на изучении жизненного пути определенного человека. Метод педагогического и обучающего эксперимента. Берутся 2 группы и проводяться эксперименты по тем или иным методикам. Д/З: Найти описание и характеристику детей – маугли. Прочитать про экспериментальный метод.
|