Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






часть, Социально-экономическая.






А) В отношении холопства (холопы – категория полностью зависимого населения в Древней Руси, земли не имели, либо обрабатывали господскую пашню, либо служили у него в усадьбе, в хозяйстве). Судебник ограничивал распространение холопства. Объявлялись свободными:

- дети холопов, жившие самостоятельно и отдельно от родителей (сравните с крепостным правом: ребенок крепостного или крепостной в любом случае считался крепостным);

- холопы, работавшие в городских усадьбах феодалов. Таким образом, Судебник способствовал увеличению городского населения;

- холопы, бежавшие из вражеского плена и вернувшиеся в родные края.

Таким образом, по отношению к холопству Судебник был достаточно демократичен.

Б) Статьи Судебника по отношению к зависимым крестьянам устанавливали нормы так называемого крестьянского перехода.

Практика переходов крестьян от одного владельца к другому, или из общины к феодалу существовала с конца XIII века и к XV веку была уже обычным явлением. Один раз в год крестьянин имел право на переход. Другое дело, что в разных частях теперь единой Руси эти переходы совершались в разные сроки, что приводило к путанице, к примеру, в деле взимания налогов.

Судебник упорядочил нормы крестьянских переходов, приурочив их к осеннему Юрьеву дню – 26 ноября (по старому стилю, 9 декабря по новому стилю). В течение недели до и недели после Юрьева дня крестьянин имел право сменить хозяина, выплатив ему «пожилое», своего рода «откуп» за уход. Судебник вводил «вилку» в размере пожилого – от 50 коп. до 1 руб. (меньше платили те, кто жил в лесной зоне или долго работал на феодала).

Историки по-разному оценивают эту норму Судебника:

1 точка зрения – Судебник 1497 г. стал важной вехой на пути закрепощения русской деревни.

2 точка зрения (ее придерживаются специалисты по древнерусской истории СПбГУ) – это не мера по закрепощению крестьян, а упорядочивание отношений между государством (теперь стало легче взимать налоги), землевладельцами и крестьянами.

В) Наконец, в Судебнике были закреплены и разграничены понятия «вотчина» и «поместье».

С точки зрения социально-экономической земли на Руси, по Судебнику, делились на вотчинные и государственные («великого князя земли».

К вотчинным (от «отчина» - наследство от отца) относились частновладельческие земли, находившиеся в безусловной собственности феодала. С этими землями их владелец мог делать все, что заблагорассудится: продавать, передавать по наследству, менять, дарить, бросать, брать с собой, уходя на службу к другому сюзерену (например, Великому князю Литовскому). Вотчинные земли могли быть боярскими (светские феодалы), церковными и монастырскими (духовные феодалы).

Государственные земли делились на поместные и черные.

Поместные земли (поместья) – земли, дававшиеся великим князем феодалу за службу и на время службы, в счет жалования (феодала «помещали» на землю). Его «помещали», но делать что-либо с этой землей (продавать, дарить, передавать по наследству) помещик не мог, т.е. эти земли находились в условном владении феодала. Более того – если он уходил с княжеской службы (как правило, военной), он обязан был вернуть свое поместье государству.

Черные земли – те территории, которые принадлежали напрямую государству, жившие на них крестьяне платили налоги только государству и оставались лично свободными (отсюда понятие «черносошные крестьяне», а в начале XX в. – «черная сотня» - люди, преданные и подчиненные напрямую государству и берегущие его интересы). Черными были земли, главным образом, на севере и северо-востоке Руси.

Надо сказать, что государственные земли пользовались некоторыми привилегиями по сравнению с вотчинными, что тоже играло на укрепление позиций Московского князя.

 

Итак, в XVI столетие Русь входила как единое государство, имевшее прочную законодательную базу для своего дальнейшего развития.

 

Кстати, в том же 1497 году Московское государство официально принимает новый герб – двуглавого орла, заимствуя его у уничтоженной к тому времени Византийской империи. В этом проявилась преемственность политики и позиции Византии и Руси в православном мире. Через несколько лет появилась новая религиозно-политическая доктрина Руси – «Москва – третий Рим, а четвертому не быть». Ее автором стал псковский монах Филофей.

 

  1. Строительство в Москве при Иване III

От Византии Иван III получил не только новый герб, но и новую (в смысле вторую) жену. В 1472 году он женился на племяннице последнего византийского императора Константина Палеолога, погибшего в момент окончательного захвата Константинополя турками в 1453 году. Звали ее Софья Палеолог, в 1453 г. ее вывезли из разрушенного Царьграда ко двору Папы Римского, который и стал опекуном юной принцессы. Девочка подросла, надо было выдать ее замуж, но охотников взять в жены бесприданницу, хоть и бывшую византийскую принцессу, среди западноевропейских монархов не находилось. Тогда и вспомнили по вдовца – московского князя, ко всему прочему еще и православного. Софья Палеолог, образованная, властная, умная, иногда оказывала влияние на политику своего мужа.

Мы приведем лишь один пример, связанный со строительством в Москве в 1470 – начале 1500 гг.

Ко второй половине XV века Москва, как мы уже говорили, была сплошь деревянным и совсем не презентабельным городом. Каменные постройки (главным образом храмы) исчислялись 2-3 десятками, старые белокаменные стены Московского Кремля давали трещины, а местами и совсем рухнули. В то же время Москва становилась столицей самостоятельного единого государства и требовала подобающего новому статусу облика.

С подачи Софьи Палеолог, знакомой с архитектурой и зодчими Италии, было решено пригласить на работу в Москву итальянских мастеров. Они не только сумели очень точно следовать традициям русской архитектуры, но и привнесли в нее новые, европейские, черты.

1. Венецианский архитектор Аристотель Фиораванти перестроил в 1475-1479 гг. Успенский собор Московского Кремля (тот самый, стены которого несколько лет до того подпирали бревнами, дабы не рухнули в самый неподходящий момент). За образец он взял древний Успенский собор города Владимира. Чисто внешне – это русский пятиглавый крестово-купольный храм, но вот внутри Фиораванти устроил собор «по-зальному», без многочисленных галерей и хоров, которые уменьшали внутреннее пространство храма. Вновь построенный собор удивлял своим «величеством, высотою, светлостью, звонкостью и пространством, каких не было прежде на Руси». Успенский собор стал главным храмом Московской Руси, здесь обязательно проходили коронации русских правителей вплоть до Николая II. Здесь же находилась одна из главных святынь православной Руси – икона Владимирской Богоматери.

2. Если Успенский собор внешне выглядел привычно, то этого нельзя было сказать об Архангельском соборе Кремля (он был выстроен на Соборной площади рядом с Успенским архитектором Алевизом Новым). Он больше напоминает итальянские палаццо: четкое поэтажное деление, фасады украшены пилястрами коринфского ордера и особыми резными украшениями – «раковинами». Все это чисто европейская традиция, на Руси такого до конца XV века не существовало. Архангельский собор являлся усыпальницей московских правителей допетровской Руси.

3. Краснокирпичные стены Московского Кремля – это тоже работа итальянцев в России (Алевиз Новый, Пьетро Солари, Марко Руффо). Она заняла несколько десятилетий (с 1480-х по 1500-е гг.). Иноземные архитекторы в точности повторили план Кремля времен Дмитрия Донского, но при этом использовали более привычный для европейцев кирпич, а не белый камень, как было принято во Владимирских землях. Они построили крепостные стены Кремля по последнему слову европейского военного искусства, а их завершения – заборола – сделали раздвоенными, наподобие «ласточкиного хвоста», так тоже было принято в Италии.

Позже Московский красный Кремль стал образцом для постройки кремлей в других русских городах: Новгороде Великом, Нижнем Новгороде, Смоленске, Туле.

Участвовали итальянцы и в перестройке великокняжеских палат в Кремле. С той поры до нашего времени дошли Золотая и знаменитая Грановитая палаты. Огромный зал Грановитой палаты (площадь – 500 кв.м, высота сводов – 9 м) сходится на одну-единственную опору, помещенную в центре зала. Это было смелое решение для зодчества XV века! А Грановитой она названа из-за своего внешнего облика: стены палаты облицованы рустами – особым образом ограненными усеченными каменными пирамидками. Такой прием отделки стен тоже прежде Руси не был известен.

 

  1. Развитие РПЦ и ее отношения с государством в XIV-XV вв.

В это время положение русской православной церкви (РПЦ) крепло, она усиливала свои позиции. Во многом это было связано еще с той политикой, которую проводила по отношению к РПЦ Золотая Орда (освобождение от уплаты дани). В результате церковь становилась в концу XIV в. все более и более экономически мощной.

Ко второй половине XIV века относятся 2 важных события в истории РПЦ и ее отношений с государством.

1. Проведение монастырской реформы. Дело в том, что к середине столетия русские монастыри, как и раньше византийские, жили по так называемому «особножитийному уставу». Каждый монах владел тем, что приносил с собой в монастырь, монашеской общины в полном смысле этого слова не существовало. Монах из бояр мог прихватить с собой и крестьян, и землю, и они принадлежали ему, монах из крестьян мог быть «гол как сокол» и, следовательно, нанимался на работу к более богатому своему брату. Только где тогда равенство перед Богом?

Сначала в Византии, а со второй половины XIV в. на Руси, при митрополите Алексии, воспитателе Дмитрия Донского, была проведена реформа, в ходе которой все монастыри постепенно, не без сопротивления, были переведены на «общинножитийный устав». Теперь, становясь монахом, человек все взятое с собой имущество сдавал в общую казну. Проводником и одним из главных идеологов этой реформы был Сергий Радонежский, игумен Троицкого монастыря недалеко от Москвы (ныне Троице-Сергиева Лавра). С одной стороны, реформа делала всех монахов равными перед Богом, но с другой – усиленно пополнявшаяся общая казна монастырей создавала условия для дальнейшего приобретения ими земель, экономического укрепления. Уже в XV веке церковь и монастыри становится крупнейшим феодалом на Руси.

2. «Дело Митяя». Это был первый конфликт княжеской и церковной власти на Руси. После смерти Алексия Дмитрий Донской, чувствовавший крепость своей власти, попытался посадить на митрополичий престол своего соратника и духовника, хранителя государственной печати Митяя. Константинополь, который утверждал в ту пору кандидатуру русского митрополита, поначалу согласился. Но против выступило московское духовенство, и в результате константинопольский патриарх поддержал кандидатуру церковников – Киприана. Он и стал новым митрополитом всея Руси, а княжеская власть, таким образом, проиграла.

 

Кстати, единственный священнослужитель, не принимавший участия в борьбе за место митрополита, был Сергий Радонежский, хотя он был очень популярен и почитаем за свои добродетели на Руси. Конец 1370-х гг. – время обострения отношений с Ордой, и Сергий стал в этой ситуации практически единственным иерархом церкви, кто поддержал и благословил князя Дмитрия на Куликовскую битву, а также дал ему в войско двоих иноков – Александра Пересвета, погибшего в начале битвы, и Андрея Ослябю (в им. Падеже – Ослябя). Сергий вообще выступал за единение Руси, считал, что только в объединении страны лежит залог ее силы, покоя и мира. Отсюда и излюбленный символ Сергия – Святая Троица, символ единства (икона Рублева «Троица» была написана в честь и память Сергия Радонежского).

 

Из церковных событий XV века отметим обретение РПЦ самостоятельности (автокефалии) от Византийской церкви. Когда в первой половине столетия угроза завоевания Византии турками становилась все более и более реальной, византийский император и патриарх решили заручиться поддержкой в борьбе с неверными Западной христианской церкви, т.е. католической Европы. В 1430-е гг. шли переговоры с Папой Римским, которые закончились подписанием в 1439 г. Флорентийской унии (союза) католиков и православных против турок. Условия помощи католического мира (впрочем, так и не оказанной) были следующими:

- признание верности догматов католической церкви;

- признание главенства Папы Римского над Константинопольским Патриархом;

- при этом особенности православных обрядов уния сохраняла в неприкосновенности.

В переговорах и подписании унии большую роль сыграл тогдашний митрополит Руси Исидор, грек по национальности.

Но когда он, казалось бы с триумфом, вернулся в Москву, оказалось, что русское духовенство и князь Василий II (тогда еще не Темный) отказываются присоединиться к этой унизительной для православных унии. Исидора заключили в темницу, а затем и вовсе выслали из пределов Руси. В 1448 году был избран русским церковным Собором новый митрополит – Иона, рязанский епископ, и впервые безо всякого утверждения Константинополем. Это и означало фактическое обретение самостоятельности РПЦ. А еще через 5 лет Византия была покорена Османской империей, и власть Византийского патриарха существенно ослабла.

Таким образом, ко второй половине XV века РПЦ не только укрепилась экономически, но и стала самостоятельной, превратившись в мощную внутриполитическую силу, пытавшуюся серьезно влиять (и зачастую небезуспешно!) на власть московских правителей.

 

Обо всем остальном – во втором семестре!!!

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал