Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Трансперсональная психология
Знающий людей благоразумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен. «Дао дэ цзин»
Не смотря на то, что волна психоделической революции, начатая в конце 60х годов сошла на нет, она породила волну интереса к восточным духовным практикам, и все большее число европейских искателей истины осаждает индийские просторы. После развала СССР эта волна докатилась и до нас, и сейчас в Украине массово открываются йога-студии. Конечно, в большинстве своем там преподают нечто в стиле фитнес-йоги, к самой йоге имеющее слабое отношение, ибо йога есть стиль мышления и восприятия, а не просто набор асан, но тенденция весьма оптимистичная. В США эта волна началась намного раньше, и некоторые психиатры, активно работающие с ЛСД, после его запрета начали поиски альтернативного способа помощи людям: способ, который мог бы иметь ту же эффективность, но при этом был бы более безопасен, чем прием психоделиков. Этими людьми были Станислав Гроф и Леонард Орр. Общаясь с просветленными учителями йоги и пранаямы, путешествуюя по Индии, они столкнулись с целительными эффектами дыхательных техник и предложили миру похожие техники, которые назвали холотропное дыхание и ребефинг. Холотропный дословно переводится как «движение к целостности», ребефинг – как «перерождение». По своей сути эти техники являются просто коллективной пранаямой, выполняемой под громкую ритмичную музыку. Методы дыхания был взяты из йоги, трансовые ритмы и коллективное исполнение – из шаманизма. Эти практики показали колоссальную эффективность в решении многих психологических проблем, открытия истинной сути человека и трансформации его сознания в сторону духовного развития. Было основано целое направление психологии – трансперсональная психология (то есть психология за пределами личности). Основатели трансперсональной психологии устремились в бескрайние пространства духа, они углубились в историю религии, психологии. Трансперсональная психология была уязвима для обвинений в иррациональности и ненаучности, а значит — в несовместимости со здравым смыслом и современным научным мышлением, в чем ее первоначально и обвиняли. Но со временем стало ясно, что трансперсональная ориентация далеко превосходит узкие границы психиатрии, психологии и психотерапии. За это время установились важные связи с революционными открытиями в других научных дисциплинах, в частности, в физике [см. книги ]. Первоначально С. Гроф работал в русле традиционного психоанализа, подвергая фрейдизм значительной реконструкции. После того, как С. Гроф перешел к использованию новых методов, было замечено, что извлечение психологического конфликта из глубин психики происходит значительно быстрее, чем при психоаналитической беседе. Если в классическом психоанализе на его выявление уходят месяцы, а подчас и годы, то в техниках дыхания это возможно за несколько сеансов. При этом ученый натолкнулся на глубинные уровни, определяющие личность как таковую, переживания пациентов обрели трансперсональный характер, сходный у всех пациентов, несмотря на разные жизненные ситуации, истории болезни. Оказывается, в подсознании можно обнаружить некие кладовые памяти, которые не обнаруживают своих сокровищ в обычном состоянии. Человек способен вспомнить всю свою жизнь, вызвать из глубин подсознания такие картины, которые, казалось бы, никогда не гнездились в активной памяти. Активное сознание не имеет никакого представления об этих драмах и психических травмах, но бессознательное хранит любую зарубку. Двигаясь еще дальше по шкале времени, он способен увидеть и предшествующую смерть, за которой и последовало новое воплощение. В сессиях человек проходит стадии агонии, смерти и повторного рождения. Драматические переживания самого разного рода происходят с такой живостью, реальностью и интенсивностью, какие могут сравниться с обычным восприятием материального мира или превзойти его. Хотя зрительный аспект этих эпизодов стоит на первом месте, но вполне реалистичные переживания могут быть и во всех других сенсорных областях. Иногда могут слышаться отдельные мощные звуки, голоса людей или животных, целые музыкальные последовательности. Интенсивная физическая боль и другие соматические ощущения или отчетливые вкус и запах могут доминировать в переживании, иметь в нем важную роль [см. аудио ].
|