Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Истории Советского общества 1 страница






. Экономическое развитие России в начале XX века. Социальная структура

российского общества начала 20 века.

Классы - большие группы людей, различающихся по их месту в исторически

определенной системе общественного производства, по их отношению к

средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по

способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они

располагают. Сословия: социальная группа, обладающая закрепленными в обычае

или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классовое

деление имеет экономическую основу, вырастает естественно исторически,

носит неофициальный характер. Принадлежность к классу определяется формой и

размерами собственности на средства производства. Сословия носят

официальный характер.

Помещики - крупные землевладельцы. Крестьяне - мелкие с/х производители,

ведущие индивидуальное хоз-во собственными средствами и силами своей семьи.

Крестьяне делятся на: бедняки (5-10 десятин), середняки (10-15 десятин),

зажиточные (15-50 десятин), кулаки (более 50 десятин). Буржуазия -

собственники средств пр-ва, владельцы капитала, эксплуатирующие наемный

труд. Сфера деятельности - торговля, кредитно-банковская, строительство,

промышленность. Пролетариат - класс наемных работников, лишенных средств пр-

ва, живущих продажей своей рабочей силы и эксплуатируемые капиталом.

Положение пролетариата: высокая степень эксплуатации, низкая заработная

плата, большая продолжительность рабочего дня, тяжелые условия труда и

быта, отсутствие госстрахования, использование детского и женского труда.

Маргиналы - социальные группы, пребывающие в неопределенном промежуточном

переходном общественном положении, отсюда вытекает особая система ценностей

и особое социальное поведение. Люмпенпролетариат - низшие слои общества,

деклассированные и деморализованные. Интеллигенция - общественный слой

людей профессионально занимающихся умственным трудом. Сословное деление

общества: природные русские подданные (лица, принадлежащие с одному из

установленных законом сословий - дворянство, духовенство, городские

обыватели, сельские обыватели), инородцы (кочевые народы - калмыки,

ордынцы, евреи, сомаеды), иностранцы (подданные других гос-в, пребывающие в

россии). Природные русские подданные: подданство приобретается

происхождением, браком, вступлением в одно из сословий. Дворянство:

потомственное (приобретается по рождению, через брак, получение

определенного чина, получение одного из высших орденов), личное (не

передается по наследству, приобретается через брак, получение чина,

получение одного из низших орденов, могло быть пожаловано императором).

Духовенство: белое (приходское, священнослужители), черное

(монашествующие). Городские обыватели: потомственное почетное гражданство,

личное, мещанство, цеховые ремесленники, купечество. Сельские обыватели:

крестьянство.

Экономическое развитие России на рубеже двух веков.

Общая хар-ка экономики: среднеразвитая экономика аграрно-индустриального

типа. Россия и по настоящее время остается страной преимущественно

земледельческой, создание своей пр-ти не только экономическая, но и

политическая задача. Промышленный переворот еще не завершен. По темпам

промышленного развития Россия опережает западные страны. Развитие

капитализма в России тормозится остатками крепостничества (наличие

крестьянских общин). На рубеже двух веков российский капитализм вступает в

стадию империализма. Индустриализация переплетается с монополизацией.

Капитализм в России широко развивается снизу и активно насаждается сверху.

Двойственная роль гос-ва в развитии капитализма. Роль иностранного капитала

значительна, но не решающая.

Промышленность: легкая 60%, тяжелая 40%. В целом по объему промышленного

производства Россия занимала 4-5 место в мире и Европе. Доля России в

мировом промышленном производстве 7%. Кол-во фабрик 38, 5 тысяч.

Среднегодовые темпы развития промышленного производства 5, 9%. По

производительности труда Россия существенно отставала. Отрасли с наиболее

высокими темпами роста: металлургия, машиностроение, горнозаводская,

добывающая. Бурный подъем переживало железнодорожное строительство. По

абсолютным объемам производства первое место занимает текстильная пр-ть.

Основные монополии: продамета, гвоздь, продуголь. Гос-во часто искусствено

создавало монополии. Конфликт между демократическими и правительственным

капиталами. Динамика развития пр-ти: 1893 период промподъема (9% прироста),

1900-1903 экономический кризис (сокращение пр-ва, увольнение 100 тысяч

рабочих), 1904-8 период депрессии, 1909-13 промподъем (8, 8% прироста).

С/х: основная отрасль экономики, в нем занято 3/4 всего населения, а по

объемам пр-ва (в денежном выражении) опережает пр-ть. В мировом пр-ве и

торговле хлебными культурами Россия стояла на первом месте. Ориентация на

зерновое пр-во. Развитие шло интенсивным и экстенсивным путями. На смену

трехполью приходит многополье. 1900-13 с/х пр-во выросло на 33, 8%.

Урожайность ниже, чем в странах с чисто интенсивным развитием (400-500

кг/чел).

Торговля: 1900-1913 торговый оборот вырос в 2 раза. Вывоз превышал ввоз.

Главный торговый партнер -Германия. Вывоз товара> вывоза капитала. Основные

заемщики: Болгария, Греция, Турция. Быстрый рост бюджета.рост

государственного долга.

Транспорт: 1902 -50 тыс км железных дорог, 1913 - 70 тыс км.

Экономика являла собой сложную и противоречивую картину: бурное развитие

товарно-денежных отношений переплеталось с остатками феодализма.

Государственный строй и внутренняя политика России в начале 20 века.

Реформы С.Ю. Витте.Основные направления внутренней политики.

Самодержавие колеблется, т.е. переходит от репрессий и подавления к

уступкам и лавированию.

Кризис политики царизма

1) сокращение социальной базы царизма: упадок дворянства, двойственная

роль буржуазии, незавершенность реформы в деревне

2) разобщенность между царизмом и основными классами

3) отсутствие согласия в правящих классах вело к усилению роли придворной

камарилья

4) необоснованность и непоследовательность эконом. политики

5) противоречие между царизмом и думой

6) торжественное празднование 300-летия дома Романовых в 1913

Вывод: кризис нарастал и привел к 4-ой револ. ситуации 1913-14

1). Рабочий вопрос: попытка связать рабочее движение с идеями монархизма,

направить его в русло неполитической борьбы. Зубатовщина: суть в создании

Зубатовым рабочих организаций под эгидой правительственных сил, цель

которых - просвещение рабочих и попытка наладить отношения с

предпринимателями (направить борьбу рабочих в русло реформаторства).

Гапоновщина: тоже самое, цель - ослабление напряжения общества, снять накал

революционной борьбы.

2). Аграрный вопрос: противоречивость - политика правительства.

3). Студенческий вопрос: издание временных правил об отдаче некоторых

студентов в солдаты. Временные правила о студенческих учреждениях.

4). Политика по отношению к либеральной буржуазии. Попытка наладить

отношения с земствами.

5). Политика по отношению к обществу. Ослабление надзора за печатью. Указ

от 12.12.1904 - уравнение крестьян с другими сословиями, введение

государственного страхования рабочих, пересмотрение законодательства о

раскольниках и евреях.

С.Ю.Витте (1849-1915) - государственный деятель, активный реформатор,

действительный тайный советник, стац-секретарь, граф, почетный член

петербургской академии наук, выходец из семьи голландского происхождения,

окончил физ-мат факультет новороссийского университета, служил в ж/д

ведомствах, министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892-1903),

председатель комитета министров (1903-5), председатель совета министров

(1905-6).

Реформы:

Экономические - винная монополия 1894 (преимущественное право гос-ва на

действия с крепкими напитками, в 1900 11% бюджетных доходов составляли

доходы от винной монополии), денежная реформа 1897 (установление золотого

монометализма. Госбанк увеличил золотую наличность с 300 млн до 1 млрд, что

соответствовало сумме обращавшихся кредитных билетов. В качестве монетной

единицы принят золотой рубль. Денежная реформа сделала рубль одной из самых

твердых мировых валют, обеспечила приток иностранного капитала), содействие

ж/д строительству (Трансиб 1891-1916, КВЖД 1896-1901), реформа торгово

промышленного налогообложения. Витте - сторонник расширения вмешательства

гос-ва в экономику, сторонник привлечения иностранного капитала.

Социальные - попытка активного участия в решении рабочего вопроса.

Крестьянский вопрос: Витте - инициатор создания особого совещания о нуждах

с/х пр-ти. Витте добился отмены круговой поруки в общине, облегчения

паспортного режима для крестьян. Витте заложил основы столыпинской реформы.

Внутриполитические - автор манифеста от 17.10.1905, осторожная и гибкая

внутренняя политика (сотрудничество с либералами, укрепление

самодержавия).

Внешнеполитические - портсмутский договор 1905 года.

 

Политические партии России в начале 20 века (1900 - 1916). Социальный

состав и социальная опора, политические программы, лидеры, деятельность.

Обществ. движения и полит. партии

националисты (черносотенцы): русское собрание 1900, комитет русских

студентов1904, русская монархическая партия

октябристы: партия помещиков и торгово-промышленной буржуазии (лидеры

Гучков, Родзянко). Представители: союз 17 октября, торгово-промышленная

партия

Кадеты: партия либерально - монархической буржуазии (ограниченная монархия,

буржуазные свободы, сохранение помещичьего землевладения, решение рабочего

вопроса) лидеры - Милюков, Шингарев, Набоков

Эсеры (нелегальная партия): социалисты революционеры. Существовали 1901-

1902. Возникли в результате объединения народовольчеких групп. Левое крыло

буржуазной демократии. Программа: демократическая республика, политические

свободы, рабочее законодательство, социализация земли. Главное политическое

средство - индивидуальный террор. Лидеры: чернов, Гоц, Гершуни. 1908 дело

Азефа. течения: народные социалисты и максималисты

РСДРП: российская социал-демократическая партия. 1 съезд (1898 минск), 2

съезд (1903 Брюссель, Лондон; принята программа партии. Программа максимум

- программа социалистической революции: замена частной собственности

общественной, планомерная организация общественного производства,

уничтожение деления общества на классы и ликвидация эксплуатации,

установление диктатуры пролетариата. Программа-минимум: свержение

самодержавия, установление демократической распублики, 8-ми часовой рабочий

день, полное равноправие наций с правом на самоопределение, уничтожение

остатков крепостничества в деревне. Большевики - фракция РСДРП, понятие

возникло на 2 съезде партии в связи с выбором руководящих органов партии

(победили сторонники Ленина - большевики). Лидеры партии в целом: Ленин,

Плеханов, Мартов, Аксельрод, Дан. Лидеры большевиков: Ленин, Красин,

Кржижановский, Богданов, Луначарский.

Прогрессисты: 12-17 партия крупной буржуазии; промежуточная между

октябристами и кадетами; инициатор создания прогрессивного блока в думе;

лидеры - Коновалов, Рябушинский

Трудовики: мелкобуржуазная демократическая фракция депутатов крестьян и

народнической интеллигенции в 1 - 4 думах. В нее входили крестьяне,

сельские учителя, фельдшеры, статисты, уездные врачи и т.д. многие из них

были связаны с эсерами и Всероссийским крестьянским союзом.

Земское движение: расширение местного самоуправления (Шитов, Гучков,

Львов). Женские организации, молодежные организации. Общественная

деятельность церкви: просветительство, благотворительность, развитие

культуры. Движение интеллигенции: задача интеллигенции не подготовка

революции, а религиозно-нравственное просвещение народа. Освобожденцы:

либералы, сгруппировавшиеся вокруг журнала Освобождение (редактор -

Струве), лидер Милюков, 1903 создание союза, 1904 учредительный съезд союза

освобождения, боролись за права и свободы.

 

 

Внешняя политика России в 1906-14

Общая характеристика международных отношений:

усиление неравномерности ведет росту противоречий и обострению борьбы.

На смену старым хищникам (Англия, Франция) приходят новые (США, Япония).

Россия играет ведущую роль в международной политике, но эта роль ослаблена

социально-экономическим отставанием страны.

Основные направления внешней политики России:

Европа

1899 конференция в Гааге: Россия выступила за ограничение вооружений, но не

нашла поддержки. Сближение с Францией. 1893 ратификация конвенции о военно-

политическом союзе с Францией. 1897 - соглашение с Австро-Венгрией о

сохранении статус-кво на Балканах.

Ближний и Средний Восток.

Противодействие усилению позиций Германии в Турции. Борьба за сохранение

статус-кво в черноморских проливах. Противоречие между Россией и Англией в

Корее.

Дальний восток.

С середины 80-х в центре внешней политики.

Япония, США, Англия ведут борьбу за господство в Корее и Японии, Россия

включается в эту борьбу.

1894-95 японо-китайская война. Япония получает Корею, Ляодунский п-ов,

контрибуцию.

1896 договор о союзе против Японии (с Китаем) и ВКЖД.

1898 аренда порта Артура и Ляодунского п-ва.

1899-1901 восстание гэсуаней в Китае.

На 1906 приходится нарастание напряженности в международных отношениях и

гонка вооружений в ведущих странах

Главное противоречие Англия-Германия и Франция-Германия

Главная задача российской дипломатии оттянуть начало войны

Россия не готова к немедленной войне, т.к. потерпела поражение в русско-

японской войне (потеря флота и армии), Россия переживала тяжелое

финансовое положение и революционную смуту.

Англия и Франция в 1904 заключают сердечное согласие + Россия в 1907

1893-5 союз России с Францией

Россия между выбором: укреплять русско-французский союз или

переориентироваться на союз с Германией или принять нейтральную сторону.

Российское общество раскололось надвое: один за союз с Германией (правые

, двор, гвардия), второй за союз с Англией и Францией

В 1906 Англия предлагает раздел сфер влияния.

Углубляются российско-германские и р- а-венг противоречия

! 908 состоялось особое совещание у Столыпина и был сделан вывод, что у

России нет возможности военными средствами противодействовать усилению

позиций А-В на Балканах, т.е. нужно искать дипломатические пути.

1905 попытка сближения с Германией (встреча Николая и Вильгельма в Бьерне)

заключен договор, но в силу он не вступил.

1908 Встреча Николая с Английским королем (вопрос о возможной войне с

Германией)

1907-10 улучшение отношений с Японией

1909 Боснийский кризис

Германия, поддерживая А-В хотела проучить Россию

Извольский уходит в отставку (Сазонов его сменяет)

Новые попытки сближения с Германией (носят формальный х-р)

1912 -13 Балканские войны

Миссия германского генерала фон Сандерса: прогерманские силы в Турции

приглашают 70 немецких генералов на высшие командные посты в турецкой армии

(Турция теряет полит независимость, проливы ставятся под германский

контроль

1914 Премьер Коковцев уходит в отставку.Новый премьер Горемыкин. При

дворе складывается антигерманская партия. В Г. развертывается

антироссийская пропаганда. Г. надеется, что Р. не готова к войне, но

военный министр Хомлинов заявляет Россия хочет мира, но готова к войне.

Русско-японская война 1904-5

характер войны: империалистический, несправедливый с обоих сторон. Силы

сторон: Россия - 1.135 млн. человек (всего), реально 100 тыс. человек,

Япония - 143 тыс. человек + морской флот + резерв (около 200тыс).

Количественное и качественное превосходство Японии на море (80: 63)

Планы сторон:

Япония - наступательная стратегия, цель которой господство на море, захват

Кореи, владение порт-Артуром, разгром русской группировки в Ляодане.

Россия - не было общего плана войны, обеспечивающего взаимодействие армии и

флота. Оборонительная стратегия.

 

 

К лету 1905 Япония стала явно ощущать нехватку материальных и людских

ресурсов и обратилась за помощью к США, Германии, Франции. США выступают за

мир. Мир подписан в Портсмуте, нашу делегацию возглавлял Витте.

Условия мира: Корея - сфера интересов Японии, обе стороны выводят свои

войска из Манчжурии, Россия уступает Японии Ляодун и Порт-Артур, Россия

уступает половину Сахалина и железные дороги. Этот договор потерял свою

силу после капитуляции Японии в 1914 году.

Причины поражения: технико-экономическое и военное превосходство Японии,

военно-политическая и дипломатическая изоляция России., оперативно-

тактическая и стратегическая неподготовленность русской армии к ведению

боевых действий в сложных условиях, бездарность и предательство царских

генералов, непопулярность войны у всех слоев населения.

Советский тыл в годы войны.

Хар-ка экономики: сверхцентрализация, плановость, опора на собственный

хозяйственный и научный потенциал, ориентация на военное производство.

Создание новых органов управления: транспортный комитет, совет по

эксплуатации, комитет по учету и распределению рабочей силы., танковый

наркомат, минометный наркомат. Экономика прохадит через 2 этапа: июнь 1941

- осень 1921 перестройка на военный лад, осень 1942 - 1945 рост военного

производства. Перестройка: в ряде отраслей гражданское производство

прекращено совсем, остальные отрасли переоринтированы на вонное

производство, перевод промпроизводства в удаленные районы страны. Рост пр-

ва: героизм тружеников (у станков стояли женщины, дети, старики),

беспрецедентный рост военного производства, крупные технические достижения.

За годы войны было изготовлено 136 тыс танков, 104 тыс самолетов, 488 тыс

орудий и минометов. Ситуация в с/х: пр-во упало на 40-60%, основная тяжесть

легла на восточные ройоны. Наука: полностью переориентировалась на нужды

фронта, в 43 начались работы по созданию атомной бомбы (Курчатов), физики

(Капица, Харитон, Тамм) внесли крупный вклад в ряд научно-технических

проблем, авиастроители (Петляков, Яковлев, Лавочкин). Искусство и

общественные науки: все направлено на поддержание морального духа солдат

(Твардовский, Шостакович), широкое распространение кино, роль церкви,

медицина достигла высокого уровня. Департированные народы: чеченцы, немцы,

калмыки (меры носили репрессивный характер, но имели четкую цель.

 

1.

2. Государственное устройство России после 1905. Российский парламентаризм.

3. Начало коренного перелома в ВОВ: сталинградская битва.

Устройство до 17.10.1905: император, госовет (законодательная ф-ция),

комитет министров + совет министров (колегиальный орган, состоящий из

министров, ведает вопросами исполнительной власти, во главе - или один из

министров, или лицо, назначенное императором), синод (ведает делами церкви,

состоит из духовных особ, во главе: обер-прокурор - светское лицо), сенат

(контрольно-надзирающий орган, охрана законности суда и управления, в него

входили все министры и генерал-губернаторы), министерства (исполнительный

орган, всего 11 министерств).

Гос. устройство после 17 октября 1905 года. Законоположения, изменявшие

порядок государственного управления: манифест от 17 окт. 1905, манифест от

30 февраля 1906, новые основные законы 23 апреля 1906, манифест от 3 июля

1907. Новая структура госвласти: император, совет министров, министерство,

госсовет + госдума, синод, сенат. Император: полнота исполнительной и

судебной власти, законодательная и парламентская деятельность. Совет

министров: вопросы исполнительной власти, обслуживание законов. Госсовет -

верхняя палата парламента. Назначается императором, избирается на 9 лет от

различных сословий. Госдума - нижняя палата парламента. Функции:

законодательная инициатива, обсуждение законов; одобрение законопроектов и

направление их в госсовет; обсуждает те предметы, которые требуют законов;

бюджет; контроль дел о постройке железных дорог; запросы к исполнительной

власти. Сенат - контрольно-надзирающий орган. Охрана законности суда и

управления. Назначается императором. Входили все министры и генерал-

губернаторы. Синод - ведает делами церкви, состоит из духовных особ,

назначаемых императором, во главе обер-прокурор (светский чиновник,

назначаемый императором).

Местные органы управления:

1). Правительственные - губернаторы (назначались императором по

представительству министра внутренних дел), генерал-губернаторы

(назначались императором лично)

2). Общественные- выборные лица самостоятельно ведут местные дела (земские

учреждения, городские общественные учреждения).

Земские учреждения: губернское собрание (губернская земская управа,

уездное земское собрание (уездная управа. Городские общественные

учреждения: городская дума (совещательно-распорядительный орган), городской

голова (председатель думы), собрание городских уполномоченных, городской

староста. В Москве и Питере городской голова назначался императором по

представлению министра внутренних дел. Существовали местные сословные

органы управления. Надзор за крестьянским самоуправлением осуществлялся

земскими начальниками.

Административно-территориальное устройство: основная единица деления -

губерния (79 губерний + 18 областей). губерния(уезд, округ (волость,

улусы, станицы. Царское село, Петергоф, Гатчина, Павловск считались

дворцовыми городами и управлялись придворным ведомством. Из ведения

губернии были выделены Кронштадт и Николаев (управлялись военными

губернаторами).

Государственные думы:

Булыгинская 1905 - проектировавшийся высший законосовещательный орган,

созыв был сорван октябрьской стачкой.

I госдума 1906 72 дня - дума преимущественно кадетская, дума была

распущена указом императора в связи с обострением ситуации с аграрным

вопросом, председатель - Муромцев. Первое совещание открылось 27 апреля

1906. Распределение мест в думе: октябристы - 16, кадеты 179, трудовики 97,

беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы

18. Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в

думу. 57% аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в думу аграрный

законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении за справедливое

вознаграждение той части помещичьих земель, которые обрабатывались на

основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в

кабальную аренду. Кроме того отчуждались государственные, кабинетные и

монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд,

из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности.

В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения

земель. 1ё3 мая 1906 глава правительства Горемыкин вступил с декларацией, в

которой отказал думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а

также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой

министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума

выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло(так

как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть

министров высказалась за вхождение кадетов в правительство. Милюков

поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической

амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем

избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель.

Горемыкин подписал указ о роспуске думы. В ответ около 200 депутатов

подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному

сопротивлению.

II госдума 1907 103 дня - председатель Головин, дума распущена указом от

3 июня 1907 года. открылась 20 февраля 1907. В думу прошли 65 социал-

демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Центральным

вопросом остался крестьянский. Трудовики предложили 3 законопроекта, суть

которых сводилась к развитию свободного фермерского хоз-ва на свободной

земле. 1 июня 1907 Столыпин, использую фальшивку, решил избавится от

сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью

установления республики. Дума создала комиссию для расследования

обстоятельств. Комиссия к выводу, что обвинение является сплошным подлогом.

Видя такие настроения депутатов 3 июня 1907 царь подписал манифест о

роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный

переворот 3 июня 1907 означал конец революции.

III госдума 1907-12; 442 депутата, председатели Хомляков, Гусков,

Родзянко (октябристы)

IV госдума 1912-17 председатель Родзянко, дума распущена временным

правительством всвязи с началом выборов в учредительное собрание

Деятельность III думы:

3.06.07 изменение избирательного закона

2 большинства в думе: право-октябристское и октябристско-кадетский блок

партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогресисты,

мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные,

мусульманская группа, депутаты от Польши

Наибольшее кол-во депутатов имела партия октябристов (125 человек).

За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

Основные вопросы:

1) рабочий: было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин.фин. Коковцева (

о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о

ликвидации закона караюшего за участие в забастовках). Приняты в 12 году

в ограниченном виде.

2) национальный вопрос: холмский (вражда между основным населением -

православными и господствуюшим классом -католики), о земствах в западных

губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку

; закон был принят относительно 6 губерний из 9), финляндский вопрос (

попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об

уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок

Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского

сейма), еврейский вопрос (не было принято законов, толчок - дело

Бейлиса 1911)

3) аграрный вопрос: связан со столыпинской реформой

Вывод: третьеиюньская система - второй шаг на пути превращения

самодержавия в буржуазную монархию.

Выборы: многоступенчатые (по 4 неравноправным куриям):

землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской. Половина

населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены

избирательного права

 

 

Революция 1905-7 г.

1) причины: крайнее обострение всех противоречий росс. общества в начале XX

в., складывается буржуазный строй и феодальные отношения мешают ему, в

центре революции - борьба за власть в обществе. Характер револ.: буржуазно-

демократическая (ликвидация самодержавия, помещичьего землевладения,

сословного строя, неравенства наций, установление демократической

республики, обеспечение демократ. свобод, облегчение положения трудящихся).

Своеобразие: буржуазная революция эпохи империализма поэтому во главе ее

оказался рабочий класс, а не буржуазия, во многом тяготевшая к союзу с

самодержавием; буржуазное содержание револ. сочетается с народным

характером движущих сил; видная роль крестьянства. Движущие силы революции:

рабочий класс, крестьянство, либеральная буржуазия, демократический слой

населения (интеллигенция, служащие, представители угнетенных народов,


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.049 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал