Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Иоанново крещение
В Евангелиях рассказывается об очередном этапе Божьего плана спасения человечества, который начался с приходом на землю Иисуса Христа, Сына Божия. Ему надлежало искупить грехи всего мира и открыть людям путь к вечной жизни. Но перед Его выходом на общественное служение Бог должен был в соответствии с ветхозаветными пророчествами провести в израильском народе необходимую подготовительную работу. И Он поручил совершить эту работу Своему избраннику Иоанну, названному впоследствии Крестителем. О начале его деятельности евангелисты написали следующее: «В пятнадцатый же год Тиверия… был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лук.3: 1-3). «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Матф.3: 5-6). Таким образом, главной составляющей частью служения Иоанна являлось крещение, и из приведённых мест мы можем увидеть несколько особенностей, отличающих его от известного Израилю крещения прозелитов. Во-первых, Иоанново крещение было введено в практику по непосредственному указанию Бога. Писание не позволяет считать, будто Иоанн был послан Богом только проповедовать покаяние, а крестить он стал якобы по своей инициативе. Против такого толкования свидетельствуют слова Иоанна о Боге: «Пославший меня крестить в воде» (Иоан.1: 33). О том же говорит и вопрос Иисуса Христа к фарисеям: «Крещение Иоанново с небес было, или от человеков?» (Лук.20: 4). Из контекста очевидно, что Иисус считал Иоанново крещение установлением Самого Бога, поэтому другого мнения быть не может. Во-вторых, Иоанн был первым в Израиле, кто крестил других. Это было ново для иудеев, знакомых лишь с самокрещением прозелитов. И в-третьих, Иоанн крестил не язычников, а иудеев, знающих истинного Бога и принадлежащих к Его избранному народу. В чём же в таком случае заключался смысл этого крещения? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть, о чём Иоанн проповедовал народу: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния, и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму; уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Матф.3: 2, 7-10). Как мы видим, Иоанн возвещал скорый приход мессианского Божьего Царства и в связи с этим призывал народ к покаянию. Очевидно, многие иудеи считали, что им как потомкам Авраама автоматически обеспечен вход в это Царство. Но Иоанн заявлял, что их происхождение по плоти от Авраама ещё не гарантирует им причастности к дарованным ему обетованиям. Если понадобится, Бог может сделать наследниками этих обетований и язычников, так что Царство Небесное пустовать не будет. Поэтому напрасно иудеи думают, что они избегут будущего гнева Божия, который Он обещал излить на Своих врагов. Они сами погрязли в грехах и стали противниками Бога, поэтому для спасения от Его гнева им нужно сотворить «достойный плод покаяния». Чтобы правильно понять смысл этого выражения, необходимо иметь верное представление о том, что такое покаяние. К сожалению, библейское значение этого слова со временем было искажено, и сегодня многие верующие считают покаянием молитву о прощении грехов. Против такого понимания говорят слова апостола Петра, обращённые к согрешившему Симону-волхву: «Итак покайся в сём грехе твоём и молись Богу: может быть, опустится тебе помысл сердца твоего» (Деян.8: 22). В этой фразе отчётливо видно разделение между покаянием в грехе и молитвой о прощении греха. И в Новом Завете описано много случаев, в которых покаяние несомненно произошло, а никакой просьбы о прощении не было. Наиболее показательными примерами этого могут служить первый сын из притчи (Матф.21: 28-31), грешница (Лук.7: 36-50), Закхей (Лук.19: 1-10), евнух (Деян.8: 26-39), язычники (Деян.10: 43-48). Мы не будем подробно разбирать эту тему; для рассудительных людей сказанного вполне достаточно, чтобы прийти к выводу о том, что молитва не является покаянием или его составной частью. Что же тогда такое покаяние? В оригинальном тексте Нового Завета этому понятию соответствует греческое слово «метанойя», в котором «мета» – аналог нашей приставки «пере», а «нойя» переводится как «ум». Поэтому покаяние в его библейском смысле – это переворот в сознании, перемена мировоззрения или изменение образа мыслей. И об Иоанне Крестителе было пророчески сказано, что ему предстоит «возвратить… непокоривым образ мыслей праведников» (Лук.1: 17). Именно к этой внутренней перемене он и призывал людей. Но так как само покаяние невидимо, то для доказательства его действительности на Божьем суде необходимо, чтобы оно проявилось в чём-то видимом другими людьми. Эти внешние признаки покаяния и есть те самые «плоды», о которых говорил Иоанн (Лук.3: 8). В Евангелиях написано, что слушавшие проповедь Иоанна иудеи крестились, исповедуя свои грехи, а после спрашивали: «Что же нам делать?», и он давал им наставления о праведной жизни (Лук.3: 10-14). Поэтому мы можем выделить три плода покаяния: исповедание грехов, крещение и изменение образа жизни (обращение). Лишь при наличии всех этих трёх плодов о человеке можно было сказать, что он действительно покаялся и исполнил Божью волю о себе. Таким образом, Иоанново крещение являлось свидетельством покаяния и было необходимо иудеям для прощения грехов и будущего вхождения в Царство Небесное. Человек, не пожелавший креститься, не мог достичь этих целей, даже если он исповедал свои грехи и исправил свою жизнь. Всё равно это не спасло бы его от осуждения, так как он пренебрёг повелением Божьего посланника и потому не мог считаться покаявшимся. Только приняв крещение человек мог войти в число истинных «детей Авраама», наследующих обетования о Царстве. В остальном Иоанново крещение не отличалось от своих предшественников. Оно по-прежнему являлось переходом к новой вере и сохранило символический смысл очищения от грехов и погребения прошлой жизни. Оно также осталось и способом обретения учеников, так как без принятия крещения от Иоанна человек не мог называться его учеником. Кстати, евангелисты указывали, что Иисус Христос также практиковал Иоанново крещение: «И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым» (Лук.7: 29), «узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн» (Иоан.4: 1). То есть люди, слушавшие Иисуса Христа и принимавшие крещение покаяния, становились Его учениками, и этот факт следует особо отметить и запомнить.
|