Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ересь Маркиона. История формирования и утверждения канона Священного Писания.






В середине II-го века в Риме появился проповедник, по имении Маркион. Маркион был решительным противником Ветхого Заве­та и отвергал его. В духе гностического дуализма он утверж­дал, что Ветхий Завет – это творение некоего злого начала. Он перечислил все противоречия между Ветхим и Новым Заветами с выводом, что Бог евреев, создатель нашего ужасного мира, не имеет ничего общего с Богом Отцом Иисуса, о Котором мир ничего не знал до того как Иисус начал Свою проповедь. Было бы совершенно невозможно, чтобы Божественный Спаситель мог быть рожден от женщины, поэтому, как он считал, это позднейшая вставка. Маркион поэтому не мог одоб­рить и Новый Завет в том составе, в каком он уже сложился и был принят Церковью. Мар­кион объявил, что единственный истинный выразитель христианского учения – св. ап. Павел, поэтому он пересмотрел весь Новый Завет и оставил в нем только 10 посланий св. ап. Павла и Евангелие от Луки, которое, как он считал, было написано Павлом. Но и в этих книгах обнаружились мес­та, несогласные с его учением, которые Мар­кион поспешил выбросить. Он объявил их под­ложными и заново отредактировал и Евангелие от Луки и послания св. ап. Павла. Церковь решительно осудила Маркиона и объяв­ляет вслед за ап. Петром, что «все Писание богодухновенно» (2 Петр.). Ересь Маркиона имела положительное значе­ние в том смысле, что она ускорила процесс утверждения новозаветного канона, да и вет­хозаветного тоже.

Когда апостолы писали свои послания, когда создавались Евангелия, эти книги были предназначены для каких-то конкретных об­щин, отдельных Церквей, поэтому понадоби­лись усилия, чтобы собрать их воедино. Но в течение I века канон, пусть не без некоторых затрудне­ний, более или менее составился. Окончатель­но, забегая вперед, можно сказать, что канон Нового Завета утвердился только в IV веке, когда новая ситуация позволила выносить ре­шения, обязательные для всей Церкви. Последними писаниями являются Иоанновы Писания. Спора о Евангелиях не было (?) – (евангелие от Фомы, Иакова). Боль­шие споры вызвали такие книги, как «Апокалипсис», не все поначалу включали эту книгу в канон, затем некоторые из посланий, например, 2-ое Послание ап. Петра, которое уже было упомянуто, послание ап. Иакова. С другой стороны, в Новый Завет включались такие книги, которые в настоящее время там не числятся – например, в некоторых руко­писях Нового Завета, даже IV века, есть не­которые творения мужей апостольских, самых первых учителей Церкви после апостолов – 1-ое послание к Коринфянам Климента Римско­го (I в.), кни­га «Пастырь Ерма» (составлена в первой половине II в.), Дидахи. И все же, во второй половине II века, т. е. вскоре после появления на исторической арене Маркиона канон в основных чертах установился. Был найден так называемый «канон Муратори» (датируется 70-ми годами II века). Судя по сохранившемуся (а сохранилась средняя часть), Римская Церковь уже в то время чис­лила в каноне почти все ныне входящие в него книги.

Окончательно канон был утвержден на поместном Лаодикийском Соборе 364 года. (60 пр.). В состав этого канона не входила книга Апокалипсис, которая была включена туда на Карфагенском Соборе 419 года.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал