Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разные направления в арианстве. Аномеи (евномиане). Омиусиане. Омии.
В 325 году император Константин Великий созвал I Вселенский Собор, на котором Арий и его единомышленники были осуждены. Отцы Собора составили Символ Веры в семи членах, куда были внесены слова «Единосущного Отцу». Однако они не дали точного разъяснения этого термина. По этой причине вскоре после Собора разгорелся напряженный богословский спор, сотрясавший Церковь более 50 лет. Единосущие казалось сомнительным по двум основным причинам: 1) оно вводило в соблазн простых верующих, так как было единственным небиблейским словом в «Символе Веры»; 2) слово «единосущный» в свое время было на востоке скомпрометировано тем, что его употребляли модалисты-савеллиане, т. е. те, кто сливал лица Святой Троицы, отрицавшие их самостоятельность. У Ария оказалось очень много друзей и сторонников. Несмотря на противодействие, которое встретил св. Константин, он до конца своей жизни не поколебался и был верен никейской вере, т. е. православному учению, изложенному I Вселенским Собором. В 337 умер Константин Великий. Преемниками Константина Великого были его сыновья: Константин II (до 340), Констанс (до 350 г.), управлявший западом (оба православные) и Констанций (до 361 г.), управлявший востоком (арианин). Императоры Констант и Констанций признали необходимым созвать примирительный собор в Сардике (теперь София) в 343. Собор Сардикийский предоставил некоторые преимущества епископу Римскому и составил формулу, где признавал μ ί α ν υ π ό σ τ α σ ι ν – единую ипостась Отца, Сына и Духа. Афанасию снова была возвращена кафедра. Восточные епископы на Антиохийском соборе 344 сделали шаг к никейскому символу, признав формулу ό μ ο ι ο ς χ α τ α π α ν τ α – «подобный во всем». Между тем в 350 умер Констант. Констанций созывает соборы в Арелате (Арле) (353) и Медиолане (Милане) (355), где Афанасий был осужден снова. Западных епископов вынуждали подписать это определение. Несогласные, в том числе Либерий Римский, Осия Кордубский были сосланы. Афанасий скрылся в пустыню к монахам. Арианство в несколько смягченной форме евсевианства торжествовало победу по всей империи. Ариане внешне победили, но среди ариан не было единодушия, там существовало несколько партий и время от времени происходили перегруппировки. Крайние ариане учили, «что Сын не единосущен и не подобосущен Отцу» по содержанию своего учения они получили название аномеев (α ̉ ν ό μ ο ι ο ς – Сын не подобен Отцу), а по имени одного из главных представителей этого направления еп. Евномия, стали называться также евномианами. Более многочисленны были умеренные ариане. Не допуская православного учения об единосущии Сына Божия с Отцом они провозгласили, что «Сын подобосущен Отцу» и получили название омиусиан (от греч. «омиусиус» – подобосущный). Во главе их движения стал Василий, еп. Анкирский. Партии в первый момент удается произвести сильное впечатление на императора Констанция, но скоро она отступает под напором придворных интриг. Император долго остается под влиянием двух епископов-дипломатов, Урзация и Валета, которые пускают в ход всякие двусмысленные формулы, лишь бы добиться показного единства и спокойствия. В Сирмиуме [ныне Митровица, Сербия] в 357 при императоре они составляют род собора, который решает вычеркнуть совсем из обращения термин ο υ σ ί α, как неизвестный Св. Писанию, и выдвигают формулу ό μ ο ι ο ς – «Сын подобен Отцу», отчего и партия получает название омиев. На новом собрании в Сирмиуме в 358 омии делают уступку омиусианам; является формула – «Сын подобен Отцу во всем». Эту формулу можно было понимать и в смысле омиусианском, и в значении омейском: подобен во всем – ergo и по сущности; подобен во всем, кроме сущности. Даже римский епископ Либерий, утомленный ссылкой, подписал ее. Констанцию показалось, что настало время воссоединить в вероисповедном отношении Восток с Западом. В 359 были созваны два собора: в Селевкии для Востока и в Римини (Аримине) для Запада. Западные отцы, прибывшие на собор с намерением дать торжество Никейскому символу, в конце концов подписали в лице своих депутатов формулу, где стояло ό μ ο ι ο ς с опущением даже χ α τ α π α ν τ α. Такой же подписи добились и от представителей собора Селевкийского, в том числе и от омиусиан (360). Победа осталась на стороне партии омиев, питавшейся придворными интригами и отдалявшейся от наиболее ярких представителей других партий. (Сирмийская формула – это манифест арианской партии, в которой развивалось учение о подобосущии и подчинении Иисуса Христа Богу Отцу. Сирмийских формул было четыре: 1 – 351 г.; 2 – 357 г.; 3 – 358 г.; 4 – 22 мая 359 г.). После смерти Констанция (361) Юлиан Отступник предоставил свободу всем партиям и позволил изгнанникам вернуться на кафедры. Афанасий Великий созвал в Александрия собор для сближения никейцев с омиусианами (362). Это встревожило Юлиана, и Афанасий под вымышленным предлогом снова был лишен кафедры. При Валенте (364-378) А. (омии-?) становятся господами положения и теснят никейцев и омиусиан. Давление сплачивает эти партии. По смерти Афанасия (373) роль объединителей переходит к великим каппадокийцам – Василию Великому, Григорию Богослову и Григорию Нисскому. Чтобы вывести Восток из состояния вероисповедной анархии, Василий обращает взоры к Риму. Он не дожил, однако, до торжества своего дела. Победителем арианства оказался Феодосий Великий. В 381 он созывает собор в Константинополе, с течением времени признанный вселенским.
|