Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольная работа






По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 2

Теоретический вопрос.

Культура дискутивно-полемической речи. Виды спора, аргументация в споре.

1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: прелестное, поющие, местность, вскользь.

Расставьте ударение: завидно, гербовый, гусеничный, досыта, квартал.

Объясните значения слов с разными ударениями: угольный-угольный, острота-острота, клубы-клубы, видение-видение, лавровый-лавровый.

Расставьте ударения, объясните значение: феерия, аргамак, ведомо, паритет, патриархия.

2.ЛЕКСИКА.

Укажите случаи неоправданного употребления.

а) Из этих личных качеств и проистекает неумение подойти к людям.

б) Бригада начала работу с первыми кочетами.

в) Зимний период- время массового расплода скота.

г) Один из великих врачевателей древности так определил значение лечебных факторов: слово, трава, нож.

д) В совхозе уже выполнен план по откосу ячменя.

Объясните значения: суфлёр, вакуум, планктон, агитация, профанация.

 

3. МОРФОЛОГИЯ.

Исправьте ошибки: маршрутный такси, целебный алоэ, свежее салями, серое кенгуру, ловкая шимпанзе, забавное пони, розовое какаду, солнечное Батуми,

широкое Миссисипи.

Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного

числа: корм, округ, мастер, конструктор, тенор, купол, ректор, пропуск (документ), жернов,

адрес, торт.

4.СИНТАКСИС.

Исправьте и объясните ошибки:

а) Расставив знаки препинания неправильно, предложение может потерять смысл.

б) Книги Марининой можно читать, открывая их на любой странице.

в) Путешествуя, я всегда веду дневник.

г) Отдохнув, мысли лучше идут на ум.

д) Получив высокую оценку за сочинение, я был просто счастлив.

5.ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы.

В..лан, б..леро, мег..полис, пр..пеллер, ди..грамма, г..ндола, дисл..кация, дин..завр, контр..бас, к..р..нация, рез..нанс, тр..туар,..ккупация, ан..малия, ап..калипсис.

Раскройте скобки.

Владимир (К, к)расное (С, с)олнышко, лесная (Н, н)имфа, (З, з)евс, собака (С, с)енбернар, (О, о)ленькины стихи, шоссе (П, п)ервопроходцев, Уолл-(С, с)трит,

(О, о)рганизация (О, О)бъдиненных (Н, н)аций, (Г, г)оголевские чтения,

(С, с)овет (Ф, ф)едерации, эпоха (П, п)росвещения, (Ч, ч)еховские песы,

(В, в)еликая (О, о)течественная (В, в)ойна, (Д, д)ень (П, п)обеды.

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 3

Теоретический вопрос.

Структура ораторской речи. Подготовка речи и выступление.

1.ФОНЕТИКА. ОРФОГРАФИЯ.

Затранскрибируйте слова: непреложные, алюминиевый, грустный, юридический, юбиляр.

Расставьте ударение: кухонный, добыча, дралась, допив, наискось.

Объясните значения слов с разными ударениями: хлопок-хлопок, языковой-языковой, клубы-клубы, лавровый-лавровый.

Отметьте те слова, в которых согласная перед е произносится мягко: мембрана, бенефис, детектив, декорация, бизнесмен, шинель, фонема, эффект, тембр, гротеск.

2.ЛЕКСИКА.

Объясните значения: оригинал, парадокс, карт-бланш, дилемма, спиритизм.

Выпишите слова, употребленные без учета их семантики. Замените соответствующим значением:

а) В некоторых пособиях по литературе на абзацах приведены цитаты из произведений Пушкина, Есенина, Гоголя.

б) Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

г) В честь пришедших на вечер прозвучал концерт.

д) Создается впечатление, что он опаздывает на работу нарочито.

3.МОРФОЛОГИЯ.

Образуйте от данных существительных форму именительного падежа множественного числа: доктор, фронт, консул, торт, юнкер, приговор, шофер, корм, округ, мастер, тенор, конструктор, купол, ректор, жемчуг, кузов.

Укажите слова, относящиеся к категории одушевлённости: мертвец, покойник, матрёшка, стол, адресат, девушка, народ, толпа, персонаж, эмбрион, микроб, бактерия.

4. СИНТАКСИС.

Исправьте ошибки:

а) Этот художник один из признанных идеологов движения и сыграл важную роль в общественной жизни.

б) Собеседник оказался жизнерадостный и веселым человеком.

в) В это время в реках и водоемах области ловля рыбы запрещена всеми способами.

г) Предложено закрепить за как можно большим числом бригад лошадей и инвентарь.

5.ОРФОГРАФИЯ.

  1. Вставьте пропущенные буквы: пр..кл..мация,..лг..ритм, к..т..лический, м..р.торий, п..л..нез, с..рк..фаг,..нт..гонизм, к..н..нада, с..л..мандра, к..рб..нат, к..к..ду, к..ра..ван, н..в..ждение, ф..р..он, тр..ф..рет,..д..птация, пар..докс, ди..г..наль, ф..рель,.
  2. Раскройте скобки: (Пол)Европы, (пол)яблоневого сада, (пол)ларца, (пол)аршина,

(пол)обложки, (пол)стакана, (пол)Звенигорода, (пол)ложки, (пол)лимона, (пол)утра,

(пол)Черного моря, (пол)света, (пол)лодки, (пол)одиннадцатого, (пол)литра, (пол)Новосибирска.

 

Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 4

Теоретический вопрос.

Публицистический стиль, его характерные черты на разных языковых уровнях.

1.ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: вьетнамская, предыдущим, предъявление, яростный, вальсировать.

Расставьте ударение: гражданство, гналась, черпать, понявший, намерение.

Объясните значения слов с разными ударениями: дорогой-дорогой, орган-орган,

мастерский-мастерской, атлас-атлас.

Образуйте формы прошедшего времени женского рода единственного числа,

расставьте ударение: спать, драться, гнить, гнать, ткать, лить.

2.ЛЕКСИКА.

Объясните значения: инвестиция, экстремизм, электорат, допинг, плеяда.

Укажите случаи неоправданного употребления

а) Новый клуб-гордыня поселка.

б) Канал оказался судоходным и очень длительным.

в) На нас чуть не обрушилась каменистая глыба.

г) Пожалуй, не то что калоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу.

3.МОРФОЛОГИЯ.

Образуете от данных существительных форму родительного падежа множественного числа: гусар, пригоршня, оглобля, грузин, сажень, сплетня, плечо, носок, колено, помидор, басня, кегля, свеча, румын, гусар.

Исправьте ошибки, обоснуйте свое мнение:

а) Обыграв «Локомотива», торпедовцы вышли в полуфинал.

б) Международная федерация бокса пригласила для судейства соревнований самые авторитетные рефери.

в) Отдел доставки уведомил адресат о задержке посылок в связи с нехваткой автомашин.

г) Официантом был принят заказ на салат, первое, судак жареный и компот.

4.СИНТАКСИС.

Исправьте предложения, укажите основания правки:

а) Обязать организацию вне очереди снабжать продуктами питания лиц, выезжающих на тушение пожара, согласно установленным нормам.

б) Сейчас эти изделия вырабатываются при в два раза меньшей затрате труда.

в) Усилена борьба со всякого рода нарушениями трудовой дисциплины со стороны администрации и общественных организаций завода.

г) Выделенных рабочих с участков управлением шахты на курсы начальники участков временно задержали.

5.ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы:..блигация, г..белен, к..ллизия, пан..рама, ант..патия, абон..мент, аббр..виатура, ампл..туда, арх..ология, арх..тектор, ам..тист, амф..театр, аппл..кация, алл..терация, арх..пелаг, ман..кюр, кор..фей, клав..син, г..мназия, н..г.лист.

 

Раскройте скобки: (Время)препровождение, (макро)мир, (крупно)блочный,

(горно)спасательный, (ума)лишенный, (контр)предложение, (дизель)электрод,

(мало)доступный, (одно)годичный, (пресс)конференция, (молочно)кислый,

(ниже)перечисленный, (вперед)смотрящий, (экс)чемпион, (супер)обложка, (вагоно)ремонтный.

 

Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 5

Теоретический вопрос.

Язык рекламы. Композиция рекламного текста.

1.ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: Япония, воюющий, просьба, въедливый, свадебное.

Расставьте ударение: включим, засветло, звонишь, принял, начала,.

Объясните значения слов с разными ударениями: село-село, колос-колос, лоскут-лоскут,

атлас-атлас.

Образуйте форму женского рода прошедшего времени, поставьте ударение: сидеть, брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, лить, пить.

2.ЛЕКСИКА.

Объясните значения: маргинал, водевиль, фуршет, бенефис, саммит.

Укажите случаи неоправданного употребления.

а) Гремя камнями, боролись две буйные горные речки.

б) Родители оппонировали против моего решения поступать в этот вуз.

в) В этой больнице почему-то нерегулярно вентилируют помещение.

г) Обилие аксессуаров отягощает сюжет романа, отвлекся внимание от главного.

3.МОРФОЛОГИЯ.

Исправьте ошибки, обоснуйте свое мнение:

а) Ученым удалось вывести спутника на заданную орбиту.

б) На выставку отправили «Москвича - 408» как одну из лучших машин завода.

в) Телефонная станция отключила абонент за неоплату счета.

г) Докладчик остановилась на основных задачах строителей района.

Раскройте скобки и напишите числа словами:

а) К 15 мая вспахано более 1750 (гектары).

б) В газете сообщается о 2975 станках, выпущенных заводом сверх плана.

г) Урожай картофеля составляет более 200 (центнеры) с гектара.

д) В ходе боев было захвачено в плен до 380 (солдаты) противника.

4.СИНТАКСИС.

Исправьте ошибки:

а) Все от нас зависящие меры для повышения успеваемости в группах были приняты.

б) Операцию провел молодой хирург Бойцова, недавно защитившая кандидатскую диссертацию.

в) Шоссе-магистраль пересекало полотно железной дороги.

г) Группа рабочих во главе с бригадиром Ильиным досрочно закончили монтаж сложной машины.

5.ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы: м..нтал..тет, интерпр..тация, з..фир, ж..лет, дил..тант, г..незис, д..баты, д..зертир, д..прессия, д..серт, опт..мист, д..л..катес, д..слокация, инц..дент, д..т..ктив, д..фицит, р..в..ранс, пр..ор..тет, пол..глот.

 

Раскройте скобки: (М, м) езозойская эра, (В, в) семирный, (К, к)онгресс профсоюзов, (П, п) ушкинские эпиграммы, (Б, б)арокко, (Р, р) усско-(Т, т)урецкие войны, (З, з) аслуженный учитель, (Б, б)рянщина, (М, м)аршал сухопутных войск, (П, п)алата, (Л, л)ордов, (Г, г)отика, (С, с)бербанк, (Ш, ш)укшинские рассказы, (Р, р)ококо, (К, к)аменный век, (М, м)лечный путь.

 

Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 6

Теоретический вопрос.

Особенности служебно-делового общения. Деловая беседа и совещание.

Деловой телефонный разговор.

1.ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: дружелюбие, компенсация, разъяриться, скользко, окрестность.

Расставьте ударение: создалась, должностей, изогнутый, звонит, прибыл.

Объясните значение слов с разными ударениями: замок-замок, окуни-окуни, село-село,

атлас-атлас.

Образуйте краткие формы прилагательных, расставьте ударения: красивый, правый, серый, стройный.

2.ЛЕКСИКА.

Объясните значения: альянс, импозантный, апогей, прецедент, эпатаж.

Укажите случаи неоправданного употребления:

а) Зимой Ольгу согревали мемуары о летнем отдыхе в спортивном лагере.

б) Искусственный пловец и на море не утонет.

в) Он владелец конского завода и какой-то фабрики.

г) Этот юноша способен на благодарные проступки.

3.МОРФОЛОГИЯ.

Исправьте ошибки, обоснуйте выбор:

а) Главная бухгалтер отказалась подписывать акт.

б) Директор дал указания перевести на другую работу лаборанток кафедры Иванову и Сидорову.

в) Бригада начала работу с первыми кочетами.

г) Среди конькобежек особой популярностью пользовалась наша Титова.

Раскройте скобки и напишите числа словами.

а) За год надой составил до 2455 (килограммы) молока на каждую корову.

б) Для школьных мастерских куплено (тиски –22, клещи –33, кусачки -44).

в) Ответ пришел только через 52 (сутки).

г) На земле произрастает около 100 (тысяча) видов разнообразных грибов.

4.СИНТАКСИС.

Исправьте ошибки:

а) В приемной сидела молодая женщина. Это был секретарь директора.

б) Его малодушие, вернее, его трусость, поразило всех.

в) Печать, в частности многотиражки и стенные газеты, систематически расширяют информационные материалы.

г) Вспоминаю с благодарностью тех, кто был моими друзьями в трудном для меня время.

5.ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы: пр..в..легия, пер..ф..рия, ор..г..нал, эт..мология, ст..пендия, р..туал, эксп..р..мент, р..аб..литация, р..торика, ф..л.гранный, орн..тология, сент..ментальный, тр..в..альный, р..ф..рендум, пр..м..тивный, р..квизит.

 

Раскройте скобки: анте(н, на)ка, анте(н, нн)ый, анте(н, нн)щик, анте(н, нн)а, опере(т, тт)очник, бл(л, лл)ьярдный, криста(л, лл)ы, криста(л, лл)ьный, а(т, тт)естация, програ(м, мм)а, ди(с, сс)ертация, экспре(с, сс)ивный, проце(с, сс)уальный, а(л, лл)иби, ви(л, лл)а.

 

Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 7

 

Теоретический вопрос.

Официально деловой стиль, его специфические черты на разных уровнях.

 

1.ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: моющаяся, предки, посадка, сбросил, чемодан.

Расставьте ударение: прибрала, алфавит, аноним, апостроф, одолжит.

Объясните значения слов с разными ударениями: ворот-ворот, орган-орган, хаос-хаос,

хлопок-хлопок.

Объясните значения слов: центнер, чардаш, втридорога, хозяева, наголо, металлургия.

 

2.ЛЕКСИКА.

Объясните значения: симбиоз, триада, урбанизация, цивилизация, эйфория.

Укажите случаи неоправданного употребления:

а) Родителям нужно больше внимания выделять своим детям.

б) Дорога скоро вывела из рощи на поляну, и они сразу услыхали конский топот и ржание.

в) Я представлю всем возможность самостоятельно решать эти вопросы.

3.МОРФОЛОГИЯ.

От приведенных ниже имен существительных образуйте имена прилагательные, выделите суффиксы: солома, длина, семя, серебро, голубь, кожа, дерево, дрова, платье, соловей, клюква, истина, операция, цена, время, олово, полотно, стекло.

От данных слов образуйте имена прилагательные с суффиксами - к-и-ск: таджик, Голландия, Курск, декабрь, январь, Ницца, Реймс, немец, рыбак, ткач, Парнас, Бордо, депутат, курд, Спасск, Кабак, черкес, Сан-Франциско, баск, монастырь.

4.СИНТАКСИС.

Исправьте ошибки:

а) Кто из девочек оказался самой большой шалуньей?

б) Больной смутно видел, как кто-то в белом, должно быть медицинская сестра, приблизилась к его постели.

в) Первые, кто пришел на избирательный участок для голосования, были мои соседи, пенсионеры.

г) Не кто иной, как родители, в первую очередь, ответственен за воспитание детей.

5.ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы: кр..ветка, л..генда, инд..катор, к..росин, з..нит, м..р..диан, д..вальвация, ид..ализм, им..татор, лаб..ринт, п..ссимист, к..рамика, м..зонин, д..бют, клав..син, д..мисезонный, р..торика, р..туал.

 

Раскройте скобки: (энциклопедически)образованный редактор,

(предельно)накаленная обстановка, (литературно)художественная газета,

(челюстно)лицевая хирургия, (безупречно)порядочное поведение,

(кристально)честный сотрудник, (Восточно)Европейская равнина,

(угрожающе)опасное ранение, (фактически)нелепая случайность,

(сложно)сочиненное предложение, (максимально)приближенный к жизни,

(пятнадцати)метровый шпиль, (теоретически)проработанный вариант,

(аграрно)развитые районы, (неизменно)резкая реакция, (вызывающе)громкий смех.

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 8

Теоретический вопрос.

Научный стиль. Основные лингвистические черты научного стиля. Специфика научной речи. Формы реализации научного стиля.

 

  1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: мороз, прислала, поставьте, разобьется, прорубь.

Расставьте ударение: ожила, прислала, ломота, израильский, повторит.

Объясните значение слов с разными ударениями: вина – вина, видение – видение, ветреной – ветряной, верхом – верхом.

Объясните значение слов: некролог, каталог, уведомить, черпать, цемент, щавель.

  1. ЛЕКСИКА.

Объясните значения слов: диспропорция, диссонанс, доктрина, досье.

В каком примере нарушена лексическая сочетаемость слов?


а) Автор проекта

б) Автор учебника

в)Автор урока

г)Автор рок оперы


Определите значение фразеологических оборотов: курить фимиам, петь дифирамбы, терять голову, биться как рыба об лед, тришкин кафтан, дамоклов меч, прокрустово ложе, пиррова победа.

  1. МОРФОЛОГИЯ.

Выберите нужную форму:

а) Проведение консультаций со специалистами совершенно (необходимо, необходимое).

б) Ученый (известен, известный) своими работами по физике твердого тела.

в) Учитель был (добр, добрый) к своим ученикам.

г) Просчеты (очевидны, очевидные) даже для неспециалиста.

Образуйте существительные мужского рода, называющие жителей данных городов (используйте словарь названий жителей РСФСР, М. 1964): Азов, Архангельск, Астрахань, Балашиха, Белгород, Бийск, Благовещенск, Брянск.

  1. СИНТАКСИС.

Раскройте скобки, выберите форму согласования сказуемого с подлежащим; мотивируйте свой выбор:

а) Установка нового и реконструкция действующего оборудования иногда (ведется – ведутся) без соответствующей подготовки остальных звеньев производства.

б) Растениям одинаково (необходима – необходимы) как влага, так и тепло.

в) Какая-то небывалая мягкость слова и обращения (поражала – поражали) ее старых знакомых.

г) В Будапеште (состоялся – состоялись) съезд Административного совета и съезд техников Международной организации радиовещания

  1. ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы: кр..ветка, л.. генда, инд..катор, к..росин, м..р..диан, д..вальвация, ид..ализм, им..татор, з..нит, лаб..ринт, п..ссимист, к..рамика, м..зонин, д..бют, клав..син, д..мисезонный.

 

Вставьте пропущенные буквы (о или ё): сгущ..нка, молодц..ватый, ч..лка, ч..ртик, горяч.., танц..вщица, неуклюж.., круч..ный, обожж..н, ухаж..р, менедж..р, колюч.., барж..й, дверц..й.


Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 9

Теоретический вопрос.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Характерные черты разговорной речи на разных языковых уровнях.

 

1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ,

Затранскрибируйте слова: пьеса, тяжелый, скучно, точно, конечно.

Расставьте ударение: диалог, диспансер, йогурт, допивший, дрофа.

Объясните значение слов с разными ударениями: вахтер – вахтер, вести – вести,

сорить – ссорить, занятой – занятый.

Объясните значения слов: аспект, атеизм, атрибут, аудиенция, аудитория.

2. ЛЕКСИКА.

Объясните значения слов: индекс, инкогнито, интуиция, иллюзия, импульс.

Укажите случаи неоправданного употребления:

а) Радость от успеха незаметно для него самого переросла в гордость, слава вскружила голову.

б) Почва на этом участке каменная и с трудом поддается обработке.

в) В XIV веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

г) Кавалерийский авангард двигался впереди полков первой линии.

3. МОРФОЛОГИЯ.

Раскройте скобки, поставив прилагательное в нужной форме, объясните выбор формы: Два (большой) дома, три (жирный) пятна, две (огромной) тучи, три (новый) книги,

четыре (чистый) окна, три (неразлучный) друга, два (интересный) фильма,

три (новый) журнала.

Перепишите предложения, выбрав из скобок нужное слово, объясните свой выбор:

а) С крыш (капает, каплет).

б) Мы (двигаем, движем) мебель в комнате.

в) Женщины (полощут, полоскают) белье в реке.

г) Солнце (брызгает, брызжет) лучами.

4. СИНТАКСИС.

Раскройте скобки, выбрав нужную форму; мотивируйте свой ответ:

а) Слава и популярность талантливого писателя все (растет – растут)

б) Каждый шорох, каждый скрип, каждый звук (был слышен – были слышны)

в напряженной тишине.

в) В продаже (имеется – имеются) в большом выборе готовое платье, обувь,

трикотажные изделия.

г) Углубление и развитие противоречий между сторонами неоднократно

(вызывало – вызывал) военные конфликты.

5. ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы: погл..щать, оп..лчиться, оп..здать, укр..щать, бл..кировать, д..лбить, зак..литься, осл..жнять, пропол..скать (белье), подк..пать, гл..тать, раск..лить, задр..жать, раск..лоть, ор..сить, раздр..жать.

 

Вставьте пропущенные буквы (м или мм): диле..а, ко..ерция, гри..аса, кле..а, га..а, дра..а, ко..уна, гу..анизм, ко..юнике, и..игрант, зу..ер, ко..ентарий, диагра..а, гра..атика, гра..ота, програ..ирование.
Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 10

Теоретический вопрос.

Функциональные разновидности современного русского языка.

Основные стилеобразующие факторы.

 

1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: нарочно, пожалуйста, пьедестал, ручьи, горят.

Расставьте ударение: отделит, обостренный, джентльмен, закупорить, принесенный.

Объясните значение слов с разными ударениями: допитый – допитый, кирка – кирка. Объясните значения слов, запишите их, обозначая звуки: ло б, хла д, тю р ьма, м еня, сладо ст но, др я хлел.

 

2. ЛЕКСИКА.

Объясните значение слов: диапазон, дилетант, дискриминация, геноцид, девальвация.

Определите значение фразеологических оборотов: на краю света, петь дифирамбы, одним миром мазаны, драть шкуру, закидывать удочки, от аза до ижицы,

ахиллесова пята, филькина грамота, вавилонское столпотворение, семи пядей во лбу.

 

3. МОРФОЛОГИЯ.

Перепишите предложения, выбрав из скобок нужное слово. Объясните свой выбор:

а) Над нами не (капает – каплет).

б) Им (движет, двигает) рок.

в) Флаг (полощется, полоскается) на ветру.

г) Ребята (брызгаются, брызжутся) водой.

Исправьте ошибки.

а) Нас познакомили со студентом Сашей Кох.

б) Оперетта И. Штраус «Цыганский барон» будет показана в октябре.

в) Роман Шарля де Костер переведен на многие языки.

в) Рядом с Жан Кристофом на баррикадах сражаются французские пролетарии.

 

4. СИНТАКСИС.

Раскройте скобки, выбрав нужную форму, мотивируйте свой ответ.

а) В конце 1941 года (начался – начались) разгром фашистов и крушение их плана захвата Москвы.

б) Сын или дочь (поможет – помогут) вам донести вещи до станции.

в) Сын или дочь (помогла – помогли) вам донести вещи до станции?

г) Каждая новая победа человеческого разума, каждое новое понятие,

возникшее в коллективном труде (закреплялось – закреплялись) в языке.

 

5. ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы: расст..лить, отт..рать, бл..стеть, разб..рать, ц..рк, ц..ган, ум..реть, сж..гать, скворц.., панц..рь, ц..пленок, обж..гание, станц..я, сестриц..н, выч..тать.

Раскройте скобки: сыграть (в)ничью, зайти (в)ничью квартиру, быть (на)чеку, действовать (в)открытую, действовать (на)искось, быть (по)одаль, (с)просонок, попасть (в)просак, сыграть (на)зло, закричать (в)догонку, быть (на)верху блаженства, будь (по)вашему, (по)видимому, склониться (на)бок, туго(натуго), (в)насмешку, (в)рассрочку, (в)полголоса, (в)плотную, (в)рассыпную, видимо(невидимо).
Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 11

Теоретический вопрос.

Функционально-стилевое расслоение лексики: лексика разговорная и книжная. Экспрессивно окрашенная лексика.

 

1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: костры, журчат, декан, желчь, скворечник.

Расставьте ударения: красивее, прислала, агент, начали, родилась.

Объясните значение слов с разными ударениями: петля – петля, ржаветь – ржаветь, компас – компас, прикус – прикус.

Найдите слова, в которых выделенные буквы обозначают мягкий согласный звук. Ант р есоль, т естирование, т ематический, де ф ект, пенс н е, му з ей, н еологизм, бе н ефис, р еле.

2. ЛЕКСИКА.

Объясните значения слов: ваза, вето, гегемон, генеалогия, генезис.

Укажите случаи неоправданного употребления.

а) В президиуме собрания руководители предприятия, лучшие труженики производства, ветераны огненной профессии.

б) Означенные документы были переданы в прокурорский надзор области.

в) Согласно заявки электродному заводу надлежит получить фонд масел машинных на сорок тонн.

3. МОРФОЛОГИЯ.

Выберите нужную форму.

а) До сих пор в (цехе, цеху) нет радио.

б) Производство (ласт, ластов) освоила фабрика.

в) Уже вспахано сто (гектар, гектаров)

г) База отгрузила магазину четыре тонны (помидор, помидоров)

Исправьте ошибки.

а) Трюма судов переполнены рыбой.

б) Из-за шторма танкера не могли перекачать нефть.

в) Подготовлено помещение для хранения инвентаря: лопат, совков, грабель.

г) Из стеклянных шариков вытягивается нить диаметром несколько микронов.

4. СИНТАКСИС.

Исправьте ошибки.

а) В прошлом году переподготовку на учительских курсах прошло 51 человек.

б) Вы и ваши помощники смогут выполнить задание в кратчайший срок.

в) Каждая травинка, каждая ветка, каждый куст прощаются со мной.

г) Художник с учениками ходили по мастерской.

5. ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы. Отч_т, зач_тный, смеш_н, удруч_н, печ_т, дириж_р, пейзаж_м, плеч_м, сокращ_н, нипоч_м, стаж_р, копч_ности, ни о ч_м, реч_нка, туш_ный, душ_нка, галч_нок.

 

Раскройте скобки. (П, п)арижская (К, к)оммуна, (Г, г)осударственная (Д, д)ума, (С, с)озвездие (П, п)сов, (Р, р)имская (И, и)мперия, (О, о)рден (Д, д)ружбы (Н, н)ародов, (Г, г)осударственный (Г, г)ерб, (Д, д)ом (А, а)ктера, (З, з)мей (Г, г)орыныч, (В, в)ооруженные (С, с)илы (Р, р)оссийской (Ф, ф)едерации, (З, з)олотая (З, з)везда (Г, г)ероя (С, с)оветского (С, с)оюза, (К, к)иевская (Р, р)усь, (С, с)еверная (А, а)мерика, (К, к)олонный (З, з)ал (Д, д)ома (С, с)оюзов.


Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 12

Теоретический вопрос.

Синонимы и антонимы. Коммуникативно-стилистическая роль синонимов и антонимов. Ошибки, связанные с использованием синонимов и антонимов.

 

1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: желчь, свитер, скворечник, фойе, будничный.

Расставьте ударения: замкнутый, навзничь, клялась, языки, украдут.

Объясните значение слов с разными ударениями: ирис – ирис, кирка – кирка, флейтовый – флейтовый, хлопок – хлопок.

Найдите слова, в которых выделенные буквы обозначают мягкий согласный звук: п р есс-конференция, по т енциальный, р еле, му з ей, брю н ет, т ембр, р езьба, па т етический, фотоа т елье.

2. ЛЕКСИКА.

Объясните значения слов: бойкот, валюта, бум, баланс, бюджет.

Укажите случаи неоправданного употребления.

а) На девочке было одето зимнее пальто.

б) Абонемент не отвечает.

в) Окружность и диаметр неизмеримые величины.

г) Все лето стояла нестерпимая жара.

3. МОРФОЛОГИЯ.

Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа: минер, погон, узбек, улан, цыган, полотенце, аршин, ясли, эполет, киргиз, щупальце, баржа, кочерга, блюдце, доля.

Выберите нужную форму.

а) Многие упускали из (вида, виду), что цеху не хватает рабочих.

б) Николаеву не хватило (духа, духу) признать свою вину.

в) На личном (счете, счету) многих работников значительное перевыполнение плана.

г) Считать Сергеева в очередном (отпуске, отпуску).

д) Самолет совершил посадку в (аэропорте, аэропорту).

4. СИНТАКСИС.

Исправьте ошибки:

а) Пол-арбуза, как дети сразу догадались, были отложены для них.

б) Выставка – просмотр декоративных тканей открыт ежедневно, кроме понедельника.

в) Я и мои друзья, которые всегда вам помогали, окажут вам помощь и на этот раз.

г) Ряд новых железобетонных конструкций применено на новостройках.

5. ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы:

Необ..ективный, с..экономить, раз..яснить, из..ян, над..язычный, ад..ютант, с..ежиться, под..ячий, трех..язычный, в..южный, суб..ективный, об..емный, сверх..естественный, из..явить, меж..языковой, четырех..ярусный.

Раскройте скобки:

Выдать (на)гора, пробовать (по)всякому, (мало)мальски грамотный, (в)пятых, опять(таки), поговорить (по)свойски, (в)пятых классах, (по)видимому, как(будто),

будь (по)вашему, заклеить крест(накрест), дойти (в)одиночку, все(таки), (всего)навсего три года, куда(нибудь), когда(то), понимать (по)латыни, (во)вторых, (на)двоих, (по)вашему заданию.

Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 13

Теоретический вопрос.

Выразительность и богатство как качества грамотной речи.

 

1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: кортеж, тест, фойе, патент, будничный.

Расставьте ударения: погнутый, прибыл, упадут, выключит, заперлась.

Объясните значение слов с разными ударениями: жила – жила, казаки – казаки, вязанка – вязанка, допитый – допитый.

Найдите слова, в которых выделенные буквы обозначают мягкий согласный звук: гипо т еза, авто с ервис, авиамо д елизм, мор ф ема, ака д емия, аква р ель, о д еколон, т ерраса, т емп.

2. ЛЕКСИКА.

Объясните значения слов: базис, аудиенция, атрибут, аспект, атеизм.

Укажите случаи неоправданного употребления:

а) Из лесу мы возвращались с цельной корзиной грибов.

б) Как только представится возможность, я поеду на юг.

в) Дефективные вещи подлежат обмену.

г) Лесистые озера очень красивы.

3.МОРФОЛОГИЯ.

Употребите имена существительные в сочетании с именами прилагательными:

резюме, денди, янки, пани, хинди, рандеву, ревю, буржуа, самбо, жюри.

Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа: абрикосы, цапля, отряды драгун, чулки, центнеры, калмыки, сумерки, чучело, туфли, простыня, вафли, яблоки, болгары, усадьбы, побережье.

 

4. СИНТАКСИС.

Раскройте скобки, выбрав нужную форму.

а) Огромные перемены во всех областях жизни произошли (за последнее полстолетие – за последние полстолетия) почти во всем мире.

б) Обращаюсь к вам, (дорогой – дорогая) товарищ Павлова.

в) Квартира была разделена на две (неравные – неравных) части.

г) Дети просили рассказать им о рыбе ерше, (известном – известной) им по сказкам.

 

5. ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы: оз_рение, прик_сновение, выск_чка, скл_нение, з_ренька, пог_релец, неприк_сновенность, пл_вчиха, тв_рение, вск_кивать, зар_стание, р_внение, откл_нение, разг_реться, спл_влять, утв_рь, р_сток.

 

Раскройте скобки. Меж(институтский), небез(известный), раз(играть), под(итожить), сверх(интересный), вз(имать), дез(информировать), контр(игра), пед(институт), с(импровизировать), без(интересный), транс(индийский), пред(идущий), сан(инспекция), вз(играть), пост(инфарктный), пред(инфарктный), с(измальства), пост(имперссионизм).
Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 14

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.

Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Использование полисемии и омонимии

в речи. Паронимы.

I.ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: бьющаяся, просьба, местность, поющие.

Расставьте ударения: средства, мытарство, жалюзи, бунгало,

Объясните значения слов с разными ударениями: погруженный- погруженный,

добыча-добыча, башка-башка, старина-старина.

Найдите слова, в которых ударение падает на второй слог: прибрала, алфавит, аноним, апостроф, одолжит, ожила, прислала, ломота, повторит, диспансер.

 

2.ЛЕКСИКА.

Объясните значения слов: антипатия, апогей, апологет, арбитраж, апелляция.

Выберите из скобок существительные, подходящие по смыслу к данным прилагательным.

а) Гарантийный, гарантированный (работа, паспорт, ремонт, мастерская, срок).

б) Генеральный, генеральский (сражение, план, чин, директор, погоны, уборка квартиры).

в) Земляной, землистый, земельный (цвет лица, участок, холм).

г) Защитительный, защитный (речь, панцирь, приспособление, аргумент, насаждение).

 

3.МОРФОЛОГИЯ.

Употребите имена существительные в сочетании с именами прилагательными: алоэ, алиби, леди, жюри, дзюдо, самбо, пони, кофе, галифе, аллегри.
Исправьте ошибки.

а) Акваторий Онежского озера- третий в Европе.

б) Использование пластиковых покрытий для клавиш позволило артели сэкономить тысячи рублей.

в) Захламление просеков не должно продолжаться.

г) Акватория водохранилища давно перестала быть местом, удобным для проведения парусных гонок.

 

4.СИНТАКСИС.

Раскройте скобки, выбрав нужную форму:

а) Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он (настоящий-настоящая) ханжа.

б) Три (огромные-огромных) здания были охвачены пламенем пожара.

в) Две (старшие-старших) сестры окончили институт.

 

5.ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы: без..ядерный, вар..ировать, кабал..еро, в..явь, ин..екция, из..ян, почтал..он, мыш..яковый, фел..етон, меж.языковой, раз..единенный, с..емочный, фельд..егерь, кан..он, четырех..ярусный.


Раскройте скобки: (на)перегонки, (на)встречу, (на)прокат, (во)век, (до)упаду, (в)сердцах, (с)плеча, (по)одаль, (до)суха, (на)стороже, (в)смятку, (в)одиночку, (на)завтра, (на)угад, (без)умолку.

 

Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 15

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.

Содержательность речи. Точность и чистота как качества грамотной речи.

Стилистическая оценка диалектизмов, жаргонизмов, заимствованных слов.

 

1.ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: счет, извлечь, впредь, отдать, находка, молотьба.

Расставьте ударения: закупорить, плесневеть, курящий, договорные (цены), каталог.

Объясните значения слов с разными ударениями: языковой-языковой, прикус-прикус, лоскут-лоскут, хлопок-хлопок.

Найдите слова, в которых ударение падает на второй слог: жилось, километр, назвалась, завила, отделит, обостренный, закупорить, принесенный, дрофа, занять, доживший.

 

2.ЛЕКСИКА.

Объясните значения слов: аксессуар, альтернатива, альтруизм, аномалия, антагонизм.

Выберите из скобок существительные, подходящие по смыслу к данным прилагательным:

а) Гармоничный, гармонический (человек, общество, ряд, колебание, ансамбль, спектакль).

б) Ледовый, ледяной (покров, крыша, ветер, взгляд, голос).

Подберите синонимы к данным ниже словам: красивый, дружба, смеяться, множество, дефект, воспоминания, осторожность, защитник, близкий.

 

3. МОРФОЛОГИЯ.

Исправьте ошибки:

а) Новый питомник, имеющий три вольеры, предназначен для гюрз самых ядовитых змей.

б) Самый большой вольер был предназначен для молодняка.

в) Стоимость одной ласты в производстве составляет немногим больше рубля.

г) Кроме ластов новых типов, на вооружение спортсменов поступят утепленные костюмы.

Определите существительные общего рода: брюзга, плакса, судья, недотрога, агроном, ровня, космонавт, задира, плечо, тихоня, школа, сосед, непоседа, скряга, партия, запевала, недоучка, невежа, разиня, кассир, басни, кегли.

 

4. СИНТАКСИС.

Раскройте скобки, изменяя форму существительного:

а) Город был открыт для ветров с северной и восточной (сторона).

б) Балтийский и Черноморский (флот) успешно справились с перевозками.

в) Исключительно высокий темп был характерен и для первой и для второй (половина) игры.

г) Ряд экспедиций провели студенты исторического и географического (факультет).

5. ОРФОГРАФИЯ.

Раскройте скобки:

(На)смерть, (на)удалую, (на)выпуск, (на)глаз, (на)двое, (на)изусть, (на)редкость, (на)утек, (со)зла, (без)толку, (с)налета, (на)совесть, (на)скаку, (на)половину, (в)тайне, (в)обхват.

 

Вставьте пропущенные буквы:

Бе…болезненный, бе..трепетный, ра..лагать, бе..граничный, бе..цензурный, и..ключить, ра..каиваться, бе..жизненный, ра..познавать, бе..шабашный

 

Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 16

 

ТЕРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.

Правильность как качество грамотной речи. Синтаксические нормы.

1. ФОНЕТИКА.ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: местный, бьющаяся, подстричь, июньский, маячить, прелестное.

Расставьте ударения: красивее, недуг, умерший, восприняв, начав.

Объясните значения слов с разными ударениями: мокрота-мокрота, ирис-ирис, прикус-прикус, лавровый-лавровый.

Найдите слова, в котором ударение падает на второй слог: погнутый, прибыл, упадут, выключит, заперлась, сорвала, красивее, прислала, агент, начали, родилась, йогурт.

2. ЛЕКСИКА.

Объясните значение слов: абитуриент, абориген, адаптация, ажиотаж, аккредитация.

Подберите синонимы к следующим фразеологическим единицам: на скорую руку,

куда глаза глядят, спустя рукава, хоть шаром покати, на чем свет стоит, рукой подать, семь пятниц на неделе, повесить нос, дать дуба, постоять за себя, курить фимиам.

3. МОРФОЛОГИЯ.

Определите существительные среднего рода: коммюнике, какао, бра, авеню, депо, зебу, кашне, рантье, меню, салями, метро, пианино, вуаль, кольраби, кофе, пари, такси, кашпо, бюро, жюри.

Исправьте ошибки:

а) О моем друге Данилевич Сергее написали в газете.

б) Интервью с актером близился к концу.

в) В универмаге продается красивая тюль.

г) Кофе готовилось недолго.

д) Мы приехали к многоводному Миссисипи.

4. СИНТАКСИС.

Раскройте скобки, изменяя форму существительного:

а) Широкий шрам проходил как раз посередине между правым и левым (глаз).

б) Большой научный материал дали полеты второго и третьего (корабль-спутник).

в) Вопрос этот важен как с научной, так и с прикладной (точка) зрения.

г) Все дается для блага современного и будущего (поколение).

5. ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы: др..хлеющий, м..тодичный, обд..лить, обл..денеть, разм..жеваться, разд..ление, зат..сать, объд..нение, разр..дить, (грядки), землетр..сение, сп..шить, прист..жной (воротник), п..хотинец, просв..щение, прист..жные (лошади), разр..дить (ружье), ут..шение, разв..вается, (флаг), разв..вается (ребенок),

дов..рительный (тон).

 

Раскройте скобки (л, лл):

Ви(л, лл)а, а(л, лл)оэ, нове(л, лл)а, а(л, лл)юминий, сте(л, лл)аж, ба(л, лл)он, бо(л, лл)еро, бе(л, лл)итристика, ба(л, лл)ада, криста(л, лл), иди(л, лл)ия, це(л, лл)юлоза, бю(л, лл)етень, а(л, лл)иби, до(л, лл)ар, ба(л, лл)аст.

 

 


Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 17

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.

Правильность как качество грамотной речи. Правильное употребление фразеологизмов.

1.ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: придаешь, поющие, местность, яростные, вскользь, разъяренный.

Расставьте ударение: памятуя, отняв, зевота, искони, некролог.

Объясните значения слов с разными ударениями: кирка-кирка, хаос-хаос, угольный-угольный, видение-видение.

Найдите слова, в которых ударение падает на второй слог: ждала, диагноз, намерение, доверху, подкралась, каталог, документ, заняла, инструмент, углубит, языки, украдут.

2. ЛЕКСИКА.

Объясните значения слов: инфляция, кампания, камуфляж, кворум, коалиция.

Объясните значение и происхождение следующих фразеологических оборотов: шапка Мономаха, Янус двуликий, дамоклов меч, гомерический смех, аредовы веки, гордиев узел, злоба дня, притча во языцех.

3.МОРФОЛОГИЯ.

Глаголы, данные ниже, поставьте в форму 2 лица единственного числа и в форму 3 лица множественного числа: слышать, стать, беседовать, слышаться, класть, видеть, хотеть, взвешивать, заливать, закрыть, отбыть, лечить, печь, бить, дуть, выдрать, ходить, беречь.

От приведенных ниже слов образуйте наречия, объясните способ образования наречий: четверо, дружеский утро, начало, сухой, молодой, весенний, свежий, поздний.

4.СИНТАКСИС.

Раскройте скобки, имена собственные поставьте в нужной форме:

а) Мы приближались к древнему городу (Афины).

б) Лайнер, направлявшийся из столицы страны (Лиссабон) в Америку, зашел на остров (Мадейра).

в) Писательница родилась в деревне (Усманка) Томской области.

г) Дом отдыха построен близ реки (Истра).

5. ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы:

Душ..нка, больн..го, кош..лка, галч..нок, бойц..м, холщ..вый, маж..р, подж..г (травы), вытанц..вывать, свеж…

Вставьте пропущенные буквы (к, кк): ро..око, а..орд, а..редитация, баро..о, ба..алавр, а..сельбанты, а..устика, а..уратный, о..упировать, а..умулятор, а..лиматизация, а..ордеон, ба..енбарды, а..меизм, а..омпанемент, о(к, кк)азия.

 


Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 18

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.

Речь, её особенности. Языковая норма. Особенности нормы. Понятие варианта.

 

1.ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: косьба, вьюжный, хвалебный, кающаяся, термометр.

Расставьте ударения: перистый, посыпать, прогневить, неврология, отчасти.

Объясните значения слов с разными ударениями: броня-броня, острота-острота,

добыча-добыча, дожил-дожил.

Найдите слова, в которых ударение падает на первый слог: шофер, принять, надолго, лыжня, лгала, зеркал, щекотно, замкнутый, звонница, навзничь, клялась, звала.

2. ЛЕКСИКА.

Объясните значения слова: конъюнктура, концепция, контекст, коммюнике, коллектор.

Укажите, чем отличаются друг от друга данные слова-синонимы:

а) настоящий-натуральный-подлинный; б) обманывать-сочинять- заливать; в) крикнуть-цыкнуть-гаркнуть; г) конечно- разумеется-беспорно.

3.МОРФОЛОГИЯ.

Исправьте ошибки: красивая бра, новая тюль, серьезное жюри, зеленое такси,

белая рояль, лечебная шампунь, болезненный мозоль, серая мышь, вкусный какао,

старое пианино.

От приведенных ниже глаголов образуйте все возможные формы деепричастий(совершенного и несовершенного вида): заметить, написать, привести, ступать, писать, надеть, глядеть, закрыть, свалиться, встретить, выйти, возвратиться, быть, строить, взбежать, услышать, обезуметь.

4. СИНТАКСИС.

Раскройте скобки, имена собственные поставьте в нужной форме.

а)Русский город Звенигород стоит на (Москва-река).

б)Выставка картин была организована в Санкт-Петербурге, в музее («Эрмитаж»).

в)Близ города (Крюков), за селом (Уклеево), начинается дорога, доходящая до озера (Краюхино).

г) В столице Чувашии, городе (Чебоксары), открылся новый театр.

5.ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы.

Раск_чать, заск_чить, выск_чка, ск_чок, отм_кать, непром_каемый, вым_кать, см_ковать, предл_жение, безотл_гательно, изл_жить, сл_гаемое, см_ренный, зам_рать, прим_риться, обм_реть.

 

Вставьте, где необходимо пропущенные буквы: окрес..ные, агенс..во, гиганс..кие, пас..бище, я..ственно, блес..нуть, голлан..ские, я..ства, добросовес..но, э..скаваторщик, счас..ливый, свер..ник, сума..шедший, захолус..ная, мес..ность, лес..ный, громоз..кая, рен..генолог, тягос..ное предчу..ствие, кос.ный мозг, неприятный инци..дент.
Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 19

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.

Природа и сущность языка. Язык как система. Знаковая сущность языка.

 

1.ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: тьма, медведь, текстиль, разъяриться, яблоко.

Расставьте ударения: отчасти, партер, приобретение, обеспечение, балуешь.

Объясните значения слов с разными ударениями: ирис-ирис, добыча-добыча, возбужденный-возбужденный, атлас-атлас.

Найдите слова, в которых ударение падает на первый слог: отвар, рвалась, подолгу, досуха, наискось, приняли, портовый, процент, ревень, деяние, сверлит, досуг.

 

2. ЛЕКСИКА.

Объясните значения слов: нокаут, лимит, лицензия, лейтмотив, толерантность, корпорация.

Укажите, чем отличаются друг от друга данные слова-синонимы:

а) контуры - очертания-линии- силуэт;

б) звонкий- звучный- звончатый;

в) словарь- словник- лексикон- тезаурус;

г) обманывать- лгать- врать.

 

3. МОРФОЛОГИЯ.

С приведенными ниже словами составьте словосочетания, объясните правописание выделенных гласных: зап е вать –зап и вать, прив е дение – прив и дение, ум а лять – ум о лять, с е деть-с и деть, осв е щение- осв я щение.

Укажите способ образования слов: пригородный, садоводство, упрощение, победитель, окончательный, наконечник, водянистый, водопровод, МХАТ, студсовет, педсовет, РФ, ВВЦ, выставка- продажа, главбух, завхоз, зарплата, завуч.

 

4. СИНТАКСИС.

Раскройте скобки, имена собственные поставьте в нужной форме:

а) Первая группа туристов остановилась в гостинице («Москва»).

б) Много живописных мест вы найдете на реках (Дон) и(Северный Донец).

в) Всеобщее внимание привлекли события на острове (Кипр).

г) Один из московских магазинов находится на Арбате.

 

5. ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте прощенные буквы: р..стительность, выр..щенный, р..сист, р..стовчанин, неприк..саемые, к..сательная, неук..снительно, пок..сился, отсч..т, сч..тывать, подсч..тавший, расч..тливый, сотв..рить, притв..риться, тв..рительный, утв..рь.

 

Вставьте пропущенные н или нн:

И..овация, а..алы, анте..а, коло..ада, мадо..а, а..омалия, па..орама, а..улировать, мембра..а, и..крустрация, поликли..ика, аре..а, а..отация, а..онс, коло..а, коло..ка, пусты..ик, муче..ик, конопля..ик, поле..ица, песча..ик, имени..ик, со..ик, моше..ик, нефтя..ик, труже..ик

 

Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 20

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.

Основные функции и единицы общения. Виды общения. Невербальные средства общения.

 

  1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: лесник, интерьер, легкий, детский, мягче.

Расставьте ударения: позвонить, жалюзи, столяр, языковые (нормы), атлас (ткань).

Объясните значения слов с разными ударениями: колос- колосс, квартал- квартал, атлас- атлас, развитый - развитой.

Найдите слова, в которых ударение падает на первый слог: кухонный, добыча, дожив, искоса, ждала, защелкать, гербовый, гусеничный, досыта, завидно, отвар.

 

  1. ЛЕКСИКА.

Объясните значения слов: мемуары, меморандум, меценат, нюанс, оппозия,

Подберите синонимы к данным ниже словам: осторожность, защитник, торжественность, преимущество, победить, близкий, дефект, дружба.

 

3.МОРФОЛОГИЯ.

Укажите род имен существительных: амплуа, буриме, визави, жабо, какаду, кольраби, коммюнике, Миссури, крупье, портмоне, протеже, фрау, Онтарио, Капри, Тарту, МГУ, эсперанто, фрейлейн.

Приведенные фамилии и названия населенных пунктов поставьте в творительном падеже единственного числа: Бородин, Беляев, Евгеньев, Петров, Левин, Бунин, Бородин, Костино, Очаков.

 

  1. СИНТАКСИС.

Исправьте ошибки:

а) Вращением винта регулируется сила на барабан катушки.

б) При установке и использовании катушку следует прочно закрепить.

в) Промышленность города в ближайшее годы пополнится новыми мощностями, многие из которых войдут уже в ближайшее время.

г) В целях ускорения отправки оборудования были приняты соответствующие меры.

 

  1. ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы: р..сточек, Р..стислав, разм..чить, з..ревать, выр..вненный, отм..кать, ск..чок, проскл..нять, пл..вец, одухотв..ренный, отр..сль, г..рючий, возг..рание, к..снувшись.

 

Вставьте, где необходимо ь: под..ячий, лис..и, гил..отина, ад..ютант, воз..ми, кур..ёзный, фельд..егерь, интер..ер, волч..и, Куз..мич.., интерв..юировать, почтал..он, комп..ютерный, четырех..ярусный, прос..ба.

 

Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 21

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.

Русский национальный общенародный язык.

Кодифицированный литературный язык.

1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: бесконечный, разнообразие, разумеется, язык, солнце.

Расставьте ударение: опрометчиво, метеоролог, нарост, обаяние, озимый.

Объясните слова с разными ударениями: сорить- ссорить, хлопок- хлопок, ирис- ирис, атлас- атлас.

Найдите слова, в которых выделенные буквы обозначают твёрдые согласные звуки: тен д ер, гор т ензия, и н ерция, т епловоз, ин т еграция, д екорация, ин т ервью, ка ф е, д етализация, продю с ер, ре з ерв, кибер н етика.

2. ЛЕКСИКА.

Объясните значения слов: проформа, регресс, резюме, ритуал, референдум.

Объясните разницу между приведенными ниже словами: войти- взойти, вдохнуть- вздохнуть, деловой - деловитый, усвоить- освоить, неизмеримый – несоизмеримый, эффектный- эффективный, искусный- искусственный,

одеть- надеть.

3. МОРФОЛОГИЯ.

Укажите род имен существительных: шпатель, гантель, гастроль, кадриль, табель, тюль, трюфель, туш, мозоль, вуаль, канифоль.

Приведенные фамилии и названия населенных пунктов поставьте в творительном падеже единственного числа: Рахманинов, Куприн, Катаев, Щедрин, Державин, Мамин - Сибиряк, Вихров, Пришвин, Пушкин, Шереметево, Кусково, Внуково, Орехово-Зуево, Монино, Херсон, Харьков, Киев.

4.СИНТАКСИС.

Исправьте ошибки:

а) Решения, чтобы на проезжей части улиц в микрорайоне школы были повешены специальные знаки, принимались не раз.

б) Об имеющих место недостатках в работе бригад много уже писала заводская многотиражка.

в) На заседании троим были объявлении выговоры, Иванова же только предупредили.

г) В текущем году будут введены новые мощности, в результате чего энерговооруженность области резко возрастёт.

5.ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы:

а) к батаре.., в уль.., с ветк.., на брошк.., на темен.., о санатори.., в ине.., в волнень.., к тёщ.., в планетари.., о знамен.., к галере.., у Наталь.., на ожерель.., на кляч.., к упряж.., к Прасковь..;

б) заклад..вать, проповед..вать, перепис..ваться, зарисов..ть, подбрас..вать, прониз..вать, слиз..вать, команд..вать, засас..вать, расчёс..вать, накал..вать, разлам..вать, взвеш..вать, конструир..вать.

 

Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 22.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.

Понятие культуры речи. Нормативный, коммуникативный и эстетический аспекты культуры речи.

 

1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: чудная, белая, молодые, дождевые, воет.

Расставьте ударение: озимый, парадокс, ожесточиться, пуловер, сковорода.

Объясните слова с разными ударениями: прикус- прикус, квартал- квартал,

развитой- развитый.

Образуйте формы прошедшего времени, расставьте ударения: быть, не быть, дать, не дать.

 

2.ЛЕКСИКА.

Объясните значения слов: симпозиум, статус- кво, стереотип, суверенитет, фактор.

Объясните разницу между приведёнными ниже словами: одеть- надеть,

главный- заглавный, командированный- командировочный, сшить- пошить,

эффектный- эффективный, усвоить- освоить.

 

3. МОРФОЛОГИЯ.

Приведенные ниже фамилии и названия населенных пунктов поставьте в творительном падеже единственного числа: Жюль Верн, Чарли Чаплин, Шевченко, Грэм Грин, Кромвель, Шевчук, Даль, Гайдай, Внуково, Орехово- Зуево, Нежин, Домодедово, Клин, Пушкино, Глазов, Херсон.

Допишите окончания у данных имён прилагательных: коз..(молоко), пригородн..(автобус), загородн.. (участок), иногородн..(житель), низш..(разряд), топк.. (место), громк.. (голос), говяж.. (мясо), жгуч.. (песок), ворон..(гнездо), тих.. (шёпот).

 

4. СИНТАКСИС.

Исправьте ошибки:

а) Беседы, где агитаторы рассказывают о планах предприятия, посещают десятки людей.

б) Доказательство, что сборная сумеет качественно улучшить игру, не состоялась.

в) Просим вашего разрешения, чтобы передать фабрике наш фонд на трансформаторное масло.

г) Настоящая работа о зелёном друге- это если все будут беречь наше природное богатство.

 

5. ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы: и..жить, бе..рассудство,..дравица, бе..гаражный, ни..вергнуть, чре..мерный, ра..ходы, во..браняется,..дание, ра..бежаться, и..бороздить, и..колесить, ра..жать, бе..заботный, ПР..бывать, пр..в..легии, пр..нимать, пр..спущенный, непр..ступная, пр..старелый, пр..вратник, пр..зирать, непр..ятель, пр..готовить, пр..даное, пр..дать (форму), пр..нарядиться, пр..зентация.

 

 


Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 23.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.

Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка.

1.ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: пыль, солнце, родня, бульон, расчёска.

Расставьте ударения: убранство, толика, факсимиле, феерия, некролог.

Объясните значения слов с разными ударениями: хаос- хаос, старина- старина,

языковой- языковой, лоскут- лоскут.

Образуйте форму родительного падежа единственного числа, расставьте ударения: дверь, пол, кафе, земля, щавель, кровь, сковорода.

2. ЛЕКСИКА.

Объясните значения слов: фактор, тезис, филантропия, фрагмент, эволюция.

Укажите случаи неоправданного употребления:

а) Просим принять зависящие меры к выделению заводу дополнительных фондов на металл.

б) В бригаде еще не начинали работать, намеченные планом сроки могут быть упущены.

в) Фильм был отснят на Ташкентской киностудии.

г) Ваше предложение о расформировании архива предприятия в настоящее время не может быть выполнено.

3. МОРФОЛОГИЯ.

От данных слов образуйте имена прилагательные с суффиксами –к- и –ск-: таджик, Голландия, Курск, декабрь, Ницца, Реймс, немец, рыбак, ткач, Парнас, Бордо, курд, Спасск, кабак, Сан-Франциско, монастырь.

Раскройте скобки, выберите нужную форму, обоснуйте выбор:

а) Инженерам удалось подобрать (проводники, проводников), которым были не страшны условия интенсивного обучения.

б) Дирекция была вынуждена наложить взыскание (на проводники, проводников), которыми не были вовремя сданы отчеты.

в) Радарные установки засекли (истребитель, истребителя) на высоте двенадцати километров.

г) На фотографии нетрудно узнать (лица, лиц) друзей и знакомых.

4. СИНТАКСИС.

Исправьте ошибки:

а) Поступающий мазут, так как отсутствуют ёмкости, своевременно не сливается, что приводит к тому, что со вторника цистерны с мазутом стоят под простоем, о чем мы не раз писали.

б) Наша задача- это если все рабочие будут выполнять задания.

в) Пользование аспирантами диссертациями может быть разрешено лишь по требованиям, заверенным учебным заведением.

г) Предложениям, выдвинутыми заведующими городскими клубами, заинтересовался отдел культуры.

5. ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы:

Играть туш.., двери настеж.., необычная вещ.., гора с плеч.., обжеч..ся, навзнич.., опрокинеш..ся, назнач..те несколько встреч.., закутаеш..ся в плащ.., отреж..те хлеба, дойдеш.. до рощ.., брош.., разлить туш.., смаж..те колеса, береч..ся от простуды, чувствуеш.. фальш..;

И..хлестанный, во..горание, ни..ходящий,..зади, бе..чинствовать, бе..вкусный, и..правленный, во..спрепятствовать, и..чезнуть, ра..шитый, и..хоженный, бе..ситемно.


Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 24

Теоретический вопрос.

Язык как средство коммуникации и передачи информации. Языковые нормы и их нарушения на разных уровнях языка.

 

1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: антенна, занимается, чудесного, обжечься, девчонка.

Расставьте ударения: осмысление, пригоршня, премирование, пурпур, мастерское.

Объясните значения слов с разными ударениями: искра- искра, кирка- кирка, прикус- прикус, морщить- морщить.

Отметьте те слова, в которых двойной согласный при произношении не сохраняется: аллея, аппликация, галлюцинация, касса, лимонник, идиллия, иллюстрация, сумма, интеллект, тонна.

 

2. ЛЕКСИКА.

Объясните значения слов: авторитет, анфилада, богема, гуманизм, дебаты.

Укажите случаи неоправданного употребления.

а) Извещаем, что требующееся затребование будет переслано нами своевременно.

б) Разведрилось только к вечеру, но опять же ненадолго, дня на два, не больше.

в) В адрес стройконторы отгружено более ста тонн цемента.

г) Препровождаем при сем акт на списание сеялки.

 

3. МОРФОЛОГИЯ.

От приведенных ниже слов образуйте прилагательные с суффиксами –оват-, -еват-, - овит-, евит-. Определите, какое значение они придают слову: желтый, жесткий, глянец, грязный, синий, соленый, лед, угол, рыжий, черный, яд, дом, дар.

От приведенных ниже имен существительных образуйте имена прилагательные. Выделите суффиксы и объясните их написание: солома, длина, семя, серебро, голубь, кожа, дерево, дрова, платье, соловей, клюква, операция, цена, время, олово, полотно, стекло, истина,

 

4. СИНТАКСИС.

Исправьте ошибки.

а) Студенты, которые летом работали на полях и фермах колхоза, о котором давно идет добрая слава, не только хорошо потрудились, но и отлично отдохнули.

б) Наш девиз- это когда один- за всех и все- за одного.

в) Прошу пригласить на совещание следующих сотрудников: заведующий молочной фермой, бригадиры, а также Иванову и Андрееву.

г) Мы должны объявить беспощадную борьбу нарушениям трудовой дисциплины, как прогулы, опоздания, равнодушие к работе.

 

5. ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы.

а) Пред..юбилейный, зав..южить, суб..ект, непред..явленный, грузопод..емник, обез..яничать, раз..яренный, двух..язычный, ин..екция, с..ябедничать, в..елся, сверх..интересный, об..единить, без..ядерный, необ..явленный.

б) Кресл..це, красав..ца, изюм..нка, баш..нка, бел..зна, пугов..чка, бус..нка, за..нька, шалаш..к, плать..це, Тол..чка, толщ..на, топл..во, круж..во, па..нька, нов..зна.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.189 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал