Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каратэ. Как я это вижу.






Итак, приступим. Сразу скажу – опыт весьма и весьма спорный и явно недостаточный. Эта работа – всего лишь проба пера. Но может, кому-нибудь такие записи покажутся занятными.

«Каждый ищет в каратэ то, что ему необходимо» - любил повторять Фунакоши. Но путь не может расходиться намного. Может, для ленивых любителей поболтать каратэ – способ духовного совершенства, для толстозадых западников и малышни – физкультура. Но подавляющее большинство приходит в зал для того, чтобы научиться сражаться. Для них каратэ – оружие. К ним я и обращаюсь. Есть еще люди, которые воспринимают каратэ как смысл жизни. Но им я уже неинтересен, они сами до всего дошли.

Что такое каратэ.

Безрадостные думы.

Господи, сколько книг по этой теме, сколько мнений! О том, что каратэ, и что - не каратэ, кто истинный и чья школа лучше. Я вот тоже высказаться хочу.

Главное в учении – принципы. С них и начнем.

1. И сказал Фунакоши – «Есть только одно каратэ». И пошли с тех пор рассказы о несостоятельности остальных видов боевых искусств, а потом – и других стилей (я, мол, занимаюсь сетоканом, значит, все остальное – кекусин, вадорю, ситорю и прочие - ОТСТОЙ). А сейчас – еще более тонкая градация: отделились вукош-ники, традиционщики, сетокаевцы… И каждый свое болото хвалит. Хвалить-то можно по-разному, но в данном случае это делается самым бесстыдным образом, марая грязью соседей и собратьев. Так мало того, зайдя почти в любой додзе можно такое услышать про соседнюю секцию, уши повянут. Как видно, здоровая конкуренция убивает последние остатки чести и чувство братства.

А ведь слова популяризатора каратэ можно понимать совсем по-другому. Что все БИ связаны и пронизаны друг другом. Я не говорю в глобальном масштабе – о китайских корнях. Редкий каратэка сегодня не «надергал» приемов из окружающих систем. А если и не заимствовал, то это сделал его сэнсей. Единственным критерием отбора для нас может стать эффективность в настоящем бою и возможность «втиснуть» данную технику в свой арсенал.

Под эффективностью я привык понимать способность в кратчайший момент времени нейтрализовать врага. Мой преподаватель В. А. Сказал шикарную фразу: «Бой длится от 3 до 9 секунд. Если рукопашник возится с вами дольше – он вас безмерно любит». Ну, а теперь обратимся к соревнованиям (они ж самый главный показатель для многих). И что? Где быстрая и безотказная техника? Хорошо, если у сэнсея в «загашнике» - своего череда дожидается. Так ведь может не поделиться – нафига ему лишние проблемы, травмы на тренировке. Лень ему может стать, а то и вообще – не знает он такого.

2. Каратэ – только для защиты. Во всех клятвах одно и то же: «Обязуюсь применять… только в случае защиты собственной жизни и здоровья или защиты своих родных и близких» (да, а если незнакомого человека на улице молотят – тогда нельзя что ли?).

Многие так прямо и говорят – искусство самообороны. И это – большая ошибка, ведущая к еще большим проблемам.

Дело в том, что каратэ – это оружие. Не больше и не меньше. И как всякое оружие, способно убивать. Так же как и оружие, каратэ безлико – оно неспособно само по себе быть хорошим или плохим. Все зависит от того, с какой целью оно применяется.

Так же, как и оружие, большинство техник являются смертельно опасными, НИКОГДА не нужно проводить их в полную силу на тренировке.

1. «Каратэ – искусство прямых линий, предпочитает удары с дальней дистанции». На самом деле каратэ – искусство коротких, быстрых движений. В начальном, «ученическом» варианте прием может состоять из округлых и неторопливых элементов. Но постепенно, по мере проработки, они становятся короткими, приближаясь к прямой линии – кратчайшему расстоянию между двумя точками.

Что касается дистанции, то здесь виноваты соревнования – вход в ближний бой зачастую чреват потерей очка, бороться же запрещено. Добавлю, что многие техники ближнего боя запрещены из-за высокой травматичности для партнера и малой зрелищности (а это ведь и есть эффективность, не так ли?).

3. Каратэка бьет 2 раза. Первый – в лоб, второй – по крышке гроба. Может, когда-то так и было. Но сегодня далеко не каждый иккен однозначный хиссацу. А раз так, следует подумать о сериях, защите от встречного удара, добивании и прочих вещах. Тактика и техника в таком случае сильно меняется.

4. «Каратэ – это только удары и блоки». Даже не специалисты – составители толкового словаря, в определение «каратэ» вставили словосочетание «ПЕРЕИМУЩЕСТВЕННО ударов». На практике львиную долю техник составляют захваты, толчки и броски. Как и предыдущий пункт, это сильно меняет технику и тактику.

5. «Путь пустой руки – это приемы безоружного противостояния». Во-первых, пустой эта рука стала относительно недавно, а до того была китайской. Во-вторых, даже Хабер признает ценность оружейной практики для улучшения навыков боя. Без них никогда не достичь мастерства. Да вот только редкий сэнсей сегодня умеет работать оружием. Нет, вертеть его по немыслимым траекториям с громким пыхтением любят многие. А невзрачные техники реального боя остаются в тени.

Вместе с тем, работа с оружие не только развивает силу, скорость, точность, чувство баланса и координацию, но и является своеобразным «мостиком» для понимания многих техник безоружного боя. Не говоря уж о приемах против оружия.

 

Ритуал

«Каратэ начинается с поклона» - повторяет О. В. И действительно, сейчас каратэ имеет много ритуальных элементов:

2. Это многочисленные «рэй» всему – залу, учителю, окружающим. Сейчас я, бывает, кланяюсь тому, у кого прошу прощения или когда хочу подчеркнуть уважение (даже если это не каратэка).

В некоторых школах поклон строго и свято соблюдается, в некоторых – нет. С одной стороны – рэй воспитывает и сдерживает, но его может быть очень много. Глупо кланяться по поводу и без оного. Уважение важно лишь тогда, когда его выказывает достойная личность. Рэй – движение само что ни наесть рабское и беззащитное (хуже может быть только падение ниц), и потому каратэка должен делать его с внутренним убеждением и гордостью.

Наклон шеи не должен быть чрезмерным, и нужно всегда быть готовым к отражению атаки в это время.

Я практикую 3 вида рэй:

а. Додзе рэй. Очень часто я забываю делать его у себя в зале, но обязательно – в гостях. Это уважение не только «духу зала» (эфемерное, знаете ли, понятие), а прежде всего – людям, которые в этом зале присутствуют и тем, кто этот зал оборудовал, убирал и т. д. Их работа стоит нашего уважения;

б. Сэнсей – ни рэй. Потому как он главный, он здесь царь и бог. И он может кое-чему научить (если уж пришли тренироваться). Не советую «выдергиваться» перед учителем (пусть даже он и уступает вам по всем показателям). Не поклонившись, демонстративно отвернувшись или сплюнув на пол, вы заработаете смертельного врага. На глазах учеников он будет биться до самой смерти, и даже после нокаута полезет, чтобы за пятку грызнуть. А потом ведь могут и ученики вступиться с дубцами-нунчаками, поскольку самурайской честью побрезгуют ради горячо любимого наставника. Ученик сейчас не тот пошел, но все же…

То же и в ката – рэй создателю;

в. Рэй партнеру. Именно партнеру, не противнику. То есть лицу, с которым собираетесь совершенствовать мастерство, а не сражаться. Этим самым я останавливаю собственное подсознательное желание применять технику по-настоящему. То есть приветствие настраивает на более спокойный лад. Если внимательно посмотреть, то у тех же боксеров или борцов существует подобный ритуал. Другое дело, что спортивная гонка убивает во многих их них внутреннюю сторону этих нехитрых жестов.

2. Одежда. Обязательно каратэ-ги, хотя бы и самодельное. Потому что форма дисциплинирует, создает ощущение единства, товарищества и настраивает определенным образом. С другой стороны, лично я свое каратэ-ги ношу только «по праздникам». Во-первых, потому что в зале не всегда чисто и можно запросто выпачкаться. Во-вторых, потому что многие, видевшие мои занятия, говорят: «Это не каратэ». Что ж, тогда и униформу неча носить. А в-третьих, мы все намного чаще носим спортивную форму, чем старояпонский «прикид». И деремся так чаще. И удары ног лучше идут обу…хотя есть же драки, когда голыми пятками друг друга охаживают.

И это не мелочи – удар даже в легком кроссовке ощущается иначе. Плотная куртка и пояс позволяют взять четкий захват (а я из спотривной курточки выскальзываю легко и свободно, как змея во время линьки).

Вывод: нечего обращать внимание на форму одежы, главное – чтобы она была чистой и не травмировала партнера (кольца, крестики, цепочки, заколки, сережки из пупа, носа и ушей – все вытаскивать). Просто я видел, как одна девочка не сняла сережки на дзюдо. Маленький кусочек металла зацепился за рукав напарницы. В итоге – море крови, слез и визга. И уродливый шрам на всю жизнь.

4. Пояс определенного цвета. Ну, эта тема глубже и обширнее. Когда я начал заниматься (борьбой), цвет пояса не имел для меня значения. Были просто – «до и после» Черного Пояса. Это был Великий Предел и означал мастерство. Придя в каратэ, я уяснил разницу цветных поясов, но Черный Пояс так и остался самым крутым.

А потом… В настоящее время значимость степеней сильно снизилась, мягко говоря. Аттестационные требования занижены, да и их не рассматривают в полном объеме. Я видел, как претендент на шо-дан забыл ката!!! И сдал на пояс! Многие ученики старательно готовятся, но все равно не соответствуют экзаменационным требованиям. Пояс дают «потому что он не так уж плох», потому что «все такие», «…потому что он хороший парень». И вообще – его тренеру будет стыдно, если он не сдаст (мне было стыдно наоборот, вручать такую степень). Короче, пояс дают, чтобы человек не обиделся и не ушел (ведь в соседней школе такие же мягкие правила). А иногда дают даже заочно, «на вырост». Некоторые оправдывают такое высокое доверие, но большинство – нет.

По этому поводу есть хорошая грузинская сказка. Отец не верил, что сын сам зарабатывает деньги и приказал тому своим трудом достать рубль. Ушлый сынишка брал деньги у матери, но отец, понюхав их, говорил: «Не настоящие», и бросал в печь. Когда сын действительно заработал деньги и принес их отцу, тот снова отправил их в топку. Не выдержав, парень бросился в огонь за своими медяками. Это все к чему? Я вот любому постараюсь прикус подправить, ежели он чего-то про мой коричневый пояс заикнется.

Итак, ритуал важен и значим, если его выполнять достойно и для достойных.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал