Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реформация, контрреформация на бел землях.
К концу 7 в. в Европе сложились две большие религиозные зоны: восточная, православно-византийская и западная, римско-католическая. Граница между ними проходила по Западному Бугу. Беларусь стала местом встречи и взаимодействия этих религий. До 14 в. в Беларуси нераздельно господствовала православная церковь. Кревская уния эту монополию нарушила. Несмотря на то, что позиции православия все более потеснялись, оно по-прежнему задавало тон в духовной жизни общества. В 14 в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Реформацией (протестантизм - Лютер, Кальвин), а в православии - ересями. С 50-х гг. 16 в. идеи протестантизма стали распространяться в Великом княжестве Литовском. Основным направлением реформации в Беларуси стал кальвинизм. Его социальной основой была феодальная знать, часть средней и мелкой шляхты. Среди простого народа идеи западноевропейской Реформации не получили сколько-нибудь широкого распространения. Первую реформаторскую общину создал в Бресте магнат Николай Радзивилл Черный. В 60-е гг. из кальвинизма выделилось радикальное течение - антитринитаризм, которое требовало социальных преобразований, осуждало крепостничество. Наиболее известными деятелями антитринитаризма были Сымон Будный, Якуб Калиновка. Реформация содействовала повышению духовно-культурной жизни. В это время распространились гуманистические идеи, увеличилось число грамотных. Особую роль в этом играли школы и книгопечатание. Были основаны типографии в Бресте, Несвиже, Любче, Лоске, Тяпино. Публиковались религиозно-публицистические произведения и педагогическая литература. Увидев, что движение выходит из-под контроля, феодалы в 70-х гг. стали отходить от Реформации. В 17 в. она сходит с исторической арены в Великом княжестве Литовском. Ставку в спасении католической церкви сделана на Орден иезуитов, созданный в 1534 г. Впервые в Великом княжестве (в Вильно) они появились в 1569 г. по приглашению католического епископа Протасевича. Хорошо организованные, грамотные, отличные ораторы, они сразу же завоевали авторитет у определенной части зажиточных слоев населения. В Вильно ими была создана бесплатная школа, так называемый коллегиум. Через какое-то время коллегиумы возникли в Полоцке, Несвиже, Мстиславле, Витебске, Минске, Орше, Могилеве. Католицизм в иезуитах нашел как бы второе дыхание и стал вытеснять лютеранство, кальвинизм, унитаризм и другие религиозные течения. Через пять лет после приезда иезуитов в Вильно в католичество перешло шесть тысяч человек. В конце 16 в. высшие слои общества уже в массовом порядке меняли протестантскую веру на католицизм. К концу 17 в. Контрреформация в княжестве победила. 25. Брестская уния и становление униатской церкви. В 1586 г. умирает король Стефан Баторий. Новым королем становится Сигизмунд III Ваза. Он был ярым католиком. Была предложена идея унии. Основные положения: 1. Униатская церковь должна подчиниться Папе Римскому. 2. Униатская церковь должна признать основные каноны католицизма. 3. Сохранялась православная обрядность. 4. Церковные службы можно было вести на церковно-славянском и местных языках. В 1595 г. уния была одобрена Папой Климентом VIII. В 1596 г. в Бресте был созван церковный собор. Собор раскололся на 2 части. Сторонников и противников унии. После того, как киевский митрополит Рогоза со сторонниками перешел на сторону католиков, уния была подписана. Решения унии стали нарушаться с первых дней. Униатство как течение не шло из глубины народа, оно насаждалось сверху. И когда победило униатство, то многие приходы опустели без священников. Они заявляли, что не хотят служить посланцам сатаны. Лишь в середине 17 в. в униатских церквах побеждает белорусский язык. 26. Культура Беларуси в XIV - XVI вв В 14 - 16 вв. духовная жизнь Великого княжества Литовского испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни, распространении реформационных идей и движений. Эпоха Возрождения на территории Беларуси имела свои особенности. Экономическое отставание от передовых стран Европы и господство феодализма сдерживали всестороннее развитие светских форм культуры и переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Специфическими чертами Возрождения в Беларуси стали также столкновение западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций, наличие на относительной веротерпимости, взаимодействие и взаимовлияние белоруской, русской, украинской, польской и литовской культур, что обусловило полилингвизм литературы этого времени. Представителем ренессансной культуры в Беларуси был первопечатник, гуманист и просветитель Франциск Скорина (около 1490 - около 1551 гг.). В центре его внимания была проблема общества и человека. Он рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества и др. В 1521 г. в Праге Ф. Скорина издал 23 библейские книги Ветхого Завета. В Вильно он организовал первую в Беларуси типографию и издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол». Традиции Ф. Скорины были развиты поэтом-гуманистом Николаем Гусовским (около 1470 - 1533 гг.), прославившимся своим произведением «Песня о зубре», в котором с патриотических и высоких морально-политических позиций воспета природа родной страны, содержится призыв к укреплению государства, к единству европейских народов, осуждаются войны, междуусобицы. Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность СымонаБудного (около 1530 - 1593 гг.). Он впервые издал напечатанные на белорусском языке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом», «Про светскую власть», «Новый завет». Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен - умер около 1599 г.). Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры. Важным явлением белорусской культуры явилась историко-хроникальная литература. Наиболее известными произведениями этого жанра стали «Летописец великих князей Литовских», «Хроника Великого княжества Литовского и Жемойтского», «Хроника Быховца», «Хроника польская, литовская, жемойтская и всей Руси» М. Старыйковского. Во второй половине 16 в. на смену традиционному летописанию пришла историко-мемуарная литература: «Письма» оршанского старосты Ф.Кмиты-Чернобыльского, мемуары новогрудского судьи Ф. Евлашевского, «Баракулабская хроника». На процесс становления и развития белоруской архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусства западноевропейских стран. Переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали самобытные памятники в готическом, романском стиле и стиле барокко. Образцом белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле. Во второй половине 16 в. были построены культовые здания в традициях ренессанса (протестантский собор в Сморгони и костел в Несвиже). С конца 16 в. появляется борокко. В этом стиле итальянским архитектором Дж. М. Бернардини в Несвиже был построен иезуитский костел. В светской архитектуре появляются крепости-замки в Новогрудке, Лиде, Гродно, Мире и др. Их возникновение было вызвано необходимостью обороны. В тесной связи с архитектурой развивалась живопись и скульптура. Наиболее активно развивалась иконопись. Она создавалась под влиянием древнерусского и византийского искусства. Характерными являются иконы «Матерь божья Замилованне», «Матерь божья Иерусалимская», «Матерь божья Смоленская» и др. С 15 в. появляются произведения светской живописи в жанре портрета. Распространенным был и такой вид живописи, как книжная миниатюра - рисунок на страницах рукописей небольшого размера и тонкой техникой исполнения. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов. Таким образом, 14–16 вв. - это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры, синтез ренессансово-гуманистических веяний и средневековых религиозных традиций, расширения культурных связей между белорусским и другими народами.
27.Осн концепции происхождения бел народности и назв «Белая Русь». Процесс формирования бел этноса был длителен и многогранен. Нет единого взгляда на время появления бел этноса. Одни считают, что формирование бел народности началось в 7-8 вв. и завершилось в 8в. (Штыхов, Ермолович). Седов относит время появления белорусов к 8-9 вв. Есть и др точки зрения. 19в. появились польская и великорусская концепции: объявляли белорусов либо частью польского этноса, либо – русского, а бел яз диалектом польского, либо русского. финноязычной концепция: белорусы произошли от смешения славян и финнов. балтской концепция: Балтские племена смешались со славянами, кот стали осваивать территорию нашей страны с середины 5 в. Док-вом явл ряд факторов духовной и материальной культуры (название рек – Сож, Реста, Ареса и твердый звук «р», культ ужа. концепция кривичско-радимичско-дреговичская: утверждает, что от смешения названий славянских племен и произошли беларусы. В 50-е годы 20 в. появилась древнерусская концепция: Согл ей появившееся в 9 в. гос-во – Киевская Русь привело к становлению единого этнического сообщества – древнерусская народность. В результате распада в 13в. этого гос-ва и появились 3 народа – белорусы, украинцы, русские. В нач 90-х гг. 20 в. создана концепция образования белорусов Пилипенко:. интенсификация этнических процессов вост-слав населения (в подвинье, поднепровье, поприпятье) с балтским, польским, тюрским приведут к формированию новой народности, культуры, старобел языка. Термин «Белая Русь» более древний, чем его употребление на наших землях. Во 2-4 вв. под этим названием могли значиться земли Владимиро-Суздальской или Киевской Руси. Но на польской карте 16 в. под Белой Русью обозначены наши земли. Происхождение этого слова трактуют по разному. В 19в. Любавский подчеркивал синонимность понятия белый как цвет и свободный, т.е. свободный от монголо-татар. Юхо связывает «Белая Русь» – с более ранним принятием христианства в отличие от Гродненщины – «Черная Русь». В 16-18в. термин «Белая Русь» вытесняет термин «Литва», литвины и закрепляется за дан территорией и народом. 28.Ливонская война на тер Бел и последствия. В 1558 Иван Грозный начал войну с Ливонией. Великий магистр Ордена Кетлер обратился к Сигизмунду II Августу (1548-1572) с просьбой о помощи. В рез-те Орден был поделен на 2 части: Курляндское герцогство и литовско-польскую провинцию Инфлянты. Курляндский герцог признал себя вассалом Великого князя Литовского. В связи с этим царь начал войну против ВКЛ. В 1563 взял Полоцк и стал именоваться «Великим князем Полоцким». Он занял сев-вост Беларусь, ему открылся путь на столицу княжества. Гос-во оказалось на грани политич. краха и военной катастрофы, под угрозу было поставлено само его существование. В янв 1569 в Люблине открылся общий сейм. Продолжался он 6 месяцев. Каждая сторона ставила свои условия, кот не принимались другой. Увидев угрозу насильственного заключения унии на неприемлемых условиях, послы ВКЛ покинули город. Тогда польская сторона продемонстрировала силу. Сигизмунд Август II издал указ о присоединении к Польскому королевству Подляшья, Волыни, Подолии и Киевщины, в рез-те чего почти половина тер ВКЛ отошла к Польше. Оказать сопротивление Польше княжество не могло. В этих условиях была сделана попытка начать переговоры с Иваном IV о мире, но она была безрезультатной. В этих условиях делегация ВКЛ вынуждена была вернуться в Люблин и 1 июля 1569 подписать акт унии в той форме, кот предлагала Польша. В 1572 умер Сигизмунд II Август, последний Польский Король и Великий князь Литовский из династии Ягеллонов, занимавший трон по праву наследования. После него короли стали избираться сеймом, что часто приводило к так назыв бескоролевьям, кот тянулись от смерти одного монарха до избрания другого. После очередного бескоролевья на престол был избран Стефан Баторий (1576-1586). В 1579 войска Речи Посполитой (РП) под руководством Стефана Батория взяли Полоцк, Велиж, Усвяты и Великие Луки, в 1582 начали осаждать Псков, но занять его не удалось. В 1582 Ливонская война завершилась Ям-Запольским миром, по кот к РП перешла вся Ливония, Полоцк и Велиж. 29.Люблинская уния и образование РП. Вопрос об унии был злободневным для Польши на протяжении более полутора столетий. Шляхту привлекали земли ВКЛ, чины и богатства. Она открыто добивалась включения в свой состав ВКЛ. Идея унии находила поддержку со стороны бел шляхты, надеявшейся получить «золотую польскую вольность». Польская католическая церковь видела в унии средство расширения своего влияния на восток. В соответствии с этим актом Польское Королевство и ВКЛ объединялись в одно гос-во-Речь Посполитую (РП). Единого государя предполагалось избирать на общем сейме, провозглашая его Королем Польским, Великим князем Литовским, Русским, Прусским, Мазовецким, Жемойтским, Киевским, Волынским, Подляшским и Инфлянтским. Отдельное избрание Великого князя Литовского прекращалось.Права поляков в княжестве и жителей княжества в Польше уравнивались. Для обсуждения общегос-ных дел предусматривались общие сеймы. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет княжества, но его государственности окончательно не ликвидировала. Оно сохранило свое войско, судебную систему, административный аппарат, печать с Погоней. Обе части РП имели самостоятельные названия и до конца 17 в. – гос-ные языки. В княжестве таковым был белорусский. В рез-те Люблинской унии Польша получила большие возможности для проведения великодержавной политики в отношении населения Великого княжества. Политика РП по насаждению на бел землях католицизма и проведению полонизации дополнили дифференциацию бел общества этнорелигиозной дезинтеграцией. Полонизаторские процессы привели к отрыву от бел этнической общности ее интеллигенции, высших слоев, чем затруднили процесс формирования и развития единого народа. Противодействовать этим явлениям было трудно.Сенат РП состоял преимущественно из польских представителей. В сейме, где из 180 послов только 46 приходилось на Великое княжество, из них на бел поветы - 34. Наряду с политич ограничениями бел шляхта почувствовала и экономич ограничения. Она не могла получать земли в тех регионах, что были присоединены к Польше. Польская же шляхта стала активно пользоваться правом приобретения имений в княжестве. Все это явилось основой антипольских настроений в Беларуси в 70-90гг. 16 в. Было немало сторонников разрыва союза с Польшей, кот вели борьбу за независимость своего гос-ва. В этот период регулярно созывало свои сеймы ВКЛ. В 1581 была создана высшая инстанция-Трибунал, а принятие в 1588 своего свода законов - Статута - по существу сводило на нет некот положения Люблинской унии. 30. Статут 1588 г. законодательно оформил существование Великого княжества Литовского как самостоятельного суверенного государства. Систематизация права, на основе которого создавался новый Статут, была осуществлена на принципах, свойственных переходной эпохе от средневековья к Новому времени. Здесь отразилась высокая профессиональная культура белорусских юристов, работавших под руководством А.П. Воловича и Л.И. Сапеги, которые в ту пору возглавляли Великое княжество Литовское в качестве канцлера и подканцлера. Новые общественно-политические отношения были закреплены в Статуте статьями, которые ограничивали права государя, утверждали разделение власти, когда законодательная власть закреплялась за сеймом, исполнительная — за Великим князем и радой, а судебная — за великокняжеским и Главным судом, а также и другими не менее важными положениями. Утверждение верховенства права в те далекие времена свидетельствует о высоком уровне государственности, который был присущ белорусским политическим лидерам. Третий Статут действовал после разделов Речи Посполитой до 1840 г. на белорусских землях, которые вошли в состав Российской империи. Историческая судьба белорусской государственности очень трудна. Нашим предкам приходилось в жесточайших условиях отстаивать свою государственную самостоятельность и независимость в борьбе с Королевством Польским. После разделов Речи Посполитой национальный государственно-правовой процесс прервался более чем на 120 лет, когда белорусские земли оказалась в составе Российской империи. Статут Великого княжества Литовского еще действовал, но статьи, касающиеся государственного устройства, остались только на бумаге.
|