Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные тенденции общественно-политического развития Республики Беларусь в 90-х гг. XX -начала XXI ст.
В 1991 г. Беларусь стала независимым государством. Начался процесс создания модели государственного устройства. Суверенитет республики был закреплен Конституцией Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 г. Республика Беларусь провозглашалась унитарным демократическим социальным правовым государством. В соответствии с Конституцией законодательным органом являлся Парламент, президент провозглашался главой государства и исполнительной власти. Судебная власть представлена судами, в том числе Конституционным Судом. По инициативе Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко 14 мая 1995 г. был проведен республиканский референдум, на который вынесены вопросы о придании русскому языку равного статуса с белорусским, об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь, об экономической интеграции с РСФСР, о внесении изменений в Конституцию Республики Беларусь. Большинство населения республики высказалось за придание русскому языку статуса государственного наравне с белорусским, поддержало предложение об установлении новых Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь. Абсолютное большинство населения высказалось за экономическую интеграцию с Россией. Политическая оппозиция выступила против курса Президента, одобренного большинством народа. Группа оппозиционных депутатов Верховного Совета поставила вопрос об ограничении полномочий Президента. Обострение политической ситуации в Беларуси стало причиной проведения референдума. На голосование были вынесены проекты обновленной Конституции. Проект Конституции, предложенный Президентом, предусматривал расширение полномочий Президента Республики Беларусь. Второй проект, предложенный депутатами Верховного Совета, содержал статьи, ограничивающие полномочия Президента. 24 ноября 1996 г. состоялся всенародный референдум, на котором 70, 4 % избирателей проголосовало за внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 г., предложенных Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, и 88, 2 % избирателей проголосовало за перенесение Дня независимости Республики Беларусь с 27 на 3 июля. В соответствии с новой редакцией Конституции Республики Беларусь вместо Верховного Совета был сформирован двухпалатный орган — Национальное собрание, который состоит из Палаты представителей и Совета Республики. Значительно расширены полномочия Президента. В Республике Беларусь утвердилась президентская форма правления. В 2001 г. А.Г. Лукашенко был избран на пост Президента Республики Беларусь вторично. 17 октября 2004 г. состоялся референдум по вопросу о возможности избрания А. Г. Лукашенко на третий срок. Положительно ответили 79, 4 % голосовавших. 19 марта 2006 г. состоялись выборы, по итогам которых А.Г. Лукашенко был вновь избран Президентом Республики Беларусь. В Республике Беларусь идет процесс формирования гражданского общества, элементами которого являются общественные организации, органы местного самоуправления, негосударственные средства массовой информации. На 1 октября 2007 г. Министерством юстиции Республики Беларусь зарегистрировано 15 политических партий, принадлежащих к разным направлениям: коммунистическому (КПБ, ПКБ и др.), социал-демократическому (Белорусская социал-демократическая Громада), либеральному (Объединенная гражданская партия), национал-демократическому (БНФ). Большинство партий малочисленны и не оказывают существенного влияния на политику государства. 28 сентября 2008 г. состоялись очередные выборы в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь. На 110 мест претендовали 263 кандидата, треть из которых представляли различные политические партии, в том числе оппозиционные. Заходом выборов следили 929 наблюдателей. Большинство из них отметили открытость и прозрачность проведения выборов. Выборы признаны состоявшимися в первом туре, так как явка избирателей составила 75, 3 %. В Республике Беларусь действуют профсоюзы, в 2002 г. была создана молодежная организация Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ), работает пионерская организация. Конституция Республики Беларусь гарантирует гражданам свободу совести и право выбирать религию. В Беларуси насчитывается свыше 3 тыс. религиозных общин, представляющих различные конфессии. Самой многочисленной является Белорусская православная церковь. Кроме нее активно действуют традиционные для Беларуси конфессии - римско-католическая, униатская, иудейская, протестантская, мусульманская.
|