Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примечания
ФИО студента _____________________________________________Группа _________________ Бланк наблюдения над устной речью
Дата _____________________ Время _____________________
Примечания Графа 2 – указать речевые ошибки, ответить на вопросы Кто? Что? Кому? Как? [сказал]
Графа 3 - 1. Обозначения Сведений о наблюдаемом: Пол: м. или ж. Возраст: полных лет – 15, 30, 55. Образование: высшее профессиональное образование – впо, среднее профессиональное образование – спо, среднее образование – со, студент – с, учащийся – у.
Графа 4 – ответ на вопросы Где? Когда? [ произошло речевое событие] 2. Условия: формальная (официально-деловая, учебно-научная) обстановка – ф, неформальная беседа – нф, ТВ – телевизионная передача, Р – радио, У – устное общение
Графа 5 - 3. Тип ошибки: 1) Орфоэпические 2) Акцентные 3) Лексические 4) Фразеологические 5) Словообразовательные 6) Морфологические 7) Синтаксические 8) Стилистические
Графа 6 – ответ на вопрос Почему? [так сказал] 4. Причина ошибки: 1. Психо-соматическое состояние говорящего: Нарушение нормы свидетельствует о состоянии говорящего (волнение, нервозность, аффектация, невладение собой, утомление, подавленность). Характер нарушения нормы одновременно (вид, степень, регулярность) может быть показателем нервного, психического, соматического расстройства. 2. Нарушение нормы – показатель неосведомленности носителя (его безграмотности) либо невладения ею: ü неумение мыслить публично; ü неумение найти точное, нужное слово для выражения мысли, и – что гораздо хуже – нежелание искать такое слово; ü недостаточная подготовленность ü бедность индивидуального словаря говорящего ü просто небрежность («как сказал, так и ладно!») или привычка говорить неправильно только оттого, что «так говорят». Новообразования, не признаваемые нормативными вследствие отрицательной общественно-эстетической оценки: ЗвОнит (вместо звонИт), ПрИговор (вместо приговОр). ü влияние «мертвящего» канцелярского языка ü желание не к месту щегольнуть иностранным словом ü мода на бессмысленные словечки ü грубый жаргон улицы. Жаргонизмы и другие слова, находящиеся за пределами литературной лексики: ü Просторечие – это стилистически сниженные (грубоватые, но нередко оправдываемые контекстом речи) факты литературного языка: Башка, брюхо, пузо, жрать, дрыхнуть ü [Нужно отграничивать их от тех явлений, которые находятся за пределами литературного языка (ненормированная речь, жаргоны…)] ü Один из стилей литературного языка с присущим ему особым кругом слов и форм, воспринимаемых на оне других стилей: Облапошить, дубасить, окочуриться, лоботряс ü Явления, не входящие в литературный язык, принадлежащие малограмотной, ненормированной речи: Тролебус [тролейбус], инженера [инженеры], делов [дел], транвай [трамвай], дермантин [дерматин] ü всякое словесное разгальдайство, переходящее порой в языковой нигилизм и мн.др. ü Наличие слов-паразитов. В языке нет ни лищних слов – сорняков, ни слов – паразитов. Такими они становятся в нашей речи из-за частого, неуместного их употребления. Когда не хватает нужных слов, появляются: ну, значит, так сказать, как бы, вот … и др. они не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие. ü Архаичные формы, которые были в прошлом образцами словоупотребления, но перестали соответствовать норме: ЗасУха (вместо зАсуха), БиблиОтека (вместо библиотЕка), В лЕсе (вместо в лесУ), в домУ (вместо в дОме), Сторониться от кого-, чего-либо (вместо сторонюсь кого-, чего-либо). ü Особенностей социально-профессиональных наречий: РУдник (вместо руднИк), АгонИя (вместо агОния), КлапанА (вместо клАпаны), КомпАс (вместо кОмпас), РапОрт (вместо рАпорт).
3. Нарушение нормы может быть стилистическим (характеристика персонажа, игра слов, изобразительность)
|