Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания

ФИО студента _____________________________________________Группа _________________

Бланк наблюдения над устной речью

 

Дата _____________________ Время _____________________

 

№ п/п Речевые ошибки наблюдаемых Сведения о наблюдаемом Критерии (показатели)
Пол, возраст, образование1 Условия2 Тип ошибки3 Причина ошибки4
           
           
           
           
           
           
           
           
Выводы:  

 

Примечания

Графа 2 – указать речевые ошибки, ответить на вопросы Кто? Что? Кому? Как? [сказал]

 

Графа 3 - 1. Обозначения Сведений о наблюдаемом:

Пол: м. или ж.

Возраст: полных лет – 15, 30, 55.

Образование: высшее профессиональное образование – впо, среднее профессиональное образование – спо, среднее образование – со, студент – с, учащийся – у.

 

Графа 4 – ответ на вопросы Где? Когда? [ произошло речевое событие]

2. Условия: формальная (официально-деловая, учебно-научная) обстановка – ф, неформальная беседа – нф, ТВ – телевизионная передача, Р – радио, У – устное общение

 

Графа 5 -

3. Тип ошибки:

1) Орфоэпические

2) Акцентные

3) Лексические

4) Фразеологические

5) Словообразовательные

6) Морфологические

7) Синтаксические

8) Стилистические

 

Графа 6 – ответ на вопрос Почему? [так сказал]

4. Причина ошибки:

1. Психо-соматическое состояние говорящего:

Нарушение нормы свидетельствует о состоянии говорящего (волнение, нервозность, аффектация, невладение собой, утомление, подавленность). Характер нарушения нормы одновременно (вид, степень, регулярность) может быть показателем нервного, психического, соматического расстройства.

2. Нарушение нормы – показатель неосведомленности носителя (его безграмотности) либо невладения ею:

ü неумение мыслить публично;

ü неумение найти точное, нужное слово для выражения мысли, и – что гораздо хуже – нежелание искать такое слово;

ü недостаточная подготовленность

ü бедность индивидуального словаря говорящего

ü просто небрежность («как сказал, так и ладно!») или привычка говорить неправильно только оттого, что «так говорят». Новообразования, не признаваемые нормативными вследствие отрицательной общественно-эстетической оценки: ЗвОнит (вместо звонИт), ПрИговор (вместо приговОр).

ü влияние «мертвящего» канцелярского языка

ü желание не к месту щегольнуть иностранным словом

ü мода на бессмысленные словечки

ü грубый жаргон улицы. Жаргонизмы и другие слова, находящиеся за пределами литературной лексики:

ü Просторечие – это стилистически сниженные (грубоватые, но нередко оправдываемые контекстом речи) факты литературного языка: Башка, брюхо, пузо, жрать, дрыхнуть

ü [Нужно отграничивать их от тех явлений, которые находятся за пределами литературного языка (ненормированная речь, жаргоны…)]

ü Один из стилей литературного языка с присущим ему особым кругом слов и форм, воспринимаемых на оне других стилей: Облапошить, дубасить, окочуриться, лоботряс

ü Явления, не входящие в литературный язык, принадлежащие малограмотной, ненормированной речи: Тролебус [тролейбус], инженера [инженеры], делов [дел], транвай [трамвай], дермантин [дерматин]

ü всякое словесное разгальдайство, переходящее порой в языковой нигилизм и мн.др.

ü Наличие слов-паразитов.

В языке нет ни лищних слов – сорняков, ни слов – паразитов. Такими они становятся в нашей речи из-за частого, неуместного их употребления. Когда не хватает нужных слов, появляются: ну, значит, так сказать, как бы, вот … и др. они не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие.

ü Архаичные формы, которые были в прошлом образцами словоупотребления, но перестали соответствовать норме: ЗасУха (вместо зАсуха), БиблиОтека (вместо библиотЕка), В лЕсе (вместо в лесУ), в домУ (вместо в дОме), Сторониться от кого-, чего-либо (вместо сторонюсь кого-, чего-либо).

ü Особенностей социально-профессиональных наречий: РУдник (вместо руднИк), АгонИя (вместо агОния), КлапанА (вместо клАпаны), КомпАс (вместо кОмпас), РапОрт (вместо рАпорт).

 

3. Нарушение нормы может быть стилистическим (характеристика персонажа, игра слов, изобразительность)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1 Деятельность как социальная основа менеджмента | Аристотель
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал