Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее психологическое влияние РСС на участников тренинга.






Данное исследование проводилось в течение 1991-92 гг. в Уфе, Ярославле, Караганде во время обучающих тренингов по Свободному Дыханию.

 

Характеристика выборки.

В исследовании приняло участие 61 человек, из них 35 женщин 26 мужчин, психически и физически здоровых, в основном с высшим образованием в возрасте от 20 до 45 лет.

Методы исследования.

Включенное наблюдение и тест САН в варианте В.А.Доскина, использующий 30 семибальных биполярных шкал, сгруппированных в 3 фактора (48, с.65).В качестве обобщенных факторов, характеризующих различные аспекты актуального состояния, в тесте САН используются самочувствие", в интегративной форме отражающее физиологическое состояние организма, " активность", характеризующая актуальный энергетический потенциал целостной (в том числе, психической) жизнедеятельности, и " настроение" - интегративный показатель отражаемого на эмоциональном уровне благополучия внутренних и внешних условий жизнедеятельности.

 

Процедура исследования.

Тестовая карта САН предлагалась участникам тренинга в следующем порядке:

1 предъявление - до начала занятий в первый день тренинга.

2 предъявление - через 15 минут после процесса.

3 предъявление - до начала занятий в третий день.

4 предъявление - через 15 минут после 3 процесса.

5 предъявление - до начала занятий в четвертый день.

6 предъявление - через 15 минут после 5 процесса.

 

Результаты и обсуждение. Данные по тесту САН были сведены по группам предъявления и представлены в таблице 5.

Нами были рассчитаны средние арифметические в каждом предъявлении по формуле

 

å Хi

Хср = -------,

N

 

 

где Хср - среднее арифметическое,

Хi - тестовые значения в предьявлении,

i - испытуемый по тесту,

N - количество испытуемых,

å - знак суммирования.

 

 

Таблица 5.

Тестовые значения САН по группам предъявления.

 

Шкала 1 предьявление 2 предьявление 3 предьявление 4 предьявление 5 предьявление 6 предьявление
Самочувствие 4, 7 5, 3 5, 1 5, 6 5, 3 5, 6
Активность 4, 4 4, 9 4, 6 5, 2 4, 9 5, 3
Настроение 4, 6 4, 8 4, 8 5, 3 5, 1 5, 5

 

Исследование показало, что по всем трем шкалам существуют значимые различия как в парах " до вхождения в РСС- после вхождения в РСС" во всех трех парах, так и общими значениями в начале и конце тренинга.

Дополнительные исследования, проведенные 1995-96 гг., по методике САН в городах Минске, Ярославле, Владимире подтвердили данные этого исследования, а также показали статистическую значимость различий как в парах " до вхождения в РСС- после вхождения в РСС" во всех трех парах, так и общими значениями в начале и конце тренинга.

На Владимирском тренинге (1996г. - В. Козлов, Е.Супрунова) параллельно с тестом САН был проведен тест “Самооценка состояния”. Это бланковая методика предложена для самооценки уровня бодрости, настроения, работоспособности и мотивации. Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с одним из семи признаков. Данные заносились в бланк для ответов.

Тест предлагался участникам тренинга в следующем порядке:

1 предъявление - до начала занятий во второй день тренинга;

2 предъявление - через 15 минут после первого процесса;

3 предъявление - до начала занятий в третий день тренинга;

4 предъявление - через 15 минут после второго процесса.

В первый день тренинга сессия связного дыхания не проводилась.

Опросы проводились до и после вхождения в процесс расширенного состояния сознания в одно и то же время суток.

Данные о выборке.

Группа была сформирована достаточно спонтанно. Участники были представителями различных социальных групп (студенты, преподаватели, безработные, пенсионеры и др.), в разном возрасте.

Объем выборки - 19 человек, из них 8 мужчин (42.1%) и 11 женщин (57.9%).

Выборка достаточно представительна в образовательном отношении:

12 чел. (63.1%) - высшее, 2 чел. (10.5%) - неполное высшее (студенты), 3 чел. (15.7%) - среднее техническое, 1 чел. (5.2%) - среднее специальное и 1 чел. (5.2%) - среднее.

Основная масса участников тренинга взрослые (89.5%). Возрастная структура из себя представляет следующее: до 20 лет - 3 чел.(15.7%), 21-30 лет - 4 чел.(21.1%), 31-40 лет - 8 чел.(42.1%), 41 и выше - 4 чел.(21.1%).

 

Полученные результаты и их обработка.

Математическая обработка тестов заключалась в нахождении средней арифметической, среднего квадратического отклонения по каждому предъявлению и коэффициента Стьюдента - критерия значимости изменений.

Данные по тестам были сведены по группам предъявления (до и после вхождения в РСС).

 

Обработка результатов теста САН.

На выборке были получены следующие усредненные тестовые значения средней арифметической: самочувствие - 5.7; активность - 4.9; настроение - 5.4.

Величина среднего квадратического отклонения колебалась от 0.6 до 1.2, что не превышало нормы.

Результаты подсчета значимости различий по критерию Стьюдента (t). Расчеты производились с помощью ЭВМ (программа " Стадия").

Самочувствие.

а) соотношение результатов до и после процесса РСС во второй день тренинга: (t=1.71), значимость=9.31E-2, степ. своб.=1.34. Нулевая гипотеза может быть принята.

б) соотношение результатов до и после процесса РСС в третий день тренинга: (t=0.742), значимость=0.529, степ. своб.=1.28. Нулевая гипотеза может быть принята.

в) соотношение первоначальных результатов и результатов после тренинга: (t=0.29), значимость=0.771, степ. своб.=1.29.Нулевая гипотеза может быть принята.

Активность. а) соотношение результатов до и после процесса РСС во второй день тренинга: (t=0.176), значимость = 0.856, степ. своб.=1.34. Нулевая гипотеза может быть принята.

б) соотношение результатов до и после процесса РСС в третий день тренинга: (t=8.88E-2), значимость=0.927, степ. своб. =1.28. Нулевая гипотеза может быть принята.

в) соотношение первоначальных результатов и результатов после тренинга: (t=0.116), значимость=0.905, степ.своб.=1.29. Нулевая гипотеза может быть принята.

Настроение.

а) соотношение результатов до и после процесса РСС во второй день тренинга: (t=0.614), значимость=0.55, степ. своб.=1.35. Нулевая гипотеза может быть принята.

б) соотношение результатов до и после процесса РСС в третий день тренинга: (t=0.329), значимость=0.743, степ.своб.=1.28. Нулевая гипотеза может быть принята.

в) соотношение первоначальных результатов и результатов после тренинга: (t=5.36E-2), значимость=0.957, степ. своб.=1.29. Нулевая гипотеза может быть принята.

Обработка результатов теста “Самооценка состояния”.

Данные по тесту были сведены по группам предъявления. Нами были рассчитаны средние арифметические в каждом предъявлении. На нашей выборке были получены следующие усредненные тестовые значения: уровень бодрости - 3.8; настроение - 5; работоспособность - 4.6; мотивация — 4.8.

Величина среднего квадратического отклонения была от 0.5 до 1.5.

Результаты подсчета значимости различий по критерию Стьюдента (t).

 

Уровень бодрости.

а) соотношение результатов до и после процесса РСС во второй день тренинга: (t=0.441), значимость=0.666, степ. своб.=1.31. Нулевая гипотеза может быть принята.

б) соотношение результатов до и после процесса РСС в третий день тренинга: (t=1.15), значимость=0.263, степ. своб.=1.23. Нулевая гипотеза может быть принята.

в) соотношение первоначальных результатов и результатов после тренинга: (t=0.34), значимость=0.756, степ. своб.=1.25. Нулевая гипотеза может быть принята.

Настроение.

а) соотношение результатов до и после процесса РСС во второй день тренинга: (t=2.53), значимость=1.59E-, степ. своб.=1.31. Конкурирующая гипотеза может быть принята.

б) соотношение результатов до и после процесса РСС в третий день тренинга: (t=5.98E-2), значимость=0.952, степ. своб.=1.23. Нулевая гипотеза может быть принята.

в) соотношение первоначальных результатов и результатов после тренинга: (t=9.7E-2), значимость=0.92, степ. своб.=1.25. Нулевая гипотеза может быть принята.

Работоспособность.

а) соотношение результатов до и после процесса РСС во второй день тренинга: (t=0.518), значимость=0.534, степ. своб.= 1.31. Нулевая гипотеза может быть принята.

б) соотношение результатов до и после процесса РСС в третий день тренинга: (t=0.751), значимость=0.534, степ. своб.=1.23. Нулевая гипотеза может быть принята.

в) соотношение первоначальных результатов и результатов после тренинга: (t=0.299), значимость=0.764, степ. своб.=1.25. Нулевая гипотеза может быть принята.

Мотивация.

а) соотношение результатов до и после процесса РСС во второй день тренинга: (t=2.03), значимость=4.8E-2, степ. своб.=1.31. Конкурирующая гипотеза может быть принята.

б) соотношение результатов до и после процесса РСС в третий день тренинга: (t=1.46), значимость=0.154, степ. своб.=1.23. Нулевая гипотеза может быть принята.

в) соотношение первоначальных результатов и результатов после тренинга: (t=2.8), значимость=9.5E-3, степ. своб.=1.25. Конкурируюшая гипотеза может быть принята.

 

Выводы.

1. Процесс вхождения в РСС приводит к улучшению общего состояния клиентов.

2. После вхождения в РСС улучшается самочувствие, активность и настроение клиентов.

3. Произошло улучшение уровня бодрости и работоспособности. Настроение значительно улучшилось после вхождения в РСС. Произошло снижение мотивации до безразличного отношения к работе и равнодушия к ней.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал