Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Учебно-методический комплексСтр 1 из 14Следующая ⇒
КРИМИНАЛИСТИКА
Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»)
Воронеж ББК 67.52 Асташов М.А. -профессор кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП», кандидат юридических наук, доцент; Дудоров Т.Д. - доцент кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП», кандидат юридических наук; Комбарова Е.Л. - старший преподаватель кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП», кандидат юридических наук.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция. Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 12 от 06 июня 2012 г.)
Утвержден Учебно-методическим советом ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 10 от 27 июня 2012 г.)
Обновлен на заседании кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 28 августа 2013 года)
Обновлен на заседании кафедры уголовно-процессуального права ЦФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 1 от 29 августа 2014 года)
© ЦФ ФГБОУВПО «РАП», 2014 © Асташов М.А., Дудоров Т.Д., Комбарова Е.Л., 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………4 Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………..…9 Тематические планы……………………………………………………………10 Программа курса……………….……………………………………………….16 Планы семинарских занятий………………………………………………… 33 Планы практических занятий…………………………………………………..37 Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы для студентов…………………………….…………45 Контрольное задание для студентов………………………………………….71 Литература……………………………………………………………………… 91 Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………………. 97 ВВЕДЕНИЕ В процессе развития нашего общества претерпела существенные изменения и преступность. В настоящее время она во все большей степени характеризуется организованностью преступных формирований, их вооруженностью, совершением тяжких преступлений, появлением в преступных структурах групп, осуществляющих безопасность и противодействие органам расследования. Деятельность преступных структур во все большей мере направлена на совершение преступлений в сфере наркобизнеса, экономики, внешнеэкономической, банковской деятельности. Организованная преступность располагает значительной материальной базой, образованной за счет средств, полученных преступным путем. Вузовская подготовка юристов является сложным и многогранным процессом. Гармоничное сочетание преподавания комплекса различных дисциплин обеспечивает выпуск высококвалифицированных специалистов, способных активно включиться в охрану общественного порядка, борьбу с преступностью и решение других ответственных задач. Одной из юридических дисциплин, посвященной проблемам организации предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, является криминалистика. Криминалистика – наука о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей специальных средств и методов судебного исследования и предотвращения преступлений». Учебная дисциплина «Криминалистика» один из продуктов криминалистической науки, производная от криминалистической науки и поэтому имеет одинаковое с ней наименование, что, впрочем, характерно практически для всех учебных дисциплин. Это специальным образом систематизированная, апробированная практикой обучения и результатами практической деятельности научная криминалистическая информация, усвоение которой позволяет выработать у обучаемого основы криминалистического мышления, а также способность решать на достаточном, профессиональном уровне практические задачи по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений. Криминалистика входит в число обязательных специальных дисциплин юридического высшего образования для любой, установленной Государственным стандартом специализации. Основная цель преподавания дисциплины состоит в подготовке для правоохранительных органов специалистов, изучающих криминалистику для дальнейшего ее применения в практической деятельности. В соответствии с этой целью основными задачами курса являются: 1) прививание студентам глубоких и систематических знаний теории криминалистики; 2) формирование у студентов устойчивых навыков использования криминалистических рекомендаций в процессе предупреждения, выявления, расследования преступлений; 3) формирование у студентов высокого уровня правосознания, умения эффективно бороться со всеми видами преступности. Требования к уровню подготовки специалиста: - знать предмет криминалистики; ее взаимосвязь с другими правовыми дисциплинами; специфические аспекты криминалистического изучения преступной деятельности и деятельности по расследованию; криминалистическую технику; криминалистическую тактику; виды методик расследования. - уметь применять методы криминалистического исследования различных объектов, являющихся предметом изучения традиционных криминалистических экспертиз; применять тактические приемы производства отдельных следственных действий; организовать процесс расследования преступления, грамотно составлять документы правового характера, принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам обучения по дисциплине «Криминалистика» предъявляются следующие компетенционные требования (профессиональные компетенции – далее ПК): - способность применять полученные знания в области криминалистики для квалифицированного назначения и оценки результатов различных видов судебных экспертиз (ПК-1); - способность эффективно применять криминалистические рекомендации в сфере организации планирования расследования уголовных дел, тактики производства отдельных следственных действий (ПК-2); - умение квалифицированно использовать криминалистические методики расследования преступлений в ходе производства по уголовным делам (ПК-3); - готовность к выполнению должностных обязанностей, возлагаемых на дознавателя, следователя (ПК-4); - способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления (ПК –5); - умение правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической документации (ПК-6); Студент должен также владеть: - методикой самостоятельного изучения и анализа доктринальных положений науки криминалистики; - навыками проведения криминалистически обоснованных процессуальных действий по уголовному делу, а также навыками составления основных процессуальных актов досудебного производств. Изучение курса «Криминалистика» взаимосвязано с такими дисциплинами как: «Уголовный процесс»; «Уголовное право»; «Гражданско-процессуальное право»; «Гражданское право»; «Семейное право», «Криминология»; «Оперативно-розыскная деятельность»; «Административное право»; «Международное право»; «Юридическая психология»; «Уголовно-исполнительное право»; «Прокурорский надзор»; «Логика»; «Судебная этика» и др. Программа и структура курса рассчитаны: на усвоение студентами необходимой и достаточной информации о понятии, предмете, социальной роли и назначении науки криминалистики; на осознание её места в системе юридических наук; на получение представления об истории и современном состоянии отечественной и мировой криминалистики, а главное, на знание и понимание возможностей применения методов и средств криминалистики в решении конкретных задач правоохранительной и правоприменительной деятельности. Программа учитывает современное содержание криминалистических знаний: новые теории, понятия, научно-технические средства и методы. При определении структуры программы учитывалась необходимость первоочередного решения именно этих задач обучения. Учитывалось также: ограниченное количество часов для проведения аудиторных занятий; степень обеспеченности специальной литературой и научными разработками по тем или иным проблемам; возможности самостоятельного изучения ряда тем. Теоретическая часть программы представляет собой 26 тем, которые представлены в определенной последовательности и распределены в четырех разделах. Порядок изучения тем является традиционным. Программа дисциплины является единой для всех форм обучения, но преподавание курса осуществляется по различным тематическим планам, адаптированным соответственно к каждой из форм обучения (очная и заочная). Основной учебный материал студентам дается на лекционных занятиях, они предусмотрены по наиболее важным темам. Полученные знания углубляются на семинарских занятиях, которые проводятся с максимальным использованием обобщенных материалов практики борьбы с преступностью и личного опыта обучаемых, с их ориентацией на практические вопросы, с максимальным приближением обучения к конкретным ситуациям, складывающимся на практике. Следующей формой закрепления теоретических знаний студентами являются практические занятия. Они проводятся в форме групповых упражнений с использованием элементов деловых игр при выделении различных игровых ролей. На практических занятиях имитируются реальные ситуации, возникающие в процессе расследования преступлений, составляются процессуальные акты. Моделирование следственных ситуаций осуществляется как на основе специальных компьютерных программ, так и на основе вводных задач. Для имитации следственных ситуаций и подачи вводных используются также видеозапись хода и результатов проведения на практике реальных следственных действий. На практических занятиях непосредственно используются технико-криминалистические средства. Проведение части занятий предполагается на специально оборудованных полигонах. Помимо указанных форм подготовки специалистов, в процессе обучения в межсессионный период достаточно эффективным и необходимым видом учебной работы является самостоятельная работа студента с нормативными материалами, учебниками и учебными пособиями, монографическими изданиями, а также с периодикой и иными источниками информации. Курс криминалистики изучается в течение одного семестра. Изучение курса заканчивается сдачей экзамена.
|