Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Системы мониторинга и их задачи
Прогнозирование, оценка и предупреждение чрезвычайных ситуаций возможны только на основе мониторинга. Мониторинг - система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия. В зависимости от масштаба ЧС различают мониторинг глобальный, региональный, импактный, базовый. Глобальный мониторинг - слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере, их оценка и прогнозирование возможных изменений. Региональный мониторинг - слежение за процессами и явлениями в определенных регионах, в которых эти процессы и явления отличаются по природному характеру или по антропогенным воздействиям от естественных биологических процессов, их оценка и прогнозирование возможных изменений. Импактный мониторинг - слежение за процессами и явлениями в особо опасных зонах и местах, непосредственно примыкающих к источникам загрязняющих веществ, их оценка и прогнозирование возможных изменений. Базовый мониторинг - слежение за состоянием природных систем, на которые практически не влияют региональные антропогенные воздействия, их оценка и прогнозирование возможных изменений. Это, как правило, удаленные от промышленных районов территории, биосферные заповедники. Функционирование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций обеспечивается Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь при взаимодействии с иными органами исполнительной власти и их территориальными органами. Сбор мониторинговой информации осуществляют министерства, ведомства и центральные органы управления. Министерство здравоохранения осуществляет медицинский мониторинг и мониторинг физических явлений; Госкомгидромет - мониторинг атмосферного воздуха и радиационный мониторинг; Минприроды - мониторинг гидросферы, комплексный экологический мониторинг; Национальная Академия наук - мониторинг растительности, сейсмический мониторинг, мониторинг животного мира и т.д. Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций создается с целью своевременного выявления причин возникновения чрезвычайных ситуаций, определения возможных масштабов и характера развития чрезвычайных ситуаций, выработки рекомендаций для принятия необходимых мер по предотвращению возникновения ЧС и смягчению их социально-экономических последствий. Основными задачами системы мониторинга и прогнозирования ЧС являются: • оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках ЧС природного и техногенного характера; • прогнозирование возможного возникновения ЧС и их последствий на основе оперативной фактической и прогностической информации, поступающей от ведомственных и иных служб наблюдения за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях; • лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья; • разработка, оценка эффективности реализации мер по предотвращению или устранению ЧС; • разработка сценариев развития ЧС; • информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации ЧС; • создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам ЧС и других информационных продуктов.
|