Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация обучения населения в системе гражданской обороны
Опыт ликвидации последствий стихийных бедствий, а также аварий и катастроф, особенно на предприятиях атомной энергетики (АЭС) и объектах, производящих и использующих в производстве СДЯВ, показывает, что население, получившее необходимые знания по гражданской обороне, по правилам поведения при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах действуют более умело, активно и решительно, что снижает потери, помогает быстрее восстанавливать промышленные объекты и здания, производство, создает более высокое морально-психологическое состояние. Это выдвигает необходимость глубокого знания населением природы и характера стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, правил поведения и их соблюдения в экстремальной обстановке. На гражданскую оборону возложена задача по обязательному обучению населения способам защиты в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе при ведении военных действий и вследствие этих действий. Взрослое население, в том числе не занятые на производстве и в сфере обслуживания, обязано обучаться гражданской обороне. Подготовка по гражданской обороне должна вооружать население определенной суммой знаний, а также обучать правилам поведения и действиям экстремальных условиях при ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф. В целях повышения эффективности обучения населения по гражданской обороне необходимо повышать качество обучения и уровень готовности руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны. Основными принципами системы обучения являются: - дифференцированный подход к организации обучения; - предоставление начальникам гражданской обороны объектов большей самостоятельности в определении тематики и порядка проведения занятий; - применение форм и методов, которые при минимальном отрыве рабочих, служащих и колхозников от производству обеспечивают приобретение ими практических навыков в выполнении задач гражданской обороны с учетом специфики производства, возможных аварийных ситуаций и стихийных бедствий, местных условий, органическое сочетание учебных задач гражданской обороны с выполнением производственных планов. Обучение населения по гражданской обороне организуется в учебных заведениях, по месту работы и жительства граждан. Основная часть населения должна быть подготовлена к умелым действиям в экстремальных условиях мирного времени в составе невоенизированных формирований гражданской обороны, в которых состоит значительное количество рабочих, служащих, колхозников. Подготовка невоенизированных формирований проводится ежегодно в рабочее время по специальной тематике. Основным методом подготовки должны быть практические занятия. Завершается подготовка тактико-специальными учениями, которые проводятся в рабочее время. С частью формирований они организуются ежегодно, а остальными один раз в три года в ходе комплексных учений и тренировок на объектах. Рабочие, служащие и колхозники, не входящие в формирования, обучаются ежегодно по тематике гражданской обороны непосредственно в учреждениях, а неработающее население - в жилом секторе. Конкретные темы и количество часов на их изучение определяются начальниками гражданской обороны объектов с учетом местных условий, специфики производства. Для этой категории населения установлены следующие виды обучения: - самостоятельное изучение вопросов гражданской обороны с проведением ежемесячных тренировок под руководством начальников отделов, цехов, участков и других структурных подразделений; - регулярные плановые занятия в составе учебных групп под руководством специально подготовленных руководителей. В ходе занятий и тренировок с рабочими, служащими, колхозниками отрабатываются мероприятия, предусмотренные планами гражданской обороны, действиями в случае возможной аварии на объекте или стихийного бедствия, характерного для данного региона, уделяется особое внимание привитию обучаемым навыков в отработке нормативов, оказанию само- и взаимопомощи при травмах и поражениях. На радиационно и химически опасных объектах проводятся тренировки с производственным персоналом и населением прилегающих кварталов по действиям в чрезвычайной обстановке с получением информации об авариях на этих объектах, отрабатываются вопросы экстремальной эвакуации. В ходе занятий большое внимание должно уделяться моральной и психологической подготовке населения, воспитанию стойкости, готовности выполнять обязанности в любых экстремальных условиях. Обучение по гражданской обороне населения, не занятого в сфере производства и обслуживания (пенсионеров, домохозяек, инвалидов и др.) проводится по месту жительства по программе гражданской обороны путем самостоятельного изучения пособий, памяток по гражданской обороне, прослушивания (просмотра) радио- и телепередач, кинофильмов по ГО. Доведение до населения конкретных сведений (о действиях при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, местах нахождения защитных сооружений, пунктов выдачи средств индивидуальной защиты, сборного эвакуационного пункта), касающихся непосредственного его участия в мероприятиях ГО по месту жительства, осуществляется на консультативных пунктах, которые развертываются при жилищно-эксплуатационных отделах, классах и защитных сооружениях гражданской обороны. В качестве консультантов (инструкторов) привлекаются работники жилищно-эксплуатационных служб, а также активисты ГО из числа офицеров (сержантов) запаса, ветеранов войны и труда, с которыми проводится предварительное обучение на курсах ГО. Порядок работы консультативных пунктов определяют начальники жилищно-эксплуатационных служб. В сельской местности организация консультаций возлагается на сельские (поселковые) Советы с привлечением подготовленных активистов гражданской обороны. После подготовки по программе ГО население должно знать приемы и способы действий при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Важно умело выполнять правила эвакуации, пользоваться средствами индивидуальной защиты и изготовлять своими силами простейшие из них, знать, где и как укрываться, уметь своевременно заполнять убежища и соблюдать правила поведения в них, уметь оказывать само- и взаимопомощь. Необходимо знать и выполнять правила поведения в районах радиоактивного и химического заражения, очагах инфекционных заболеваний, знать, в чем суть режима радиационной защиты, каков порядок действия населения с его введением. Основными методами обучения всего населения страны правилам поведения и действиям в экстремальных условиях мирного и военного времени являются разъяснение и усвоение необходимых теоретических знаний с проведением практических занятий. На практических занятиях и тренировках отрабатываются важнейшие вопросы действия населения в экстремальных условиях. В частности, большое значение имеет изучение порядка оповещения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. В программах для обучения населения целесообразно предусматривать следующие темы: 1. Гражданская оборона в Республике Беларусь и ее задачи. 2. Средства коллективной защиты. 3. Средства индивидуальной защиты. 4. Рассредоточение и эвакуация. 5. Действия при угрозе нападения противника и по сигналам оповещения гражданской обороны. 6. Действия в зонах радиоактивного, химического и бактериологического заражения. 7. Действия при стихийных бедствиях, характерных для данной местности. 8. Организация защиты детей от оружия массового поражения. 9. Основные способы проведения спасательных работ в чрезвычайных ситуациях. 10. Оказание самопомощи и взаимопомощи при ранениях, переломах и ожогах. 11. Оказание самопомощи и взаимопомощи при поражениях радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами. Уход за больными.
|