Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста






 

В настоящей сложной экономической ситуации государственная поддержка и социальная защита особенно необходимы семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста. Одним из вариантов психолого-педагогической помощи таким семьям может быть реорганизация нынешней общественной системы воспитания детей. Причин, делающих это непременным и возможным, несколько.

 

Существующая система ясельного воспитания уже не способна отвечать современным требованиям. Как следствие этого, большинство детей (прежде всего детей с особыми нуждами) не укладывается в ту схему развития, на которую рассчитаны ясельные учреждения. Таким образом, проблемные малыши, семьи которых и так не получают необходимой социальной поддержки, вынуждены оставаться за пределами яслей без психологической и педагогической помощи.

 

Среди населения наблюдается правомерный и естественный рост популярности семейного типа воспитания, в результате чего большая часть так называемых благополучных детей раннего возраста воспитывается в домашних условиях. Эти дети чаще всего впервые попадают в поле зрения специалистов лишь к моменту поступления в школу или еще позднее, когда выявляется их несостоятельность в школьном обучении. Хотя нередко у этих детей за внешним благополучием скрываются различные отклонения в психическом развитии, заметные на ранних ста­диях только специалистам (психологам, дефектологам, психоневрологам). Таким образом, данная категория детей также остается без необходимой социально-психологической помощи в раннем возрасте.

 

В последнее время школа стала предъявлять повышенные требования к интеллектуальному уровню детей уже при их поступлении в школу. При этом зачастую проводится недостаточно профессиональный, но очень жесткий отбор и отбраковка «непригодных» к обучению детей в элитных и престижных школах (порой создается впечатление, что перед школой стоит задача учить только тех детей, которые и без нее доказали свою способность к обучению). В связи с этим заботливые родители начинают интенсивно готовить своих малолетних детей к пред­стоящим школьным испытаниям. «Домашние» дети с двух-трехлетнего возраста посещают всевозможные эстетические студии для дошкольников, прогимназии, подготовительные курсы при школах. К сожалению, во многих из них занятия проводятся педагогами, не имеющими специального дошкольного образования.

 

Педагоги не всегда учитывают возрастные особенности обучаемых детей, зачастую в содержание используемых программ не заложен принцип развивающего обучения. Целью таких занятий становится подготовка-натаскивание детей к конкурсным испытаниям в школе, без учета их возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и проблем развития. Как следствие, в ряде случаев у детей-дошкольников еще до поступления в школу формируется негативное отношение к занятиям: у них не только гасится познавательная мотивация, но и появляется опережающий страх неуспеха, рождается неверие в свои возможности. Поэтому в данных учреждениях становятся актуальными вопросы психологической готовности маленького ребенка к систематическим занятиям, а также проблемы своевременной психологической помощи детям раннего возраста.

 

Несмотря на все вышесказанное, даже в крупных городах до сих пор не налажены в достаточной степени ни система ранней диагностики психического развития детей, ни система ранней коррекционной помощи. Очень мало специальных (психолого-дефектологических) диагностических центров для детей раннего возраста, крайне мала сеть учреждений для детей раннего возраста с отклонениями в развитии. Нет достаточного числа профессионально подготовленных детских психологов, знающих особенности развития детей раннего возраста, пато­психологов и дошкольных дефектологов широкого профиля. Почти отсутствуют психолого-педагогические консультативные пункты для родителей, где они могли бы получить знания, необходимые для воспитания ребенка, индивидуальные рекомендации и методики по проведению повседневных коррекционно-разви-вающих занятий с ребенком.

 

Таким образом, в настоящее время стало чрезвычайно актуальным создание широкой сети консультативной психолого-педагогической и медицинской помощи детям раннего возраста. Назрела необходимость в разработке принципиально новых форм взаимодействия дошкольных и специальных (коррекционных) учреждений с семьями, самостоятельно воспитывающими детей раннего возраста. Желательно также дальнейшее совершенствование системы специальных яслей для детей с разными типами отклонений в развитии, предусматривающей не только медицинскую, но и не менее необходимую дефектологическую и психологическую помощь.

 

В качестве новых форм взаимодействия семьи и детских учреждений, имеющих высококвалифицированных специалистов по раннему детству, а также в плане расширения консультативной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста может быть предложено следующее:

 

создание более широкой сети консультативных пунктов, где родители смогут получать медицинскую и психолого-педагогическую помощь по диагностике психического развития, по содержанию и методам коррекционной работы с ребенком в семье, по вопросам воспитания и организации домашнего режима, по налаживанию взаимоотношений ребенка со взрослыми членами семьи, по установлению его контакта с другими детьми в семье и за ее пределами (в яслях, студиях, во дворе и т. п.);

 

• организация групп домашнего обучения и кратковременного пребывания детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) и дошкольных учреждениях общего типа. Группы домашнего обучения и кратковременного пребывания могут создаваться с целью максимального приближения коррекционной помощи к месту жительства ребенка, вовлечения как можно большего числа нуждающихся детей, а также для оказания своевременной психолого-педагогической поддержки семье, воспитывающей проблемного ребенка. В Министерстве общего и профессионального образования РФ рассматривается инструктивно-методическое письмо (1997), составленное сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО (Л. И. Плаксиной, Е. А. Стребелевой, Н. Д. Шматко), в котором предлагается подобная форма коррекционно-воспитательной помощи про­блемным детям раннего возраста.

 

Консультативные службы и группы кратковременного пребывания детей могут открываться при специальных (коррекционных) и учебно-воспитательных комплексах (ясли-сад, реабилитационные центры и дошкольные эстетические и развивающие студии, а также в детских поликлиниках. Это позволит использовать помещения данных учреждений и работающих там специалистов по раннему возрасту (в отдельных случаях можно привлекать недостающих специалистов на договорных условиях)..

 

В раннем возрасте необходимо регулярно проводить скрининговое медико-психологическое обследование, направленное прежде всего на определение детей группы риска, в том числе детей с достаточно высоким интеллектом, которые развиваются не по стандартному варианту и не могут без специальной помощи использовать свои потенциальные возможности. Поэтому в штате даже обычных дошкольных учреждений (в том числе яслей) желателен психолог и врач-консультант-психоневролог. В штатном расписании специальных учреждений для проблемных детей помимо перечисленных специалистов также необходимо достаточное число дошкольных дефектологов широкого профиля.

 

В задачу психолога могут входить следующие направления работы: индивидуальное психологическое обследование детей, определение общего уровня психического развития, выявление структуры нарушения (то есть выделение сохранных и формирующихся с задержкой психических функций). По результатам психологического обследования психолог совместно с педагогом или дефектологом может намечать стратегию и тактику коррекционной работы с каждым ребенком. В дальнейшем психолог наблюдает за его продвижением, выделяет те параметры психического развития, которые требуют большего внимания, участвует в разработке системы коррекционных занятий, учитывающей все индивидуальные особенности конкретного ребенка (темп психической деятельности, утомляемость, устойчивость внимания и т. п.). Особенно важна роль психолога в адаптационный период, когда резкий переход от одной системы воспитания к другой может привести ребенка к дезадаптационному стрессу. Поэтому психолог помогает де-фектологу, воспитателям и родителям в проведении наиболее сложного для ребенка начального периода пребывания в новой системе воспитания.

 

^ Работа дефектолога может быть направлена на развитие крупных и мелких движений, восприятия, мышления, действий с предметами, игры, элементов творчества (конструирование, аппликация, лепка, рисование).

 

Для успешной и полноценной деятельности консультативных пунктов и дошкольных учреждений необходимо оснащение их мебелью, удобной и соответствующей возрасту детей; наборами специально подобранных методических пособий-игрушек, учитывающих особенности развития детей, а также необходимой множительной техникой. Набор игрушек и пособий для яслей или консультативных групп каждого профиля должен разрабатываться психологом и дефектологом с учетом возраста и характера нарушения развития детей. Наличие копировальной техники позволит обеспечить каждого родителя необходимыми методическими рекомендациями и описанием конкретных индивидуальных занятий, а также методическими материалами, текстами прочитанных лекций и т. д. На консультативных пунктах предполагается проведение следующей работы:

 

• психолого-педагогические и врачебные консультации по воспитанию и обучению детей раннего возраста;

 

• проведение развивающих занятий (индивидуальных и в малых группах — по два или три ребенка);

 

• чтение лекций для родителей;

 

• проведение семинарских занятий, на которых обсуждаются проблемы, волнующие родителей;

 

• обучение родителей игровым занятиям с детьми в домашних условиях;

 

• демонстрация и разбор индивидуальных коррекционных занятий с обучающей целью и т. п.

 

Родителей необходимо учить методикам проведения коррекционных занятий, так как они являются самыми заинтересованными в успехе обучения людьми и больше всего времени проводят с детьми. К тому же родителям важно чувствовать свою нужность и способность помочь собственному ребенку. Такое обучение предполагается как для родителей, воспитывающих детей в яслях, так и для родителей, чьи дети находятся дома.

 

Предлагаемые нововведения требуют существенных инвестиций, но реорганизация системы помощи проблемным детям раннего возраста не может не окупиться сторицей. Неуспеваемость детей в начальной школе и в связи с этим содержание классов коррекции или выравнивания; массовый характер срывов в подростковом возрасте и содержание спецшкол и спецПТУ для девиантных подростков — все это обходится государству значительно дороже. Кроме того, известно, что коррекционный эффект значительно выше и легче достигается в раннем возрасте, нежели в школьном.

 

На протяжении нескольких лет предлагаемые формы консультативной работы и взаимодействия семей и дошкольных учреждений возникали стихийно (в специализированных яслях, в дошкольных студиях) и на практике показывали свою необходимость и перспективность.

 

Вместе с тем специалисты и родители нередко испытывают дефицит знаний в чисто организационных вопросах проведения коррекционных занятий с маленькими детьми, отмечают трудности в адаптационном периоде ребенка к занятиям и детскому учреждению, указывают на сложности налаживания продуктивного обучающего и корригирующего общения с проблемными малышами.

 

С учетом недостаточной освещенности этих проблем в литературе данная статья помимо организационных вопросов касается также:

 

• вопросов подготовки детей 1, 5-3 лет к посещению детского учреждения или систематических занятий в коррекционной консультативной группе;

 

• вопросов установления контакта взрослого с ребенком раннего возраста в адаптационном периоде;

 

• вопросов организации общения родителей с проблемными малышами в домашних условиях.

 

Предлагаемые рекомендации в большей степени относятся к детям с эмоциональными интеллектуальными нарушениями, хотя общие подходы можно использовать для всех категорий детей раннего возраста (с сенсорными и двигательными нарушениями).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал